Все записи
22:50  /  13.09.16

2895просмотров

Про матерей с синдромом "хорошей девочки" и гиперактивных детей

+T -
Поделиться:

Отрывок из интервью с психологом Еленой Хан на тему «Родители

VS

Дети. Конфликт или тандем?» на Mediametrics

 

Елена Хан

Сейчас уже очень много матерей, у которых синдром «хорошей девочки», потому что так сложилось наше общество и так сложились обстоятельства, что нужно было и родители нас приучали: «Веди себя правильно, не высовывайся, будь как все. Надо учиться «на отлично», ты должна быть как все». И когда ты как все, ты чётко понимаешь стратегию, что ты не должен выдавать особенно никаких чувств, ты должен правильным быть, как на фотографии, особенно не выходить за рамки. И сейчас очень много таких мам. Почему сейчас появилось очень много гиперактивных детей?

Людмила Болдырева

- Да, почему?

Елена Хан

- Потому что мамы у нас очень правильные. Она не выдаёт эмоций. Все эмоции внутри неё, но она чётко знает, она уже научена опытом, родителями, обществом, что нужно быть хорошей, примерной. И она знает, как внешне, как внутренне. То есть полностью она должна быть хорошей, очень правильной. Это значит, только хорошие чувства можно показывать: тут ты ещё можешь, но сильно излишне ничего нельзя сделать, а плохие вообще не желательно показывать. Кому ты нужен, если ты будешь злость, обиду показывать? Кто ты тогда? То есть это не стоит. И что выходит в результате? Ребёнок, считывающий с матери эту стратегию, которая с одной стороны такая красивая правильная картинка, упаковка, а внутри – буря эмоций, буря страстей, каких-то интересов, не реализованных, не выданных. И начинается бунт в ребёнке, потому что он читает внутри. Он не читает нашу внешнюю оболочку, которую мы построили, нашу маску. И начинается это движение, начинается энергия. И то, что не выдала мать, чаще всего мать, выдаётся ребёнком. Когда родители спокойные, то есть ребёнок выдаёт такую энергию. Когда родители очень активные, ребёнок очень редко бывает таким же активным. То есть ему нужно, наоборот, успокаиваться, он заземляет это всё. И он уже выбирает из того, что ему предлагают родители. Ему приходится реагировать, некогда ему самому что-то выдавать. Ему нужно – раз, вспышка слева, вспышка справа. А ты уже реагируешь по ходу, строишь свои какие-то отношения из этого.

Людмила Болдырева

- А как ребёнок строит свою стратегию поведения? Как ребёнок изначально учится, как ему действовать, как ему взаимодействовать с внешним миром? Как это всё?

Елена Хан

- Изначально, конечно, человек, ребёнок – это очень сложный и бесподобно красивый механизм. И очень просто объясняется влияние. В системе два элемента: мать и ребёнок. Первое, с кем он общается, – это с матерью, и больше всего он общается с матерью на первых порах. Но это в нормальных ситуациях, когда ребёнок не в детском доме, когда у ребёнка мать жива. Прежде всего, ребёнок получает все поведенческие, все чувственные реакции от матери. Например, что мать сейчас делает? Мать очень нервная, начинает что-то стараться делать, и ребёнок тоже начинает нервничать. Это не секрет, потому что это срабатывает у каждой именно так. Даже если мама на расстоянии, ребёнок чувствует, что мама нервничает, это ему передаётся. Если мама спокойная, и ребёнок тоже начинает как-то проявлять, больше задумывается, что он может, что ему хочется. Если мама злится, ребёнку страшно. Сразу попадает первый момент – чувство матери, то, что она делает, то же самое попадает на ребёнка, то есть он просто ответная реакция, как механизм ответной реакции. Она, конечно, может быть разной. Кто-то на крик замкнётся и будет очень забитым и тихим, и будет молчать, стараться вообще не высовываться. Кто-то будет просто кричать, а у кого-то будет ступор, то есть он вообще не знает, что делать. Вот он остановился, и что делать? И потом эта реакция может напоминать о себе постоянно во взрослом уже состоянии. Когда мы вырастаем, и вдруг какой-то резкий крик – ты в ступоре, ты не знаешь что делать. Или, наоборот, бьют – беги, дают – бери. То есть тут идёт очень чёткий обмен. И получается, что этому мы учим детей гораздо раньше, чем мы учим их говорить, ходить, то есть этому они начинают учиться гораздо раньше. И они создают свою собственную уникальную стратегию поведения, механизм поведения и понимания, раскладывают какие-то свои понятия. Дети же судят о мире, прежде всего о маме. Если так с тобой ведут, значит, я делаю так. Вот тут я спасся, и было хорошо. Ага, было хорошо, я принимаю такую реакцию и буду вести себя в следующий раз так. Такая реакция сработала. Бывают потом моменты, когда вдруг она не сработала. И это новое что-то, нужно придумывать новый какой-то вариант действия, противодействия. Но это чисто физическая получается реакция. А как находит, какие варианты находит каждый человек, даже если не так много вариантов, то комбинаций этих вариантов множество.

 

Полная версия интервью: 

Интервью "Родители VS Дети. Конфликт или тандем?»