Все записи
11:44  /  1.08.17

543просмотра

Покровские ворота. Живые и мертвые души

+T -
Поделиться:

Как возможно, что многие приличные люди смотрят телевизор и верят?

Покровские ворота. В коммунальной квартире пересекаются,   притягиваясь и отталкиваясь, почти два десятка людей. Где проходит  человекораздел, по какой линии?

Молодые - старые? Казалось бы, ведь фильм о юности и "больших переменах". Но дореволюционная Алиса Витальевна - умнее и живее Светланы из «Общества трудовых резервов».

Образованные - необразованные? Может быть, уж слишком разные два мужа Маргариты Павловны. Но Людочка-милочка, не читающая книг, - очаровательна и жива, а от интеллектуалов  Орловичей веет могильным холодом.

Не возраст и не образование: живых от мертвых в этом фильме отделяет что-то другое.

Способность жить своей, а не государственной  жизнью, думать и чувствовать самостоятельно. А еще, недоверие к телевизору: "Наши изображают французскую жизнь". Ну и портреты на стене: Шекспир, Камоэнс, маска Пушкина.

Кстати, когда происходит действие? Мой товарищ, профессиональный историк, почти профессор, задумался. Ясное дело, оттепель, весна:  пой ласточка пой... А точнее?

Конечно, если присматриваться, то увидишь поздравление с новым 1957 годом на катке, да и на носу - фестиваль молодежи... Но это, если всматриваться и вслушиваться. Так вот, в самый политически насыщенный год после 20 съезда, наши герои действуют, живут в пространстве, свободном от политики. Ни новостей по телевизору, ни споров об отце народов, ни политических плакатов.

Впрочем, плакат есть – но про самолеты Аэрофлота. Есть м памятник, как же без него в эпоху, когда рушат памятники - гипсовый футболист без ноги  во дворе дома. Ии газета, кажется, Правда - из нее Хоботов сложил себе треуголку, удачно дополнившую его больничный костюм. Есть, как видим,  все атрибуты советского политического пространства.

В самый густой политическими событиями год нашей послевоенной истории автор дал своим героям чудную возможность любить, разводиться, жениться, смотреть фрески Новодевичьего монастыря -  жить частной жизнью. Редкая возможность для советского  человека.

Таким образом, вопрос о датировке решается просто. Действие фильма происходит в тот короткий период советской истории, когда человек получил право жить своей жизнью. Отсутствие истории в этом фильме делает его очень историческим. Можно показывать ученикам.

Костик – кто он?

Молодой Козаков? Дон Жуан со своим списком на обоях? Фигаро, который си и джу –  улаживает любовные отоношения трех- четырех пар? Молодой Окуджава с гитарой через плечо на фоне  последнего троллейбуса?

Функция этого персонажа – будоражить, переворачивать, смешивать жанры, делать фарс из трагедии. Люди, соприкасающиеся с Костиком, некоторые, оживают: Хоботов освобождается от  руководящей Маргариты Павловны, велюровский костюм меняется на больничный халат.

Так кто же Костик?  «Нет ни в чем Вам благодати. С счастием у Вас разлад…» и «Я Вас люблю, хоть я бешусь…», и гипсовая посмертная маска Пушкина на голой стене его комнаты – не оставляют никаких сомнений в том, кем является главный герой фильм.

Комментировать Всего 2 комментария
Где проходит человекораздел?

- а есть ли "человекораздел"? Вообще-то по-своему живы все, включая "замогильных" Орловичей. Вспомните запинающийся голос Нины: "Как корабль, что готов менять оснастку...". Или её же: "Высокие отношения!" - что она чувствует в этот момент? - Вы думаете, ничего?

Кстати, возлюбленная Костика - Рита - в недалеком будущем явится реинкарнацией Маргариты Палны, эта "рифма" очевидна и неслучайна. И как быть с животворящей ролью нашего героя?

А Костика драматург Леонид Зорин писал с себя - я где-то читала об этом. 

Маргарита-два, это очевидно. Но тут фильм кончается, можно только гадать.

Орловичи мервенно бледны, особенно в сцене чтения сапфо с юношей за решеткой, во время чтения, кстати. Людочка клюет новос, не в силах бороться со сном