Все записи
20:29  /  9.12.15

1704просмотра

Цивилизации и евреи

+T -
Поделиться:

Часть 3, первые две части смотрите в блоге.

Для аппетита попробуем вишенки с протестантского торта. Начну с примера, который мне близок, поскольку я там был и прочувствовал лично – с Южной Кореи. Там жили очень подолгу и мои друзья, которые тоже рассказали много интересного.

Самое удивительное в Южной Корее – это огромное количество протестантских храмов. Мне сказали, что протестантизм исповедают 70% корейцев, хотя другие источники, включая википедию, называют меньшие цифры. Как так могло случиться в стране с древними буддистскими корнями? Смотрите, вначале страну терзали японцы, которые сожгли и дворец императора. Потом страну разделили на две части. Потом Корейская война, когда линия фронта прошла 3 раза через всю страну. Погибла тьма народа, страна лежала в развалинах. Южная Корея осталась под защитой США, которые и начали восстанавливать страну. Понятно, что благодарные корейцы начали перенимать и религию американцев, тем более ростки протестантизма были брошены в землю миссионерами намного раньше.

Вот вам и расцвет Южной Кореи. Примерно по такой же причине процветают и маленькие бывшие английские колонии, где идеи протестантизма оставили свой след.

А теперь переходим к еврейским цивилизациям – да, именно так, во множественном числе. Для начала, в качестве маленького лирического отступления, хотел пояснить, почему в заголовке стоит «Цивилизации и евреи", а не «Еврейские цивилизации».

Все мои «изыскания» начались с вопроса о природе антисемитизма. Вот представьте, 20 с копейками лет - юношеский максимализм, все в мире ясно и понятно – тут «Софья Власьевна», там «Американский империализм», материализм-идеализм, бога нет, друзья-товарищи – все понятно (ну может что-то неправильно), но никак в голове не укладывается, когда сталкиваешься с антисемитизмом в тех или иных проявлениях.Так я втянулся в еврейскую литературу (очень рекомендую Меира Шалева), добрался до Библии, углубился в историю, проникся Гумилевым и пришел к Теории этногенеза. Увы, я вас разочарую, ответа на вопрос о природе антисемитизма у меня по-прежнему нет. Думаю, что на этот вопрос могут ответить только сами евреи, хотя до сих пор ни один еврей мне на него не ответил.

Поскольку мы говорим о цивилизациях с точки зрения теории этногенеза Гумилева и говорим о еврейских цивилизациях, то надо вначале разобраться с антисемитизмом, который незаслуженно приписывают Гумилеву. Я думаю, что наибольшего доверия заслуживает высказывание его критика и коллеги, человека, бывшего с Гумилевым в экспедициях, работавшего с ним в Ленинградском университете, Льва Клейна - "Могу засвидетельствовать, что в личном общении Лев Николаевич — очень воспитанный и доброжелательный человек, безусловно не антисемит. Но как читатель я должен признать, что в книгах Л.Н. Гумилева, к сожалению, есть основания для тех критических претензий, которые предъявлены читателем А. Тюриным и поддержаны авторитетнейшим ученым И.М. Дьяконовым. И действительно, произведения Л.Н. Гумилева претендуют на то, чтобы стать знаменем для политических группировок шовинистического толка, вроде «Памяти».

Антисемитом Гумилев не был, да и не мог быть. Вероятно, весь смысл приписываемого ему «антисемитизма» заключается во фразе (не Гумилевской), которую я слышал в том или ином виде от многих знакомых евреев – «есть евреи, а есть «жиды» - только нацию позорят». Свои «жиды» есть у каждой нации  и благословенны те нации, которые умеют «отделять зерна от плевел». Гумилев честно исследовал Хазарский каганат и дал ему справедливую историческую оценку - химера. Вот и весь его "антисемитизм".

