Финны выбросили из школы все предметы, сломали перегородки  -  делают программу вокруг  жизненных тем. Торжество прагматизма вызывает скептицизм – однако, темы могут быть разные: и практические, и мировоззренческие, и это интересно.

 Вот набросок программы для финской школы по гуманитарному направлению, можно было назвать – Cultural   Studies. Эти Стади могли б существовать в школе как Большой предмет, наряду с  Естествознанием, Математикой, Языками и Искусствами.

 По-русски говоря, это интеграция таких дисциплин, как История и Социология – Социальная история. В основе лежит не привычный исторический принцип: от Первобытности  до Современности, а  «структурный»: Детство, История семьи, Жилище, Техника, Структура общества - два десятка тем, каждая – на четверть; получилось на пять лет средней школы.

 В рамках каждой темы (структуры) исторический подход остается. СЕМЬЯ: в «традиционных» обществах. в Античности. на Востоке, в Средневековой Европе, в эпоху Нового времени, современная семья.

 Вопросы к каждой теме – это как бы анкетка, которую мы предлагаем людям разных культур: чтобы выслушать сравнить их ответы. Все эти голоса и ответы звучат одновременно и определяют сознание подростка. Вполне мировоззренческая программа получилась.   

 Это только гипотеза. Не уверен, что именно так надо преподавать гуманитарные науки в  нашей школе. А финны пусть сами себе решают.

 ЖИЛИЩЕ

Описание жилища: размер дома, внешний вид; материал, из которого построен дом.

Строительство дома: выбор места, кто стоит дом; ритуалы, связанные со строительством.

Пространство внутри дома: мужское и женское пространство, частное и общее пространство, сакральные места дома, хозяйственное и жилое помещение.

Социальные различия, проявляемые через жилище:  дома богатых и дома бедных. Мебель и другие вещи в доме: кровати, посуда.

Коммуникации: обогрев дома, водоснабжение, освещение, туалет, представление о комфорте.

Ритуалы, связанные с домом: граница дома и внешнего мира; запреты, связанные с поведением внутри дома, ритуал новоселья.

 ЕДА

Способы обеспечение продовольствием: покупают пищу или сами обеспечивают себя. Пищевой рацион: пристрастия, запреты и ограничения, «национальные блюда», напитки. Способы обработки продуктов.

Ритуал приема пищи: дома и вне дома, вместе или порознь, продолжительность обеда, правила поведения за столом.

Еда богатых и еда бедных.

Голод и страх голода: продовольственные запасы.

Сакральность пищи: особое отношение к отдельным продуктам. Еда в особых случаях: праздники, поминки.

 ОДЕЖДА

Кто производит одежду.

Одежда мужская, женская, детская.

Одежда как знак принадлежности к группе: национальной, социальной. Специальная одежда: форма военных, школьная форма.

Рамки дозволенного в одежде и их нарушение.

 ПРОСТРАНСТВО

Географические представления: форма Земли, материки, океаны

Представления о Космосе: конечность или бесконечность, начало времен, центр Вселенной, звезды, планеты.

Пространство жизни человека: пределы путешествий, практика путешествий. Идеальное пространство: сад, монастырь, парк.

 ВРЕМЯ

Способы измерения времени: виды часов, отношение к измерению времени. Отношение со временем: ценность времени, степень точности...

Историческое время: память об исторических событиях, представление о начале и конце истории.

Образы времени: время как вода, как живое существо.

Время и вечность: относительность или абсолютность времени, возможность «путешествия во времени, представление о вечности.

 

 ЗДОРОВЬЕ и БОЛЕЗНЬ

Статистика болезней: какие болезни, как часто болеют люди, смертность в результате болезни.

Причина болезни: наказание свыше, неправильное поведение человека.

Практика лечения болезни: лечатся сами, помощь специалиста.

Здоровье как ценность: забота о своем теле, «здоровый образ жизни».

Сны и сновидения.

 ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

Тело, душа, дух.

Восприятие тела: забота о теле, истязание тела.

Красота тела: каноны изображения тела в искусстве.

Нормы и обычаи гигиены: как часто люди мылись.

Особое отношение к волосам.

 ТЕХНИКА

«Технический обзор»: уровень развития техники.

Изобретения и их внедрение.

Техника и облегчение жизни человека, надежды связанные с техникой.

Опасности и страхи, связанные с техникой.

СЕМЬЯ

Состав семьи: малая и большая семья.

Иерархия отношений: кто в семье главный.

Обязанности членов семьи по отношению друг к другу.

Отношение к старикам.

 

ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА НА СВЕТ

Мать ждет ребенка: приметы, ограничения, подготовка.

Роды: где происходят, кто принимает, кто присутствует, участие отца, специальные обряды.

Мальчик или девочка: кого ждут больше.

Выбор имени.

Обряды, связанные с появлением ребенка на свет.

 

ДЕТСТВО

Периодизация возраста.

Мать и дитя - физический контакт.

Роль других взрослых: отец, старшие братья и сестры, другие старшие родственники.

Питание ребенка.

Первые навыки: справлять нужду, говорить, ходить.

Способы воспитания: реакция на крик, наказания.

Забота о здоровье: меры предосторожности, лечение заболевших детей.

Детские игрушки, колыбельные песни.

Обязанности ребенка: с какого возраста начинает помогать по хозяйству.

Что и к какому возрасту должен уметь делать ребенок?

Сказки, легенды, поучительные истории - как ребенка вводят в мир культуры?

Что разрешают и что запрещают родители, как и за что наказывают?

Детская одежда, детские игры.

Ритуал инициации - ребенок становится взрослым.

 

ЖЕНИТЬБА И ЗАМУЖЕСТВО

Брачный возраст для мальчиков и девочек.

Кто принимает решение о выборе жены (мужа)?

Знакомство: где могут познакомиться юноша и девушка, гадание о суженом.

Приданое и плата за невесту.

Свадебный обряд.

Где живут молодые?

ШКОЛА

Есть ли школа: кто организует обучение, какая часть населения охвачена обучением?

Кто ходит в школу: с какого возраста, обучение мальчиков и девочек, какие социальные группы?

Чему учат в школе: предметы, программы…

Отношения внутри школы: отношения между учениками, между учениками и учителем.

Школьная дисциплина и правила: запреты, наказания.

Восприятие школы обществом.

 

ТРУД

Физический и умственный труд.

Труд: наказание, необходимость, радость?

Смысл труда: обеспечение жизни, богатство...

Приучение детей к труду.

Представление об отдыхе.

 

НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Общественные идеалы и кумиры.

«Низкие люди».

 

НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Обращение друг к другу: имя, фамилия, титул, прозвища.

Нормы общения между мужчиной и женщиной. Нормы общения между ребенком и взрослым.

 

«ЧУЖИЕ»

Где проходит граница: раса, язык, религия, страна проживания. Толерантность или нетерпимость.

Стереотипы восприятия: рассказы о других людях, устойчивые представления о «других».

 

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальные группы: сословия, касты, классы, страты, национальность.

Чем определяется принадлежность к группе: рождением, богатством, уровнем образования?

Насколько эти группы замкнуты?

Возможность перехода из группы в группу.

Восприятие социальной иерархии.