Все записи
18:38  /  1.12.15

1103просмотра

Культурный пармезан

+T -
Поделиться:

Очень часто в СМИ теперь проскакивает слово "импортозамещение". Этому поспособствовали санкции, введенные зарубежными государствами и российским правительством, изменившийся курс иностранных валют а также своеобразие российского внутреннего рынка. Импортозамещение стало одной из важных частей нового политического курса страны. Неважно запрещено что-либо или нет, мы уже пытаемся это "импортозаместить".Проблема в том, что власть делает упор на замещение импортных продуктов материальных, но практически не обращает внимания на культурное импортозамещение, а именно создание и продвижение российских культурных составляющих. И тут даже дело не столько в "замещении всего западного и капиталистического", сколько в получении действительно крутого продукта мирового уровня, созданного в России.

Весь мир знает о русском балете, театре и народном искусстве. Однако практически все знаковые культурные явления были созданы в царское или советское время. Из нынешних культурных достижений Россия может похвастаться только "Смешариками" и несколькими музыкальными исполнителями. Нельзя не упомянуть широко распростаненное за рубежом эксплуатирование образа российского президента Владимира Путина, как самостоятельного символа. Однако этот образ поддерживается в основном политическими новостями и присутствием фигуры президента практически на всех телеэкранах мира.

Во всех уголках мира люди узнают русскую матрешку, но не современных героев мультфильмов. Везде образ Ленина или картинка с хохломским узором вызовет стойкую ассоциацию с Россией, но вряд ли иностранцы узнают современные символы (даже цветастый пэчворк сочинской олимпиады). Дело в том, что Россия производит достаточно качественный культурный продукт, но он весь ориентирован на внутренний рынок.

Самый яркий пример - кинематограф и мультипликация. В последнее время продюссерам, режиссерам и сценаристам удалось создать несколько интересных продуктов, но почти все их обошли вниманием зарубежные зрители. "Горько", "Географ глобус пропил" и даже "Физрук" безусловно отличные проекты с точки зрения коммерческой привлекательности и качества (опустим вкусовщину по поводу контента). У них большая аудитория в России и даже на постсоветском пространстве, но почти нет поклонников за границей. Стоит разобраться почему и как именно можно сделать наш культурный продукт популярным за рубежом, а также какую пользу это принесет нашей стране. 

Рассматривать эту проблему проще и логичнее всего на примере именно кинематографа и мультфильмов. Техников и киношников много, мультипликаторов тоже, режиссеры грамотные. Сама техника для съемки фильмов, создания спецэффектов и рисования мультиков тоже есть, как и те, кто готов на этом работать. Получается, что все кубики детского конструктора в данной области есть, осталось понять как выглядит конструкция по сборке.

Важно понимать, что это должен быть культурный продукт, который приобретет не только зрителей за рубежом, но и сформирует фан-сообщество, готовое покупать сувенирную продукцию с главными персонажами фильма, сериала или мультфильма. Да, именно игрушки, сувенирные ручки, рюкзаки и наклейки, которые будут приобретаться по всему миру, принесут прибыль именно в нашу страну. 

Возможно поэтому стоит рассматривать наше импортозамещение как некий аналог мировому продукту. Дело не в том, что мы должны сделать пармезан на время пока хороший запретили. Нам просто необходимо сделать пармезан лучше того, что запрещен, иначе толку за пределами рынка у него будет немного. И, как мы выяснили, культурный "пармезан" может быть самым выгодным: мало того, что для его производства не нужны многовековые рецепты и уникальные технологии, так он еще и побочный продукт может генерировать.

На ум приходит множество примеров. Известный всем японский режиссер Хаяо Миядзаки создал необычайный мир в своих мультфильмах. Фигурки Тоторо, одного из созданных им персонажей, разлетаются с прилавков как горячие пирожки по сей день. Даже бельгийские Смурфы и французские Астерикс и Обеликс приносят прибыль своим создателям, радуя фанатов в своей стране и во всем мире.

Почему в России не могут создать свой «Адвенчур тайм», с многоуровневым сюжетом, хорошо, хоть и примитивно прорисованными персонажами, великолепным саундтреком и огромным сообществом фанатов за кадром? Скорее всего дело в трех проблемах: качество, доступность и сложность восприятия.

Как бы ни было грустно признавать, но наш культурный продукт все еще по качеству не дотягивает до зарубежного. Это не говорит об уровне спецэффектов – как я уже говорил все дело в технике, а с ней у нас проблем нет. Все дело в огрехах на всех уровнях разработки фильма: сюжет, съемка, подбор актеров – обязательно что-то даст сбой. Что уж говорить о сложности восприятия – даже русский человек не всегда может понять что происходит на экране, не говоря уже о зарубежном зрителе (это мы еще не начинали говорить про русский артхаус).  А уровень доступности - это возможность посмотреть наш фильм в местном кинотеатре в разных уголках мира, или хотя бы найти его в легальном доступе в интернете.

Следующий год объявлен Годом российского кино. И надеюсь, что по итогам этого года мы не услышим очередных пафосных речей о десятке грандиозных картин, созданных для разработки крупного бюджета. Все что нужно - увидеть как японский мальчик просит у тети в магазине фигурку персонажа нового российского мультфильма. На крайний случай хватит американского подростка в костюме русского супергероя. Именно такого культурного "пармезана" нам не хватает.