Наконец, когда все необходимые отступления сделаны, переходим к первой еврейской цивилизации, которая началась с Авраама. Авраам родился согласно библейской хронологии в 1812 году до н.э. и возрасте 100 лет обзавелся сыном от жены Сарры – тем сыном, которого обещал ему бог. Для простоты возьмем за исходную точку еврейской цивилизации 1800 лет до н.э. Далее мы видим Иакова, который получил от бога имя Израиль, потом Моисея (1392-1272 г.г. до н.э.), наконец, добираемся до эпохи царя Соломона (1011-928 г.г. до н.э.) - расцвета еврейской цивилизации и построения храма (950 г. до н.э.), и приходим к печальному итогу – разрушение храма в 586 г. до н.э. Даты могут быть неточные, по Иакову не нашел, но мы видим те же 1200 лет, видим примерные циклы – Авраам (0), Иаков (300), Моисей (600), Соломон (900), разрушение храма и утеря Ковчега Завета (1200). И видим самое главное, что в истоках еврейской цивилизации лежит та же нравственность, привнесенная Авраамом, сохраненная Иаковом, возведенная в закон Моисеем и потерянная к разрушению храма.

Еврейская цивилизация не первая среди мировых цивилизаций, но первая достаточно хорошо описанная. Причем, это очень важно, Ветхий завет - это первый письменный источник, который оперирует не только хронологией, но и дает нравственную оценку поступкам своих персонажей.

Прежде чем продолжить, я хотел поклониться Аврааму и поблагодарить его за неоценимый вклад в человечество.

С разрушением храма еврейская цивилизация перешла в фазу обскурации (восстание Маккавеев) и далее в реликтовую фазу.

От разрушения храма до создания государства Израиль прошло почти 2,5 тысячелетия. Мы видим «Еврейку из Толедо» (Испанскую балладу), так красиво описанную Лионом Фейхтвангером, мы знаем о Хазарском каганате, «препарированном» Гумилевым, но мы не видим Израиля. Не зря Гумилев назвал Хазарский каганат химерой – это не Израиль. Израиль возник беспрецедентным образом в 1948 году. Ну не было в истории подобных случаев создания государств. И, тем более, не было случаев выживания и процветания в таком враждебном окружении. Как это можно объяснить?

Что должен делать человек, вооруженный теорией этногенеза? Правильно, искать точку нравственного возрождения в ранних периодах! Начинаем искать и, о боже, что мы видим! Волшебное слово ХАСИДИЗМ! Если кто не понял, даю перевод – ПРАВЕДНОСТЬ. Буквальный перевод – учение благочестия. Это некий условный аналог протестантизма в иудаизме, обновление иудаизма, возвращение его к нравственным основам религии.

Хасидизм основал Бешта (1698-1760). Примерно через 250 лет после основания хасидизма возник Израиль (вы помните, я говорил об ускорении исторических процессов, поэтому не 300 лет, а 250), который, по сути, находится сейчас на входе в период расцвета. Теперь, вооруженные теорией этногенеза и найдя нравственные корни Израиля мы точно знаем, что это не химера, а новая еврейская цивилизация, процветание которой только начинается. Многие сомневаются в будущем Израиля. Но если вы познакомитесь с еврейской литературой, то всякие сомнения у вас пропадут. Особенно впечатлили меня и помогли мне книги Меира Шалева. Я понял, что первая и вторая алия имела свои корни из ареала распространения хасидизма. А как Шалев описывает ментальность первых переселенцев – с трогательным нежным юмором, с яркими цветами характеров. Видно, что это и есть еврейские пассионарии. Шалев – это Улицкая, Маркес, Кутзее вместе взятые и еще что-то непередаваемое.

Извините, увлекся, но Шалев того стоит.

Дальше мы продолжим, а теперь задание на дом – очень парадоксальное:

Попробуйте обдумать влияние хасидизма на Германию и Россию 20-го века.

Для тех, кто не является участником проекта Сноб, но проникся нравственностью даю ayrata4@gmail.com