Все записи
16:20  /  17.10.15

58453просмотра

Вытащить себя за волосы

+T -
Поделиться:

Мама одной ученицы написала заявление с просьбой освободить  дочь от моих уроков, потому что «смотреть кино можно и дома».

Смотрим со старшеклассниками кино:  после мрачного и аллегорического Города Зеро поставил им Того самого Мюнхаузена.

 -  О! – сказали юноши и девушки, - наконец-то, наконец-то хороший и смешной фильм, спасибо Вам! Надеемся, Вы не будете на этот раз искать  вторых смыслов….

 - Вторых не буду, только третьи…

Не жили, контекста не знают, юмора не понимают – чего взять с них? Опросил тогда родителей: о чем фильм? Ответили: «Хороший и смешной фильм, любимые актеры»; два-три человека только не согласны были: «Глупое кино».

Смешное кино! Сам смотрел двадцать раз и готов еще, но как-то надо  выходить за рамки  простого восприятия. Оно – это восприятие –  самодовольно и агрессивно,  чуть не по-нему: «Имею право на свою точку зрения!»

Можно, конечно, кинокритиков почитать или историков – чтоб понять контекст и эпоху, - но это будет внешним взглядом, а хочется, чтобы в самом фильме – тексте – они увидели другую плоскость. Как?

Смотрим второй раз; вообще, полезно два раза смотреть, хоть и трудно в школе: первый – чтоб сюжет поймать и впечатление, второй – медленно, кадр за кадром.

Первый кадр – стоп! Лесная поляна, утро, туман, три охотника у костра, охотничьи истории рассказывают – это откуда? Цитату увидели даже  скептики: охотники на привале первой сцены – ухмылка режиссера, подмигивание нам: вот вам история про того самого…

И дальше – все мигает и мигает: два раза слово «мыслящий» в одной фразе, рефреном по фильму «я всегда говорю правду», тема «жить как все» и  герцог за швейной машинкой.

Очень простой способ заметить эти знаки: сравнить Барона из фильма и того Мюнхаузена, вредного старика из Ганновера. Мелкие детали отличают  две истории – нНо в мелочах, как известно, и прячется замысел Автора.

Увлекательное занятие – расшифровка этих знаков, альтернатива и  «школьному разбору», и «естественному взгляду». Другой взгляд на фильм не спускается учителем с высоты – он возникает при медленном и умное смотрении фильма. Или чтении книги.

Коненчо, смотреть фильм можно и дома. Самому. Можно смотреть много-много раз, знать тонкости сюжета и выучить текст наизусть – но вряд ли можно самому, просто так, выйти за пределы обычного восприятия.

Идея «непосредственного восприятия» становится весьма популярной среди людей, критически настроенных к школе, среди леворадикальных родителей:

- Не будем морочить себе голову!  Зачем искать того, чего нет в тексте? Дорастет – поймет, а пока и того достаточно! Пусть они, дети, сами смотрят и думают, не будем им навязывать своего мнения…

Идея «непосредственности» очень привлекательна как любая «левая» идея, направленная на разрушение застывших  форм:  от нее веет свежестью и  жизнью. Что там напридумывали эти  литературо-,  искусство-  и музыковеды?  Высушили, умертвили и отбили  желание. Доверимся чувству! И здравому смыслу!

- На этой картине яблоко не похоже на настоящее... Странный фильм: в жизни так не бывает.. Терпеть не могу эту музыку... Я б на месте Татьяны Лариной так не поступила б...

Вот он, здравый смысл! То, что не вписывается, не влезает в жесткие рамки его – странно, глупо, плохо. Мне не нравится. Почему? Ну, не нравится. Для справедливости, иногда – нравится.  И тогда человек живет под впечатлением последней прочитанной книги или просмотренного фильма: волнуется, сопереживает, представляет себя на месте – и так до следующей книги или фильма.

Такого человека легко впечатлить не только произведением искусства, но и произведением средств массовой информации или словами авторитетного человека. Он всегда под впечатлением. Это результат естественного восприятия искусства и жизни.

Чтобы разбить «непосредственное восприятие» как раз и нужен учитель.  Он не для того, чтобы учить. Учиться, в смысле: узнавать новое, читать, запоминать, - ребенок может сам. Он может «понимать». Учитель – для другого. Чтобы помочь задать вопросы, высказать не-до-умение, вывести его, ученика, за пределы собственного ума, провести через удивление и непонимание.

Учитель - чтобы учить не понимать.