Все записи
13:57  /  16.04.17

1550просмотров

Сезон Перелетных Детей

+T -
Поделиться:

Первого апреля мы открыли его - Класс для детей, которые не ходят в школу. Это дети, приехавшие к нам из стран Центральной Азии и по разным причинам не устроенные в российскую школу. Как правило, это подростки - могли б ходить в 5-11 классы, но не ходят:

Им либо уклончиво говорят, что мест в классе нет, хХотя по Конституции надо брать всех, даже без регистрации; директоров осуждать нельзя: Ребята почти не говорят по-русски, какой там синтаксис сложноподчиненного предложения?

Либо берут, но на года два  младше, и послушные восточные мальчики становятся отказниками: не ходят в школу и всё.

Либо родители, сами не очень хорошо говорящие, гаслышавшись грустных историй, даже не пытаются приписать ребенка в школу - Он сидит дома, помогает по хозяйству: девочки нянчатся с малышами, мальчишки торгуют на рынках или играют в футбол.

Сколько таких детей - не известно никому. Общее правило жизни мигранта в России - вести себя тихо, а то - депорт. А с детьми вообще нужно быть осторожным.

Думаю, среди читателей нет людей, которых нужно было б убеждать, что все дети имеют право на образование. Вопрос в другом: Как правильнее реализовать это право?

Должны ли дети учиться в общих классах, посещая факультативы по русскому языку(1)?

Или вместе со всеми они будут ходить на искусство и  спорт, а все остальное - в специальных группах поддержки (2)?

Или для приезжих детей, плохо говорящих по-русски, должны быть организованы специальные классы, на один-два года, после чего они смогут Учиться вместе со всеми (3)?

Первый вариант - наиболее реалистичен для наших школ, все тут -  в руках директора. Второй - об этом можно только мечтать. Третий - сомнителен. Какая интеграция в специальных классах? Но ситуации бывают разные, и вопрос стоит в нашем случае так: или подросток вообще не ходит и не получает образования, или в семейной и дружеской обстановке он интенсивно учит русский - чтобы иметь возможность через год пойти в школу вместе с российскими сверстниками. Одним словом, мы его открыли - Класс для детей, которые живут в России и не ходят в школу.

Думаем, это будет не один класс, а два, Если, как говорится, Аллах захочет. Потому что дети очень разные: и которые-должны-быть во втором, и - в десятом. Будет маленькая такая школа, название не придумали: или "САЛОМ!" - вполне международное слово, или НУХ КЕМАСИ - таджики говорят, так по-узбекски Ноев Ковчег, узбеки согласны: так, говорят, это по-таджикски.

О том, как набирали детей: Гульбарчын, замечательная женщина и мама трех детей, привела к нам всю киргизскую диаспору Павшинской Поймы, с узбекской и таджикской не так оказалось просто.

Если кто не знает, Киргизия вошла в Таможенный союз,  и для граждан страны не нужен патент на работу - поэтому в России и Павшинской Пойме много киргизских семей.

Таджиков, по общему мнению, тоже много: есть и семейные, с детьми; учатся далеко не все, вчера, к примеру, говорил с двадцатилетним парнем, которого десять лет назад привезли в Россию, и в школу он не ходил вообще - работает гардеробщиком в фитнес-центре. Многих мальчишек и особенно девочек родители даже не пытаются приписать к школе - это понятно. Но не хорошо.

Резидентов в этих диаспорах Мы пока не нашли. Ищем.

Где все это будет происходить?Первый вариант был - прямо на квартире у Гульбарчын: она превратила ее уже в класс для занятий со взрослыми, готова была и детей пустить. Я восхищаюсь - моя жена не пустила б. Но все-таки полдня в тесной комнатке - это слишком.

Рядом в домом Гульбарчын - просторная суперновая школа, директор которой открыл нам двери трех классов, а Департамент образования района поддержал так, как никогда,

Однако, что такое класс для инородцев в большой школе?

Департамент образования, это важно, предложил  помочь этих детей устроить в школы, И это было бы правильным вариантом, но: подростки почти не говорят  по-русски, и Учить их в общих классах, даже в факультативами поддержки - не много смысла.

Остался вариант дислокации - Лицей Ковчег. Три преграды: полчаса на автобусе до школы. Вторая - школа переполнена и трещит. Третья, самая сложная - как открыть бесплатный класс в очень платной школе?

Наши старшеклассники, самая большая радость и гордость! - работают волонтерами, учат русскому языку. Родители не задают почти вопроса, почему мы детей не-граждан учим бесплатно,  более того, многие поддерживают проект финансово. А учредители Лицея Ковчег - просто шестидесятники какие-то.

Но все же, я не осмелился открыть два класса прямо в школе. И мы решили пока вот так: учимся четыре дня, всего - 16 часов, один день - в  новой и просторной школе в Пойме, Один - в субботу в Лицее Ковчег, Еще два - в будни, у нас же, после обеда. Мы заканчиваем в пять вечера, ученики из НУХ КЕМАСИ будут приезжать в два часа: И наши старшеклассники смогут, наряду с профи, поработать волонтерами.

Начнем, а потом - посмотрим.

 

Комментировать Всего 1 комментарий

Какие вы молодцы! спасибо.

Эту реплику поддерживают: Светлана Кузнецова