Все записи
14:28  /  14.03.17

990просмотров

Елена Ефремова :"Писателей, как хороших, так и плохих, миллионы. Это просто работа, порой творческая, порой рутинная. И когда ты понимаешь это, становится легче дышать. И писать"

+T -
Поделиться:

 

– Лена, как вам пришла в голову чудесная идея проводить в лектории Парка Горького встречи с писателями?

– Это произошло два года назад, когда в Парке Горького начало активно развиваться образовательное направление: запустили фотокружок, организовали занятия для художников… А писательская ниша пустовала. Я пришла к куратору образовательных программ с предложением уделить внимание тем, кто пишет или хочет писать. Идея была не в том, чтобы сделать очередные писательские курсы, а создать пространство для творческих людей, где можно было бы узнать что-то новое, познакомиться с теми, кто похож на тебя, получить поддержку от группы и решить задачи, которые обычно обходят стороной на обучающих семинарах и в ВУЗах. Например, психологические проблемы, знакомые большинству авторов – как новичкам, так и опытным мастерам: страх чистого листа, боязнь критики, страх неудачи, прокрастинацию, перфекционизм. В нашем Клубе мы не только обсуждаем эти вопросы, но и ищем способ избавления от подобных писательских блоков. Причем это не общие советы, каждый участник находит то, что подходит именно ему. Моя основная задача как коуча, работающего с людьми творческих профессий, – создать безопасное пространство, где каждый из участников смог бы максимально раскрыть свой потенциал. И, конечно, сделать так, чтобы все уходили домой не только с горящими глазами и верой в себя, но и конкретными знаниями и навыками. Я не эксперт по всем вопросам, поэтому я приглашаю в Клуб специалистов, которые могут дать действенные профессиональные советы и раскрыть секреты мастерства. К нам регулярно приходят писатели, поэты, издатели, литературные агенты и другие интересные люди. Причем на большинство таких встреч вход бесплатный.

– Что эти встречи дают вам самой?

– С самой первой встречи я придерживаюсь позиции: я не гуру, не говорящая голова. Я такая же, как вы. Все техники и упражнения, которые я приношу в Клуб, я выполняю вместе с группой, и это помогает мне усмирить моего внутреннего критика – довольно неприятную субличность, которая любит поворчать: «Ну кто так пишет, а? Это же банальщина, набор штампов!». Моя эгоистичная цель в создании Клуба заключалась в том, что мне самой долгое время не хватало возможности поговорить о том, что меня волнует. Однажды я поняла, что на всех книжных ярмарках, во всех интервью, которые я беру у писателей, я обязательно задаю вопросы по теме «психология творчества». Как не бросить книгу на середине, если она перестала быть тебе интересной? Как находить время на писательство? Как мотивировать себя писать дальше, получив отказ или прочитав язвительный комментарий «умного» человека? Теперь я знаю ответы на эти вопросы. Но давать советов не буду, потому что, повторюсь, все индивидуально, и то, что подходит мне, может категорически не подойти вам. Нужно искать свой путь, и этим-то мы и занимаемся в Клубе.

– Какие встречи вам особенно запомнились и почему?

– Каждая встреча уникальна, двух одинаковых не было ни разу. Мы начинали с тематических блоков – я решила взять за основу стратегию Уолта Диснея, в компании которого, как гласит легенда, было 3 основных департамента. В первом, находившимся в красивом помещении с большими окнами, сидели творцы: их ничто не ограничивало, любые идеи, которые приходили им в голову, были хороши. Во втором департаменте сидели реалисты: они проверяли, насколько то, что придумали творцы, выполнимо. И, наконец, в третьем департаменте работали критики: их задачей было найти недочеты в работе реалистов. При этом творцы никогда не пересекались с критиками, а роль посредников выполняли реалисты.

Когда наш Клуб открылся, первый месяц мы «работали» творцами: все встречи были посвящены «раскачке» вдохновения, раскрытию творческого потенциала, любая критика была запрещена. Встречи, которые проходили в течение следующего месяца, были из послужного списка «реалиста»: редактура, стиль, грамотность. И, наконец, третий блок, был месяцем «критика»: мы говорили о том, как издать книгу, можно ли заработать этим на жизнь, как продвигать ее, как организовывать свое время, чтобы его хватало на творчество. После все перемешалось, но иногда тематические блоки появляются вновь: например, у нас были месяцы, посвященные разным литературным жанрам.

Но если говорить о том, что запомнилось больше всего, то, наверное, встреча, которая проходила в небольшой группе, где все участники хорошо друг друга знали. Мы назвали ее «встречей Клуба анонимных писателей»: тогда каждый произнес вслух слова, которые, как выяснилось, было очень страшно сказать: «Я писатель/я хочу быть писателем». Вроде бы ничего особенного, но на самом деле это очень личное признание. Профессия писателя окружена магическим ореолом, предполагается, что если ты писатель, значит, кто-то вроде Льва Толстого. И сделать такое заявление, значит поставить себе в глазах окружающих очень высокую планку. Словно ты не имеешь права на ошибки, на неудачные тексты, на книги, которые могут кому-то не понравится. Потому что писатель – это нечто священное, если называешь себя писателем, нужно писать исключительно шедевры или в худшем случае бестселлеры. Это такая глыба, рядом с которой ты маленький и жалкий человечек. На самом деле писателей, как хороших, так и плохих, миллионы. Это просто работа, порой творческая, порой рутинная. И когда ты понимаешь это, становится легче дышать. И писать.

