Все записи
15:27  /  19.11.15

1606просмотров

Лев Гумилев – непонятый гений.

+T -
Поделиться:

История знает много случаев, когда гении остаются непонятыми современниками. Причин может быть много. В случае с теорией этногенеза причина называется «пассионарность». Ну в самом деле, зачем нужна теория, если из нее нельзя извлечь практических результатов. «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму». Примерно так же вначале оценивали и теорию относительности Энштейна (Нобелевскую премию он получил за другие работы). Однако быстро выяснилось, что положения теории относительности необходимо применять при расчетах полетов космических кораблей.

Действительно, если пассионарный толчок вызывается космическим излучением, то что мы можем сделать для рождения новой цивилизации? Даже если допустить, что человечество выяснит природу этого излучения и создаст подобный излучатель, то кто захочет облучаться, представляя через какие катаклизмы придется пройти в период становления цивилизации – эти ужасы у Гумилева хорошо прописаны.

Надо признать, что Гумилев, чувствуя (зная?), что с пассионарностью не совсем все ясно, подтащил и модную генетику, в которой похоже не очень разобрался, и ноосферу Вернадского (хотя определенные основания для этого есть). Это, разумеется, вызвало еще больше отторжения. Упор на космическое излучение вызвал и погрешности при определении ареала пассионарного толчка, хотя он сам же и показал влияние климатических изменений на исторические процессы.

На этом с критикой закончим, и перейдем непосредственно к гению. Гениальность его связана с созданием теории этногенеза. Гумилев исследовал историю возникновения и гибели всех цивилизаций, проанализировал жизненный цикл цивилизаций и доказал, что жизненный цикл всех цивилизаций одинаковый и укладывается, примерно, в 1200 лет.

Причиной возникновения цивилизаций Гумилев назвал пассионарный толчок. Вы спросите, как же можно было создать гениальную теорию опираясь на неправильную пассионарность? Да примерно так же, как Максвелл использовал своего  «демона», или Шредингер «кошку». Это такой «черный ящик», устройство которого мы не знаем, но видим как он работает. Мы имеем толчок и, независимо от того, чем он вызван, система начинает работать по одному алгоритму. В этот алгоритм исторического процесса прекрасно укладываются все дикости и достижения, которые мы могли наблюдать. Объясняется причина тех или иных событий. Конечно, на развитие цивилизации влияют много других факторов – окружение, климат, вмещающий ландшафт, эпоха возникновения, поэтому разброс по параметрам есть. Гениальность заключается в умении увидеть систему в этом хаосе. Так же и Менделеев увидел стройную систему хаосе, известных тогда, химических элементов.

Ну а теперь главное, что требуется от теории – практические результаты. С космическим излучением мы их конечно не получим. Для завершения теории нам надо понять природу «пассионарного толчка». Давайте для начала узнаем, что такое пассионарность. В википедии достаточно хорошо это прописано и показаны уровни пассионарности. Разночтений тут быть не может, поскольку термин предложен самим Гумилевым. Только читайте внимательно, «обгладывая каждую косточку», поскольку это важно для дальнейшего понимания.

Дальше, я предлагаю вам изучить термин «нравственность». Кстати, этот термин впрямую на английский не переводится. Наиболее близкое понятие мораль, но в нем нет главного корня «нрав». Очевидно, что нравственность гораздо ближе к пассионарности, чем мораль. Вы уже, конечно, догадались, что я предлагаю заменить пассионарность на нравственность, что бы подкорректировать Великую Теорию Этногенеза гениального Льва Николаевича Гумилева.

Нравственность уже не зависит от космических излучений, и мы в состоянии ее изменять и, главное, контролировать, в отличии от безудержной пассионарности. Уже можно надеяться на «пресловутые» практические результаты. Нравственность передается не генетически, а другими путями, и уже не требуется натяжек и умолчаний для объяснения ареала, динамики и механизма распространения. И, что самое ценное, можно в канве исторических событий и череде исторических фигур найти те точки, по которым можно достоверно провести кривую цикла этногенеза любой цивилизации и экстраполировать ее за пределы видимой области.

Надо сказать, что вопросом исследования цивилизаций в масштабах, сравнимых с масштабом Гумилева, занимался и Тойнби. Его 12-ти томное исследование, которое мало кто читал, набито фактами и рассуждениями, через которые трудно пробираться даже в 4-х томном сокращении. Увы, Тойнби не смог оторваться от земли (фактов), воспарить над «полем битвы» и оценить картину в целом, хотя общие моменты с Гумилевым прослеживаются. Но, конечно, его труды не бесплодны. Тойнби начал догадываться о влиянии религии и нравственности на историю цивилизаций.

Понятно, что теперь потребуются доказательства. Это уже в следующем номере. Задание на дом – исследовать этимологию пассионарности и нравственности.

Комментировать Всего 10 комментариев

Спасибо, Айрат, за прекрасное начинание! Думаю, что теория Гумилева в ближайшем будущем подтвердиться и станет мэйнстримной. Хотя - если изучать ее подробно - наверняка найдется какое-то количество пробелов, спорных моментов. Но - и в этом Вы абсолютно правы - система обозначена, и это -главное.

Что касается замены термина пассионарность - я не совсем понимаю, чем он Вас не устроил? Нравственность - безусловно важная часть пассионарности. Можно сказать - фундаментально важная. Но нравственным можно быть и лежа на диване;)) Чтобы что-то привести в движение нужна огромная ментальная и физическая энергия. Поэтому пассионарность  с моей точки зрения больше подходит к описываемому явлению. Пассионарии - люди страсти, горящие внутренним огнем. От этого огня возникает энергия. Поэтому в определении понятия пассионария доминирует слово энергия. См. Википедию: Пассионарии - люди энергоизбыточного, активного производительного типа и т.д.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Елена, спасибо за понимание. Пассионарность не устроила не только меня - это главный камень преткновения. Основная причина неприятия - это вопрос откуда берется пассионарность и как передается. С нравственностью, которая от пассионарности мало отличается, сразу появляется ясность.

Нравственным можно быть и лежа на диване, равно как и пассионарным - посмотрите уровни пассионарности. Обломов - пассионарий нулевого уровня :))

я предлагаю заменить пассионарность на нравственность

+100500

Но есть "нюанс"

Айрат, капиталистическому человеку... который вырос на понятиях "все ради выгоды и  наживы" сложно услышать это предложение... так как понять его невозможно.

Да уж, многим проще согласиться с пассионарностью, чем с нравственностью. В последнем случае придется над собой работать, а не ждать с неба "благодатных лучей"

Одно из моих самых любимых стихотворений

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь?

Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Спасибо, Николая Гумилева почитать не удалось как-то, хотя Ахматову читал, но давно.

Айрат, моя поддержка за эту колонку.  Обожаю Льва Гумилева.  Никогда мейнстримной его теория не станет, но в ней такой познавательный потенциал. 

Елена, спасибо. Познавательный потенциал теории Гумилева как раз и дает надежду, что теория станет мейнстримной. Я льщу себя надеждой, что моя корректировка станет важным толчком к признанию теории. По сей день я не нашел ни одного серьезного оппонента, видимо потому, что не смотря на кажущуюся простоту теории, необходимо оценить огромный исторический материал. И, конечно, главное противоречие - это "пассионарность", которое я меняю на "нравственность".