Все записи
23:13  /  10.12.17

566просмотров

Каждый урок - маленькое открытие

+T -
Поделиться:

Можно ли весь курс уложить в одну неделю? Как жить без оценок? О чем можно  спрашивать детей на уроке? Десять или дваддцать - сколько ученико должно быть в классе? Можно ли быть свободным на уроке? 

***

«Каждый урок – маленькое открытие», - так написано на первой странице нашего сайта. Это верно, по крайней мере, для одного человека в классе – для меня.

Провел восемь уроков в неделю с пятым классом вместо одного по учебному плану: смотрели «Малышей», я – сотый раз, наверное.

И вот что понял: восемь уроков в неделю  - все ж  лучше, чем по одному – восемь недель. Во вторник, на первом уроке,  я их боялся, они холодно смотрели, на последней парте кто-то стонал. В среду мы уже радостно здоровались друг с другом,  они  смеялись изредка, смотря кино. В четверг достигли пика отношений: они ходили по классу, рисовали, говорили, вышли к доске полкласса сразу. В пятницу была защита проекта, даже два: написали и напечатали рецензии, выступили перед камерой – фильм сняли, можно сказать.

Восемь уроков в неделю – мне это нравится: успеваешь полюбить их и погружаешься -  сам -   в тему. Им, кажется,  тоже понравилось: «Потом, - сказали, - ведь уроков не будет, а будет много самоподготовки».

 Второе, что понял: кажется, мы погорячились со стобалльной оценкой, по крайней мере, для пятиклассников. Сто баллов - компромисс, достигнутый в результате двадцатилетней войны с пятибалльной; мы посчитали, что сто - более человечно, но…

 Они готовы еще бескорыстно все делать на уроке, некоторые – даже дома. А родители? Что ж родители? Они  получат сборник текстов и отснятое кино – ведь результат же! Что ж я буду,  как на базаре оценивать их: ты – семьдесят, а ты – девяносто…

 Совсем без нее (оценки) нельзя - размякнут. Можно так:  есть несколько работ: посмотреть, прочитать, нарисовать, рассказать родителям, написать, снять кино. Каждая работа – ДА или НЕТ. Строго и честно. 

 Третье маленькое открытие: двадцать человек в классе – это очень хорошо! Если дать говорить им в группах. Любой вопрос, кроме «Где тут тряпка?» надо сперва обсудить с соседом – такой вот закон я сформулировал, для себя.

 Второй закон педагогики, мне кажется: спрашивать только то, что сам не понимаешь: «Можно ли считать, что одни народы «умнее» других?»  Они обвинили меня в расизме – а я только хотел спросить их…

 Еще открытие – пятое: при любой возможности  спрашивать их: так хотите или вот так? А кто когда еще их будет спрашивать? Свобода начинается с выбора из двух вариантов: «Кому молочка – поднимите пальчик, водичку – руку». Так учат  трехлетних финнов в садике. Они смотрят фильм и смеются, рисуют и говорят с соседом, выходят к доске по десять человек, не стесняются выражений, комментируя фильм: Пописать, покакать, кормить грудью  - наверное, это хорошо для их душевного здоровья.

 Такое  поведение  – мне это нравится! А где они еще могут быть свободными, как не на уроке?