На семинаре в институте усовершенствования учителей шел разговор о современных западных дидактических системах, о проектно-исследовательской работе на уроке. Поднимается учитель со стажем, ветеран советской школы: «Всё это хорошо, но если мы хотим добиться прочных знаний, то ничего лучше объяснительно-иллюстративного метода нет и не может быть…»

Как учил меня один очень опытный учитель химии, методист городского управления образования: «Ты на уроке даешь им новый материал – следующий раз они должны всё вернуть тебе целиком»

Объяснение – закрепление – контроль.

Это формула объяснительно-иллюстративного метода. Первый или десятый класс, математика или литература – не имеет значения. Формула универсальная, другого не придумать. И если хотим «получить результат» - мы обязаны ей следовать.

Объяснение – с использованием иллюстративного материала, с элементами беседы. Закрепление – прочитал, пересказал, выучил, составил таблицу. Контроль – опрос у доски, фронтальный опрос, тест, контрольная работа, экзамен. Технология проверена веками. Только в случае ее соблюдения гарантирован результат: прочные знания, универсальные умения, отработанные навыки – лучшая в мире система образования!

И еще один результат - невозможность и нежелание думать. Потому что прочные знания – это мертвые знания. И потому что важнейшим элементом этой технологии является принуждение - насилие. Невозможность и нежелание думать - это уже не школьная проблема.

 ***

Суть исследовательского метода очень проста: ученик наблюдает за реальностью, ставит вопросы и сам ищет на них ответы.

Наблюдение – Удивление – Ответы.

Простейшая цепочка, молекула мышления. Так и бывает в жизни. Человек сталкивается с новым явлением. Он не может объяснить его с обычной точки зрения. И ищет другой способ объяснения - другую точку зрения.

Наблюдение – не объяснение материала. Объяснение - это разложенная действительность, препарированная учителем-методистом. Расфасованная в таблицы, уложенная в алгоритмы, упорядоченная как товары на полке в супермаркете. «Этот учитель хорошо объясняет» - сомнительный комплимент учителю…

Наблюдение – это столкновение с реальностью, какая-она-есть. Эксперимент без подсказок, фильм без объяснений, текст без комментариев. Настоящая, не разжеванная пища.

Алгоритм никогда не дается заранее - это точка раскола с традиционной педагогикой. Потому что в школе, в хорошей школе, учитель всегда объясняет «как», дает «четкие определения». Или подводит ученика к «понятиям» так близко, что у ребенка возникает иллюзия, что он сам додумался. Собственно, в этом и есть сущность школы – «школьность». Схоластика, другими словами.

«Столкновение с реальностью» порождает вопросы. И эмоциональный взрыв.

Если театральный спектакль задел за живое, можно заняться и чтением книги - это литература. Если поход в лес и сосиски на костре – событие, то можно написать рассказ. Это русский язык.

***

Второй шаг - вопросы ребенка.

Наверное, это самое ценное – умение удивляться, не понимать, недоумевать. Хороший вопрос лучше хорошего ответа.

Если мы идем с детьми на ферму, рассказывал кто-то из учителей школы Френе, мы стараемся не говорить детям: главное - обратите внимание на то, какие рога у коровы и проч. Пусть ребенок сам выделит то, что ему покажется интересным – это и будет главным.

Меня удивляет, я не понимаю, мне кажется странным – это здоровая реакция ребенка на новое. Новое не вписывается в привычную сетку координат, ему нет обычного объяснения. Если этого момента сомнения-непонимания нет, то невозможно будет и настоящее понимание.

Удивление ломает решетку сложившегося знания, заставляет искать новые ходы, создавать новые связи. Эта ломка – и есть мышление.

***

Среди учителей есть люди умные и добрые. Но их становится меньше с каждым годом – они уходят из школы. Потому что школа невыносима не только для подростков – она невыносима и для взрослых.

Изнуряет необходимость все время заставлять – подавлять – детей. Скучно повторять одно и то же по многу раз. Учителя понимают, что так нельзя. Но как?

Объяснительно-иллюстративный метод подразумевает принуждение и зубрежку. И если учитель верит, что «с детьми можно по-доброму», нужен другой метод. Исследовательский, проблемный, поисковый – названия могут быть разные. Кроме того, на каждом предмете – своя специфика.

Но есть общее. Суть подхода, в одной строчке: ученик наблюдает за реальностью, задает вопросы и ищет на них ответы.