– Что вы считаете личным достижением в этой работе с авторами?

–т Наверное, личные достижения каждого автора. А они есть у всех участников наших встреч. Кто-то поверил в себя и перестал бояться чистого листа. Как мне сказала одна из участниц: «Я благодаря Клубу твердо уяснила: надо писать. Везде. Всегда. Даже если нет вдохновения, надо сесть и писать». Кто-то просто начал много писать. Например, в нашей секретной группе Вконтакте мы устраивали литературный марафон, и один из участников за месяц написал роман длиной в 150 с чем-то страниц. Третья участница, вдохновившись нашим циклом встреч по волшебным сказкам, создала творческую мастерскую для детей: теперь она пишет сценарии для детских спектаклей. Достижение целой группы – сборник рассказов и стихов «Парк Горького. Москва. Любовь», который мы недавно выпустили на издательской платформе Ridero. Когда ты держишь в руках настоящую книгу, только из типографии, где есть твои произведения, это непередаваемый восторг. Это самое верное доказательство того, что у тебя все получилось и однажды получится еще лучше. Потому что ты – писатель.

 

На вопросы отвечала Елена Ефремова автор идеи и организатор «Клуба писателей в Парке Горького».

Завтра, 15 марта в 19,30 в клубе писателей будет литературная игра.

Как написать историю, даже если вы никогда этого не делали, и увидеть ее опубликованной в модной книге? Чтобы узнать ответ, приходите на литературную игру в Клуб писателей в Парке Горького. У нас в гостях — фотограф и автор проекта Memento Metro  Алексей Домрачев и Ольга Соломатина, автор учебных программ и книг для писателей. Каждый участник встречи получит набор из 5 снимков Алексея и открывающую фразу, чтобы с их помощью придумать свою историю, свой короткий рассказ. Даже если вы никогда этого не делали, не переживайте: Ольга поможет вам с развитием сюжета и характерами героев. Все истории мы запишем, а лучшие будут опубликованы вместе с фотографиями отдельным сборником – книгой, которую вы сможете оставить себе на память и дарить друзьям.Секретный бонус: эта встреча — еще и прекрасная возможность получить в подарок замечательные фотографии – ваши портреты, выполненные профессиональным фотографом – ведь Алексей всегда делает снимки гостей!Вход свободный, но количество мест ограничено! Если хотите к нам присоединиться, пожалуйста, зарегистрируйтесь по адресу: floralie2702@gmail.com

 

Комментировать Всего 9 комментариев

Ольга. Вообще, идея интересная. Только, пожалуй, это надо организовывать по принципу ДЮСШ, с самого раннего детства, и как в спорте (например в шахматах) проводить олимпиады (но это есть вроде бы), соревнования, где уже выявятся действительно талантливые дети, с потенциалом настоящих писателей. А взрослым зачем? Если ты графоман-любитель (я в самом доброжелательном смысле), но без искры Божьей, то тебе не важно, как правило, хорошо ты пишешь или нет - процесс "вставляет" да и ладно. А "лучше" для чего? Или это курсы начинающих копирайтеров? Тогда да, эта профессия весьма сейчас востребована. Но, тогда уж лучше называть вещи своими именами. Спасибо. 

Андрей, почему бы и нет? Каждый волен проводить время как ему нравится. Разве нет?-)

Да нет! Я ЗА тремя руками. И в этой ситуации есть маленький, но шанс, что кто-то из Ваших учеников действительно станет ПИСАТЕЛЕМ. По большому счету, как ни обзови, пусть будут писатели, но по сути это либо Клуб дилетантов (Прекрасно звучит!), либо ШКОЛА копирайта (Тоже, согласитесь, неплохо.), а в одном флаконе... 

Впрочем, возможно, я не прав. Писатель это не столько человек, который знает КАК сказать и имеет в этом талант, сколько, все-таки, тот, кому есть ЧТО сказать. Потому "растить" писателей может оказаться занятием бессмысленным (во всяком случае, если под "растить" понимать просто развитие писательских навыков, а не развитие ДУШИ), а вот среди людей "поживших", прочувствовавших эту жизнь, вполне могут оказаться люди, которые освоив "азы" вполне смогут себя заявить, как настоящие писатели. По большому счету, писатель, как и поэт (я вообще эти понятия не разделяю, поскольку, как известно "Мертвые души" это поэма, и Гоголь - ПОЭТ), это не профессия, а состояние души. Вот Тина Шевцова - она ПОЭТ, не важно в каком жанре она выступает.

У вас представления о литературе и писателях, как у читателей в XIX веке, оно почти у всех в нашей стране такое. Я писала почему так случилось: http://olgasolomatina.ru/wp-content/uploads/2015/10/Pustoj-11-1.pdf 

Прочитал.

"Читать зарубежную литературу XX века" - Ось Фаулз-Мураками годится?

Нужно всю классику зарубежной литературы XX века прочесть)) 

Нет, все невозможно по-любому. Вот это годится, это "стоящая" литература? Если нет, то что, например. (Только не Апдайк - это вообще ни о чем.)

Новости наших партнеров