Все записи
20:55  /  22.12.17

1457просмотров

Аффективное воспитание

+T -
Поделиться:

С пятым классом смотрели «Колыбельные народов мира». На первой хохотали, вторую смотрели молча, на седьмой заснули, как полагается.

Три ремарки: об аффектах, домашнем задании и хороших вопросах.

Аффекты. Они хохотали, где стоило бы, если не плакать, то хотя бы   смотреть спокойно. Казалось бы, как просто: смеяться,  когда смешно – плакать,  когда грустно. Эх, и этому школа должна учить: отличать смешное от грустного. Но отчего  все-таки этот  гогот  без причины? Не психолог, могу только предположить: от подавленных на уроке эмоций. Не ясно, можно ли их выражать, а если можно – то как это?

Вроде перед нами воспитанный мальчик или девочка, а что внутри – какое дело?  Поэтому одна их педагогических моих задач –  научить культурно выражать  чувства, Аффективное воспитание. Для этого надо смеяться, грустить, переживать, играть и дурачиться даже – вместе с ними, на уроке.

Теперь о домашнем задании. Ученику оно не нужно – все делаем тут, но есть родители! И задание для них: пропеть сыну (дочери) колыбельную, которую пели  одиннадцать лет назад. Второе задание: вместе посмотреть  семь мультфильмов, что мы  смотрели в классе – и порадоваться.

Яснодело, всё на честном слове:

- Смотрели?  Молодец!

- Не смотрели? Молодец, что честно сказал!

Если не сделают?  Объяснив задание, прошу:

- Поднимите руку, кто думает, что сделает?

Почти все поднимают: значит, они хотят делать домашнее задание! По крайней мере, в этот момент. А как еще научить их добровольности и  свободному выбору? Не всем, конечно, спели мамы, однако, я послушал на последнем уроке в детском исполнении колыбельные на армянском, русском, башкирском, иврите, испанском…

 Третье. Два вопроса после каждой колыбельной: О чем это? Чем эта похожа и  не похожа на предыдущую?

 Первый – не так уж прост,  поют ведь на непонятных языках. В конце «перевели», не зная языка, и записали текст одной из колыбельных – вполне себе творческое развитие речи.

 Сходство и различие: есть колыбельные тихие и громкие, с повторами и линейные, про зверей и детей, о всей жизни человека и смерти; все, разумеется,  – о любви. Кажется, Деррида определял философию, как умение видеть сходства и различия.

 

Комментировать Всего 2 комментария

Рустам, современные дети по моим наблюдениям очень неплохо мыслят и говорят (лучше чем например мое поколение в их возрасте), но очень плохо (неуклюже) опознают свои и чужие чувства. То есть, они во многом просто НЕ ЗНАЮТ что они чувствуют по боль-мень сложному и многосоставному поводу. Не подавленные, а просто неопознанные эмоции нмв. Ну и как следствие - оглядывание и имитация. Мне кажется, если бы Вы (как учитель, «вожак») подчернуто и опознаваемо проявили бы какое-нибудь чувство («дети, это грустная колыбельная!») они бы послушно и имитационно загрустили... Причина - семья и общество детоцентричны, нет необходимости эмоционально приспосабливаться к другим.

Вожак, дай ответ!

Может - так, а может - так. Я ж не психолог. а только учитель, и мне кажется. что в тихом омуте класса всякие черти водятся.