Мест нет
«Номера есть? На эти выходные?» - раздался звонок на мой мобильный рано утром. Знакомый голос с нескрываемым волнением просил найти сразу четыре номера. Звонил мой приятель, известный журналист.
«У тебя очередное важное интервью в Петербурге? Везешь съемочную группу?» - полюбопытствовал я.
«Если бы съемки! Везу семью - жену, двоих детей, племянника, тестя. А, главное, тещу и собаку»,- торопливо отвечал знакомый. «Обещал им зимой отдых на море. Средиземное сменилось сначала на Черное, а теперь - на Балтийское. На пару ночей приедем к тебе в Петербург, а дальше куда-нибудь в Ленобласть - на Балтику».
«Хорошая альтернатива», - рассмеялся я «Море увидите точно. Но только из окна. Или в лучшем случае с берега. В Петербурге - Финский залив для вида и для фото. Но можно прекрасно отдохнуть на озерах в Ленобласти или в Карелии. Правда, и там в хороших местах наверняка мест давно нет»,- разочаровал я приятеля.
«Любимая Испания этим летом оказалась закрытой»,- продолжал он. «И мы в срочном порядке решили рвануть в Сочи. Но с удивлением обнаружили, что в большинстве приличных «четверок» и «пятерок» мест нет аж до сентября! Хотя в одном отеле нам все же нашли номер - единственный доступный. Президентский люкс за триста тысяч рублей в сутки. Безумие!»
«Может, попробуем в частном секторе - дом или дачу на озере?» - просил приятель. «Выбора у меня все равно нет - везу тещу, деваться некуда».
Мы так и поступили. На пару ночей забронировали для гостя семейные номера в «Гельвеции». А через знакомого агента недвижимости с большим трудом нашли на две недели в аренду симпатичный дом - в коттеджном поселке на карельском перешейке под Петербургом.
«Откуда у людей деньги на путешествия? Кругом разговоры про коронавирус, кризис, безработицу. И при этом ажиотаж и дефицит мест в гостиницах», - недоумевал приятель, выезжая с семьей из «Гельвеции».
«Все логично»,- рассуждал я. «Закон любого кризиса - перераспределение. Если одни стали беднее, значит другие - богаче».
Во время весенней самоизоляции большинство экспертов туриндустрии предсказывали, что после снятия ограничений и в случае закрытых границ Россия столкнется с небывалым ростом внутреннего туризма, сопоставимым с временами СССР.
А путешественники - с дефицитом номеров в качественных гостиницах, прежде всего четырех и пяти звезд. И с давно забытыми табличками - «мест нет».
Так и произошло.
Россияне наконец рванули из дома целыми семьями - с детьми, друзьями и родственниками. Тещами, кошками и собаками. Кто куда. Сограждане устали сидеть дома и захотели психологической разгрузки, смены обстановки. К тому же, лето короткое, а ситуация со второй волной - неопределенная.
Самым популярным направлением после снятия ограничений оказалась черноморская ривьера. Россияне массово потянулись в Краснодарский край и Крым.
По данным компании TravelLine, российского лидера онлайн-продаж гостиничных номеров, резкий рост спроса на отели в обоих регионах начался в июне. А к началу июля достиг пиковых показателей.
Лидером роста стал Краснодарский край. Загрузка в гостиницах средних и высоких ценовых сегментов в июле опережала прошлый год на 28 процентов. А в августе разница с прошлым годом достигнет рекордных 48 процентов.
Знакомый сочинский отельер рассказывал мне на днях: «Едут, плывут, летят и даже идут пешком со всей страны. Кто - на яхтах и частных самолетах, кто - поездами и на подержанных автомобилях. Публика разношёрстная - от провинциальных мажоров до главных селебрити страны и олигархов. Цены в гостиницах взлетели до небес. Персонала катастрофически не хватает. Мы были не готовы к такому скачку. Многие сотрудники еще в ковидных отпусках».
Крым на втором месте. По данным TravelLine спрос на номера в регионе превышает прошлый год почти на 50 процентов. А в августе - аж на рекордные 105 процентов. Но по объему забронированных комнато-ночей регион все же отстает от Краснодарского края почти на двадцать процентов.
На почетном третьем месте Московская область, куда рванули жители столичного мегаполиса. Москвичи оккупировали всё доступное в частном секторе временное жилье - виллы, коттеджи и дачи. Загрузка в курортных гостиницах области в июле и августе превышает прошлый год на 71 процентов.
TravelLine отмечает существенный рост онлайн-резерваций в ближайших к столице Тверской, Ярославской и Костромской областях. А Алтай и Карелия впервые поднялись на седьмое и восьмое места в рейтинге самых популярных регионов у россиян.
Жители северной столицы оккупировали курортные зоны Ленинградской области. В радиусе ста километров от Петербурга горожане смели все дома и дачи. «У них богатая фантазия. Они представляют себя в Юрмале»,- шутит мой коллега. «Балтийский берег, серый песок и гранитные валуны на пляжах Финского залива напоминают многим любимый латвийский курорт. Мест нигде нет. В ход пошли комнаты, углы, веранды у озер и на Финском заливе - как в лучшие времена СССР». По данным TravelLine, загрузка в курортных отелях Ленобласти растет семимильными шагами. И к августу обойдет прошлый год на 45 процентов.
Культурная столица в последние недели испытывает ажиотажный спрос на гостиничные номера. «Лувра в этом году не будет, но хоть на решетку Эрмитажа посмотрим»,- смеется гостья моего отеля «Гельвеция», имея в виду по-прежнему закрытые музеи Петербурга.
Несмотря на значительный рост спроса в июле и августе, догнать показатели прошлогодних летних месяцев в гостиницах Петербурга не получится. Город на Неве традиционно избалован высокими показателями загрузки в сезон белых ночей - прежде всего за счет иностранных туристов. А россияне не в состоянии компенсировать городским предприятиям туриндустрии выпадающие доходы от отсутствия иностранцев. Загрузка в летние месяцы в гостиницах города на Неве, по данным TravelLine, не превысит шестидесяти процентов. А спад к прошлому году составит около 20 процентов.
В аутсайдерах рейтинга основных туристических мегаполисов страны - Москва. Спад загрузки в гостиницах первопрестольной в июле и августе составит рекордные 71 процентов к прошлому году. И это вполне логично. Столица, как и Петербург, страдают от отсутствия иностранных гостей. Но Москва, в отличие от города на Неве - город деловой активности. И деловых путешественников. А летом активность существенно ниже.
Москва - основной донор платежеспособных россиян. Она отдает и почти не получает внутренних туристов. Московским отельерам, к сожалению, не повезло. У них, в отличии от коллег из других российских регионов, нет основного и самого ценного туристического актива - москвичей.