Все записи
19:11  /  26.10.15

1255просмотров

В начале было Слово или сияющий мир современного искусства.

+T -
Поделиться:

Вот я оказался в мире загадочного и манящего современного искусства. Мире, дающем надежду на расширение  и развитие не только твоего визуального восприятия, но и каких- то глубинных процессов формирующих всю твою личность и ощущение внешнего мира. Царство современного искусства – художников, искусствоведов, галеристов. Сказка!

Ага. Сказочнее некуда.

Мне, человеку из бизнеса, привыкшему все воспринимать логически и не склонному к избыточной идеализации и сотворению себе  кумиров, в процессе подготовки нашего проекта в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства и общения со всеми этими «сказочными персонажами» было достаточно трех месяцев, чтобы, во-первых, избавиться от каких бы то ни было иллюзий, а во-вторых, понять в какой глубокой заднице этот сияющий мир находится в нашей стране.

Но обо всем по порядку.

 

Начнём с того, что современное искусство в России - действительно очень замкнутая система, которая руководствуется собственными, не совсем понятными законами и выдаёт продукт, ориентированный не на потребителя, а на вкус самого сообщества. Хотя социальный запрос на искусство реально существует, художники, которые должны бы его реализовывать, этой функции не выполняют, поскольку у них просто нет налаженных связей с внешним миром. С одной стороны, государство не очень-то спешит помогать и открывать перед ними все двери, а с другой, они сами заняты, в основном, реализацией каких-то собственных амбиций, а в итоге – все толкутся в одном болоте, не получая никаких результатов.

  Но сначала про отношение государства. Ведь что это за явление – современное искусство? Лично для меня это квинтэссенция свободы, самовыражение свободного человека. Наше государство в этом самовыражении, в его поддержке совершенно не заинтересовано. Оно боится свободомыслия, боится сделать людей более развитыми, интегрированными в общемировые процессы, принявшими общечеловеческие, западные ценности. Государству свободные люди не нужны. И вся сегодняшняя политика самоизоляционизма  не может не отражаться на искусстве. 

Поэтому что у нас поддерживается? Лубок, рисование портретов видных деятелей. Про что тут говорить.

  Опять же, когда мы с Еленой Комаренко занимались организацией нашей выставки «Паноптикум», в которой приняли участие именитые, признанные, интересные художниками, мы столкнулись с проблемой в подборе площадки (она должна была отвечать определенным параметрам и быть независимой, новой) – самые разные госслужащие, чиновники отказывали нам, боясь совершить политическую ошибку.

Так отвечали: «Современное искусство, зачем нам это нужно? А вдруг «сверху» кто-то посмотрит и скажет, что мы выставили какую-то дрянь, вдруг это идеологически и политически не выдержанно? Лучше цветочки выставьте - все понимают, что это дерьмо - зато безопасно». Вот так, на уровне инстинктов, отсеивается все непонятное, новое, современное.

Еще вспомнился разговор на заседании руководства одного из районов Московской области. Когда мой товарищ произнес какой-то английский термин, его гневно прервали: «Не надо здесь ругаться иностранными словами! Мы на русской земле!». А после заседания все вышли, расселись по Мерседесам и разъехались. Мерседес безопасен для патриота. Как и все остальное, что он потребляет. А вот Слово! Ну правильно, мы же помним – в начале было Слово.

Вот искусство и есть это Слово - начало, взгляд в будущее, и это опасно - не дай бог люди еще думать начнут! Нет, будем поддерживать только привычное, отвечающее идеологии скреп и нашей невероятной великой русской духовности. Все будем плести лапти под гармошку.

Так и получается, что искусство у нас должно развиваться не с помощью, а вопреки. А это, конечно, создаёт плачевную ситуацию.

Хотя и сами творцы современного искусства во многом ведут себя более чем странно, но это тема для отдельного разговора.