Все записи
12:28  /  22.04.17

21308просмотров

А вы куда на "майские"?

+T -
Поделиться:

"В этом году мы все-таки решили поехать на майские праздники за границу. Так что аннулируйте, пожалуйста, мое бронирование", - написал мне сегодня по электронной почте один из наших постоянных гостей, приезжавший ежегодно весной в Санкт-Петербург. "Два года подряд отказывались от поездок всей семьей за рубеж - было дорого. А теперь здесь цены снова выше. Да и рубль растет. Насиделись дома, в России, побыли патриотами - и хватит! Поедем в Прагу."

Прочитав это сообщение, я залез в операционную систему отеля, поговорил с парой коллег-отельеров. И получил интересную информацию и статистику. Так, загрузка на майские праздники в гостиницах Санкт-Петербурга подозрительно не растет. И даже немного снизилась - впервые за два последних года. А ведь обычно в это время в отелях "северной столицы" традиционно преобладают наши соотечественники. Новогодние и майские праздники - своего рода "лакмусовая бумажка" российского спроса на отечественные туруслуги.

При "высоком" рубле и растущих ценах на туристические услуги и инфрастуктуру - мода на отечественное у россиян быстро проходит. А ведь еще совсем недавно многие мои коллеги спорили и убеждали меня в том, что это надолго. "Ну наконец! Это же подъем патриотизма, "тренд" на "свое" - в том числе и на туризм. Такое - всегда надолго. Наелись наши всем турецким, египетским и европейским."

Соотечественники снова потянулись за рубеж. И быстро забыли, что их по-прежнему ждут в российских городах и на курортах. Так, по данным портала Skyscanner 70 процентов российских путешественников улетят на "майские" за рубеж. А по информации российской ассоциации туроператоров количество проданных туров в европейские мегаполисы в грядущие майские праздники выросло на 61 процент к прошлому году. А ведь именно европейские города - главные конкуренты российских туристических центров, таких как Санкт-Петербурга, Москва, города "Золотого кольца" и Краснодарского края. Именно эти направления в прошедшие два года стали основными бенефициарами "отложенного спроса" на Европу у россиян - своего рода нашим туристическим "импортозамещением".

Эрмитаж - вместо Лувра, Нева - вместо Темзы, Большой театр - вместо Венской оперы. Красиво, дешево. И заодно - патриотично.

Большое влияние на выбор наших сограждан оказывает и психологический фактор - привыкание к кризису и тоска по путешествиям за рубеж, даже недалеко - в Финляндию.

Отель «Гельвеция» расположен совсем рядом с Финским визовым центром в Санкт-Петербурге - на улице Марата. Еще в середине прошлого года, проходя мимо бизнес-центра, где расположен визовый центр, я ежедневно наблюдал картину - толпы скучающих страховых агентов набрасывались на единичных посетителей, направляющихся за финской визой. Сегодня - огромная масса людей идет за визами. А на границе с Финляндии и Эстонией - снова длинные очереди из автомобилей. И с номерами самых разных российских регионов.

Гостиницы высокого и премиального ценовых сегментов Санкт-Петербурга уже почувствовали замедление роста загрузки. Так, март оказался хуже прошлогоднего почти на 15 процентов - прежде всего, за счет снижения количества российских гостей. Апрель идет на уровне 2016 года. Сегмент внутреннего туризма демонстрирует явную динамику к снижению. 

Высокий сезон "белых ночей" - за исключением безумного периода Петербургского Экономического Форума - пока демонстрирует незначительное отставание от прошлого года. И прежде всего за счет снижения бронирований российских туристов и значительных сокращений резерваций на Кубок Конфедераций.

А как обстоит дело с иностранцами, путешествующими по России?  

Иностранный туристический сегмент пока не «падает». И даже немного растет. Но это инерционный рост - следствие прошлогоднего бума. Пока резерваций на иностранных туристов очень много. Но это - лишь предварительные и не гарантированные бронирования. Их операторы могут корректировать, сокращать или аннулировать - пока без штрафов. Окончательная реализация групповых бронирований в отелях будет определена позже - когда туристические агенства представят в гостиницы rooming lists (подтвержденные списки размещения туристов).  

Кстати, сами туроператоры въездного туризма попали в очень сложные экономические условия. Некоторые из них пребывают в состоянии, близком к панике. Ведь высокий сезон "на носу". Но вопреки их ожиданиям рубль продолжает укрепляться, а цены на туристическую инфраструктуру - гостиницы, музеи, транспорт - серьезно расти.

Стоимость туров операторы поднимать не могут - поздно. Ведь программа и цены публикуются в брошюрах за рубежом и на сайтах минимум за год. А продажи стартуют за восемь-десять месяцев вперед.

Так что сейчас большинство туроператоров вынуждены экстренно ужиматься за счет своей маржи - и стоят уже у опасной черты, на пороге нулевой прибыли или даже убытков. Большинство операторов год назад закладывали курс от 70 до 75 рублей за евро. А сегодня евро стоит не выше 60 рублей. Курсовая разница огромна.

Дальнейшее укрепление рубля и сезонный рост цен на туристическую инфраструктуру могут вынудить операторов пойти на повышение цен на те туры, запросы на которые еще идут, а продажи еще не начались. Это, в свою очередь, наверняка вызовет отказ части иностранцев от путешествий в Россию - и, как следствие, аннуляции бронирований в гостиницах - прежде всего в бюджетном и среднем ценовых сегментах.

Для въездного туризма высокий курс национальной валюты убийственен. Ведь это - экспортная услуга.  

Туристический бум на Россию за прошедшие два года наглядно продемонстрировал явную тенденцию - иностранному туристу плевать на санкции и наш экономический кризис. И на любую пропаганду. Турист всегда едет туда, где дешево. И безопасно. Но как только услуга дорожает, она не нужна никому - ни своим, ни чужим.

Растет в Санкт-Петербурге пока лишь круизный туризм. И растет очень существенно. Но, к сожалению, круизы увеличивают количество туристов лишь численно. Но не качественно. Ведь "круизники" живут и тратят свои деньги на иностранных судах. "Их там трясут как грушу, жмут через "судновыжималку",- рассказывала мне недавно гид, работавшая много лет с круизными туристами. "Даже наши сувениры начинают там продавать - еще в Хельсинки или Таллинне. Причем их "обрабатывают" очень грамотно - загоняют тысячами в банкетные залы и кинотеатры, показывают прекрасные фильмы про народные промыслы России, читают лекции. А по окончании этих шоу они, как заворожённые, кидаются и сметают все с прилавков по бешеным ценам. Такова специфика круизного бизнеса. А по приезде в город - они уже "сытые". И на матрешки смотреть не хотят. Им уже ничего не интересно. Да и города они толком не видят - только из окон автобусов".

"Круизники" не гуляют по городу, не тратят деньги в магазинах, ресторанах или театрах. Не живут в гостиницах. А значит и казна не получит достаточно поступлений — в виде налогов. А это, в конечном счёте, скажется на каждом из нас.