Все записи
22:40  /  17.07.17

406просмотров

А кино будет?

+T -
Поделиться:

Больше всего они на уроке любят смотреть фильмы. А я  -  смотреть на детей, смотрящих фильм. Умные лица, неподдельный интерес.

Фильм на уроках истории – это как эксперимент на физике, лабораторная – на химии, прогулка в лес – на биологии. Там, на точных науках, можно посмотреть  и потрогать – на истории же не переместишься в эпоху строительства пирамид. Но есть фильм! Эффект присутствия максимальный. На какие-то мгновения стирается грань: изображение на экране становится частью жизни, и ты уже как бы там – в лаборатории средневекового алхимика, на борту Арго вместе с Ясоном, на строительстве Великой стены в эпоху Хань…

Я задал себе урок в этом учебном году: каждый раз показывать детям фрагмент фильма. Минут двадцать – на пару уроков. Хороших фильмов  много – что хватило бы на лет десять...

Надо учить, а не забавлять? Вообще такое видение мира: или «учить», или «забавлять» -  профессиональная черта «сильных учителей». Привыкли в себе подавлять все желания и от детей хотят того же. Расслабиться бы – и всё получится. Фильм – это, конечно, «забава». Настоящая забава! Которая лучше и полезней ваших монологов у доски, дорогие коллеги, штудирования учебника, рисования схем и заполнения таблиц.

Фильм – это прямой путь к сердцу ребенка. Фильм пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение, создает образы. Это начало другого, нешкольного знания.

Фильм – всегда начало темы. Никаких «вступлений», «объяснений» и «обратите внимание на…» Просто выключаем свет и смотрим…

Сеанс закончен, включили свет. Первое задание – «краткое содержание просмотренного», иначе говоря – «план». Разумеется, я не диктую план – дети пишут его сами. Пять минут на разговоры в группе – чтобы «прокрутить» еще раз кинопленку в голове и выделить «важные моменты». Очень толковая работа. Возможно, это один из главных школьных навыков или, как говорят «компетенций» - умение составлять план.

«Составить план» и пересказать содержание – это не больше, чем развитие памяти. Дело хорошее, но не самое главное. Важнее – умение, извините, думать. И если наша Старая добрая школа память хоть как-никак развивала: «повтори, повтори еще раз...», то с этим вторым умением было совсем никак.

Мы осознали этот пробел, и тут посыпались в него всякие хитрые «технологии развития мышления»: ТРИЗ, входящие в моду «шесть шляп господина де Боно», «технология развития критического мышления через чтение» и прочие американские штучки.

И наша бесформенная русская душа готова принять любую форму - главное, чтоб прилагалась инструкция на русском языке. А ведь просто всё. Что такое «умение думать» или «мышление»? Способность искать ответы на вопросы.

Главное, чтобы вопросы были хорошими - на которые нет единственно правильного ответа, когда «может быть так», но «и так возможно». Психологи называют это «дивергентным мышлением».

Но я редко задаю детям вопросы – даже такие вопросы: «Вот вам еще пять минут работы в группе (переворачиваю часы), предложите сами вопрос на обсуждение».

Что вас больше всего удивило в фильме? Что показалось странным? О чем бы вы хотели поговорить? Какую проблему вы бы поставили на обсуждение, если б были учителем?

Конечно, бывают вопросы поверхностные: «А как звали того дядечку с бородой?» Но бывают и по сути. Один-два «сущностных вопроса», рожденных детьми, ставлю на обсуждение…

Если б Леонардо да Винчи родился бы на век раньше, мог бы он совершить эти открытия?

Почему христианская церковь призывала человека воздерживаться от скоромной пищи более ста дней в году – почти треть года?

Сто тысяч лет Европу населяли и неандертальцы, и кроманьонцы – почему первые вымерли, а вторые стали «человеками разумными»?

Как говорил Клод Леви-Стросс: «Настоящий ученый не тот, кто отвечает на вопросы - а тот, кто задает их».