В любом случае, у нас есть на это сорок минут –

Урок. Потому что перемены – они везде перемены,

И финские дети мало  отличаются  от африканских.

Кроме урока в школе нет ничего.

Лучше, конечно, -  два. 

Сергей В., любимый учитель,  опоздал

И мне дали два класса – 22 человека!

Понял, не хватало раньше драйва государственной школы!

Опоздал он на два урока –

И мне дали  два урока! Подряд! В двух классах!

 

Хочу поделиться радостью, как все было,

А заодно изложить основы дидактики - текст войдет в учебники по педагогике:

Пять минут мы здоровались друг с другом,

Двадцать минут они читали текст  о свадебном ритуале -

Изучаеи  жизнь русского крестьянина -

Разделив его (текст) пополам с соседом,

Не хихикая, -  а это был девятый класс.

Потом  десять минут

Рассказывали половинки соседу, по очереди,

Каждый из двадцати двух говорил пять минут –

Каждый!

За  урок мы сделали всю школьную работу:

Ознакомились с новым материалом,

Закрепили этот материал  

И проверили его тут же.

Звонок.

 

А потом все началось:

Кому что не понятно?

Что не укладывается,  кажется странным, диким, не-так-как-у-нас;

Что выводит о-задачивает, выводит из-ума.

«Школе остается одно – учить  о-задачиваться» Анатолий Ахутин

Разумеется, в группах: одиннадцать групп о-задачились так:

Что вообще с этой «традицией» делать: следовать или просто изучить?

Почему молодица становилась полноправной хозяйкой только после рождения мальчика?-

Почему в этом ритуале все время что-то делают с волосами невесты?

Почему жених и невеста почти не участвуют в этом деле – за них все делают друзья –дружки?

С чего это свадебную кровать стелили в хлеву?

Обычно невеста на свадьбе бывает веселая и активная – а почему тут она должна «обезножить» и двое суток причитать?

Почему вопрос о «честности невесты» беспокоил кого-то, кроме жениха?

Это вопросы, поставленные перед «теми людьми»,

Если вдруг мы отправляемся в поле – этнографическую экспедицию

В русскую дереыню на два столетия назад или

Самому себе.

Мастерство учителя –  довести учеников до состояния непонимания.

На этом можно было бы урок закончить,

Но осталось еще немного времени.

Выбрали одну проблему – про молодицу и рождение мальчика,

Каждая группа дала интерпретацию,

Я последним был по списку, слушали внимательно.

Учитель тоже иметт право говорить на уроке, последним.

Звонок.

*

Один урок иль два подряд?

Когда бы не спеша и без затей,

То было б лучше для детей –

Два, и я тому был б рад.

*

Первый – это вместо домашней работы,

Без которой мы живем до восьмого:

Учить! Учить работать самостоятельно

Прямо тут, в школе!

*

Можно, в старших классах,  дать заранее прочитать -

Тогда первый урок состоится дома,

А второй будет взрослым  семинаром!

*

Всем ли читать один текст или половинки?

Если текст глубокий – вглубь   – то один всем,

Если  вширь - напополам интереснее.

*

Если не текст, а фильм?

Какая разница?

На худой конец, когда ни текста, ни фильма –

Сойдет и мой рассказ.

Не рассказ, нет.  Загадки!

Загадки  загадываю с подсказками.

А дети рисуют картиночки типа плана.

*

Иногда до чтения хочется их растормошить:

А как вы думаете?

Чтобы потом оказалось, что всё совсем не так,

Как они думают.

*

Оценки! Как оценки следует нам  ставить?

Есть два этапа работы – два уровня:

Репродуктивный – знание и повторение и

Продуктивный – понимание и непонимание.

Взял высоту - Молодец!

Это не плюсы, которые плюсуются – абсурд!

А  подъем на высоту.

Не-понимание – высшая точка! -  

Взятие высоты можно фиксировать

Устно:

Над чем это заставили задуматься?

Как изменилось твое виденье?

Что осталось непонятным на уроке?

Или письменно:  

Как записочки лектору в конце лекции.

Учитель тоже может задавать вопросы - 

Справшивать то, что он не понимает.

*

Домашнее задание?

В средней школе -  провести урок для родителей,

В дверном проеме через неделю проверяюподписи.

Это задание по следам урока,

А в старшей – урок по следам задания:

Дверь открыта только для тех, кто дома уже.

*

Работа без итогового  текста – время на ветер.

Вместо контрольной в конце четверти и года,

Когда  школу украсили гирляндами и поставили елку,

Несколько маленьких письменных работ по ходу дела,

Ученик выбирает: и тему, и время.  

Писать можно и дома:

Это нигде не спишешь,

Тема работы же – не повторимая:

Ответ на собственный вопрос.