Все записи
18:03  /  5.05.17

5646просмотров

Не обещайте деве юной...

+T -
Поделиться:

 - Вы вообще-то в вечную любовь верите?

- Ну, гм, ну, бывает...

- Понимаете, РИ, девочка - это такой организм...

И только три девушки, сидевшие у окна, сказали в голос:

- Верим!

В каком классе можно слушать с ними Окуджаву? Чтоб еще не рано, уже не поздно? И  можно  ли его в школе: в сорок минут между контрольной по математике и английским тестом? Если можно, то просто слушать  или все ж  проникать вглубь, избегаю слова "анализ". 

Ясно дело, для проникновения нужны хорошие вопросы. Хороший вопрос - главное в образовании. Который от искреннего непонимания, от столкновения привычного и непривычного и  невозможности втиснуть второе в первое. Треск мозгов, скрежет зубов и новые нейронные связи.

Но что такое "хороший вопрос" в литературе? Что значит это слово, как понял фразу, хороший герой или плохой и, не дай Бог, как бы себя повел на его месте? - Все не то, не литература это.

Хороший вопрос - вопрос к форме: Как простые обычные слова и мысли, которые сам думал, о-формляются - становятся волшебными.

Из какой-то деревяшки,

Из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии,

Которой я служил...

Два подхода возможны, думаю: Не читая текста еще,  сам написал на  тему и сравнил потом(1); Прочитав текст, зацепиться за слова и сочетания слов, которые «не такие» и поэтому в-печатляют (2)

Первый ход: напиши - устно можно - сочинение на тему: "Не обещайте деве юной любови вечной..." или "И все такое молодое, и все как будто как будто на века". После чего можно слушать Окуджаву.

И все-таки, это довольно грубый прием: он настраивает нас на общий план, на глобальные разно-чтения. Грубый, но сильный: на тинэйджеров действует гарантировано.

Второй ход поделикатнее.  Послушать и спросить: О чем? Что услышали? Какое настроение?  А потом  увидеть, приглядевшись к форме,  что все не совсем так.

- Что услышали?  Ну, о войне. О любви, которую не надо обещать. Почему?  Так, меняется все в жизни, а может и от того, что убьют. Настроение? Довольно веселое: особенно пор шампанское рекою. Крест? Ну, крест... Может, который на ленте носят или в петлице - судьбою он уготован кавалергарду.

Это первое чтение-слушанье.  И все эти недоразумения - не от непонимания смысла отдельных слов, нет! А от восприятия текста напрямую, как череды обычных слов. Деревяшек и грубых жил.

Вот и задача: через слова, играя как бы в ассоциации - потому что слово бесконечно в значениях, - проникнуть в душу и поджечь.

Я немножко упростил их ответы на вопрос: Что тут слышишь? Были и другие: Песня как бы веселая и грустная одновременно, там все "как будто" радостное и молодое, а потом наступает "но" - и командир уже в седле, да и с крестом в грядущей мгле - все ясно.

Бывают дети, которым дано.

Остается только конкретизировать догадку. Две темы как две мелодии звучат тут: Веселья и Смерти.

Век сладок, поет труба, звон сабли - где то! Рокочет голос струнный, юные забавы, сладок мир подлунный, смеясь, течет шампанское! Рекою! Молодое! На века! - вот первая мелодия текста, тут все сладкое и все рокочет. Музыка и Сладость!

Но... Командир уже в седле, лежит тревога на челе - двойное это "но" ломает все пополам, Кровь не пролилась, назначен грядущей мглой,  - тема смерти, которая начинается командиром в седле и тревогой на челе, завершается мглой и назначенностью - предрешенностью

А еще интересно, но таких догадок не было, ведь это первая песня Окуджавы, которую слушаем, про "век не долог" и "как будто на века":

Век не долог, юные забавы напрасно пытаетесь продлить, Все под рукою - как будто.

И жизнь короткая проносится и тает, Наша судьба - то гульба, то пальба, Все слабее запах очага и дыма, А шарик вернулся...

И это на фоне вечности: Моцарт на старенькой скрипке играет, А над головами - лишь земля и небо, На веки вечные мы все теперь в обнимку...

Вечность - это и Моцарт, и Пушкин, и грядущая мгла.

Кавалергарды, век не долог, И потому так сладок он!

 

Комментировать Всего 1 комментарий
Anton Litvin

- Можно, можно.

- Нужно?

- Нужно.

- Потому, как сладок он... Да?

- Да!