80 лет назад в Москве появился первый в стране метрополитен. Сегодня, правда, никто не помнит, что планы по его строительству было решено начать срочно воплощать в жизнь после самого крупного транспортного коллапса, который случился в Москве в далёкий уже день 6 января 1931 года. Тогда в столице полностью встало все движение - трамваи обездвижели в заторах, все улицы были забиты, тысячи людей не попали на работу.

С появлением первой линии метро в Москве задумались кардинально пересмотреть в целом градостроительную политику – обилие наземного транспорта требовало простора для маневра. И вот в угоду автомобилизации в новом Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года решили расширять магистральные улицы за счёт сноса некоторых зданий. К примеру, чтобы «выпрямить» Тверскую улицу разрушили Страстной монастырь, сейчас на его месте сквер с фонтаном, памятником Пушкину и кинотеатр «Россия». Но некоторые дома решено было не сносить, а сдвинуть вглубь жилого массива. И тогда началась грандиозная передвижка домов, для этого в 1936 году даже была создана специальная контора со специалистами из метростроя. С главной улицы столицы в переулок Садовских (Мамонтовский) переехал памятник архитектуры, в котором до сих пор располагается известная Московская глазная больница. Даже здание сегодняшней мэрии пришлось сдвинуть вглубь Тверской. Дома «уезжали», дороги расширялись. Москва поехала... но только до известного автомобильного бума.

Экономические достижения 2000-х годов, чем бы они ни были порождены, привели в том числе и к такому повышению благосостояния граждан, при котором наличие личного автомобиля окончательно перестало быть роскошью. Но, однако, средством передвижения собственная машина для большинства москвичей также не стала – в городе, где сегодня насчитывается около 4 миллионов автомобилей на три тысячи километров улиц (в большинстве своём не слишком широких и удобных для движения) большую часть времени на дороге мы проводим в пробках.

При этом необходимость постоянно решать проблемы автомобилистов привела к изменению исторического облика города. В угоду машинам разрушались и сносились памятники архитектуры. Мы потеряли огромное количество исторических зданий, причем не только в центре. Некоторые районы из-за появления новых развязок, тоннелей и магистралей изменились до неузнаваемости.

Сегодня решение транспортной проблемы через классическое развитие дорожной инфраструктуры уже невозможно. Как можно продолжать стройки дополнительных магистралей? Аккуратно превращать город в абстрактное полотно под названием «Серое на сером», закатывать в асфальт природу, архитектуру, вообще всё жизненное пространство, тем самым уничтожая саму жизнь, бесконечно душить Москву дорожными петлями.

До недавних пор ситуация на дорогах Москвы напоминала именно то время, когда появилось первое советское метро. Но в этот раз, для решения транспортной проблемы город пошел другим путем – началось сужение и реконструкция центральных улиц. По опыту европейских городов у нас стали появляться парковки, пешеходные зоны. И все это стало настоящим глотком свежего воздуха для некогда заставленного машинами центра города. Наконец-то общественный транспорт потихоньку становится альтернативой автомобилям. Метро в Москве потрясающе красиво, гораздо красивее однообразных салонов машин. А на прогулку можно потратить время, которое вы проводите в пробках. Чистый воздух зелёных улиц, люди на прогулке, велосипедисты – кажется, именно так выглядит цивилизованный и комфортный для всех город.

Многие города мира, архитектурой и комфортом которых сегодня так любят восхищаться жители столицы, уже прошли тот путь, который сейчас только начинает проходить Москва. В угоду автомобилистам там тоже менялся исторический облик городов, строились огромные развязки... Потом пошел обратный процесс: мировые столицы стали всё чаще отказываться от личного автотранспорта, вводя ограничительные меры, такие, как платные парковки или платный въезд – в итоге получились города, удобные для людей. А главное – был сохранен их исторический облик.

И вот сегодня Москва не на шутку взялась за организацию парковочного пространства. И возможно, удаётся эта затея с переменным успехом. С одной стороны, движение в центре стало более отрегулированным и свободным. С другой - многие параметры системы паркинга явно стоит довести до ума. Это задача властей. Сегодня система паркинага далека от идеала. Общество вправе требовать ее усовершенствования. Но и само общество не идеально, критикуя систему паркинга, важно не отказываться от самокритики. Соблюдаете ли вы правила, а может быть, вы злоупотребляете возможностью передвигаться на автомобиле? Может быть, ваша индивидуальная воля идёт в разрез с волей пешехода. Личная ответственность каждого автомобилиста прикрывается анонимным коллективным осуждением парковки, но мы знаем, что будет, если платную парковку ликвидировать. Машины вновь заполонят все свободное пространство, вновь серьезно пострадает центральная, историческая часть города. Невозможно больше что-то сносить или двигать. Мы потеряем наш город. Поэтому нельзя допустить, чтобы автомобили вернулись в центр в таком количестве, в каком это было еще несколько лет назад.

Выступая за право свободно парковаться, не забывайте о праве других свободно перемещаться по одному из самых красивых городов мира. Свобода вырастает из необходимости, она заключается в гармоническом совпадении индивидуальной воли с направлением объективного процесса развития, сохранения истории, традиций.