Любимое занятие отечественных законотворцев – изобретать велосипед. Слишком уж часто они для решения каких-то частных проблем пытаются ввести отдельные законы, совершенно игнорируя уже имеющиеся в наличии рычаги воздействия на нарушителей.

Вот и теперь Минфин выступил с инициативой по увеличению пени за неуплату налогов почти что вдвое. Но позвольте, что это меняет? Разве это превратит фактическое кредитование организаций из средств госбюджета на наивыгоднейших условиях во что-либо иное? Конечно же, нет.

Во всем мире учетная ставка объективно отражает состояние финансовой системы, а стандартный банковский кредит рассчитывается по учетной ставке с прибавлением 1-2%. И банки этому рады! И  совершенно нормально функционируют! Потому что система работает бесперебойно, а случаев избегания уплаты налогов – в разы меньше, чем в России. Почему?

Сколько бы мы не говорили о том, что у нас происходит в экономике, все игры с этой ставкой у нас совершенно оторваны от реальности. Когда ставка ЦБ составляет 10%, а средняя по кредитованию – на уровне 16-18% – это гигантский разрыв, ничего общего ни с законами экономики, ни со здоровым функционированием банковской системы не имеющий.

Смотрите что получается. Ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов с организации») четко указывает на состав преступления через «внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в виде завышенных налоговых вычетов». Получается, что на тех, кто указал все сведения некорректно, но продолжает не платить, статья не распространяется! Удобно? Очень!

При этом в примечании к ст.ст. 198-199 УК РФ сказано, что уголовному преследованию не подлежит лицо, своими активными действиями способствовавшее уплате налогов. Прижали или даже осудили, и деньги на уплату налогов «внезапно появились»? Заплатил и спи спокойно!

Понятно, почему Минфин бьет тревогу: существующие в Уголовном законодательстве статьи наказывают за внесение недостоверных сведений в декларацию, позволяя, в то же время, получать фактические кредиты по наивыгоднейшей ставке кредит из госбюджета без долгих объяснений в банке и подготовки документов. Но единственный ли способ прекратить незаконное кредитование предлагает министерство?

На самом деле, не нужно заниматься ни ненужным законотворчеством и нагружать депутатов нового созыва работой, которой легко можно было бы не проводить, ни казуистикой. В российском законодательстве, если знать его и позволять ему работать, всё достаточно прозрачно, а все необходимые для взаимодействия с неплательщиками налогов инструменты имеются.

По налоговым преступлениям или нарушениям в налоговой сфере уже сложилась практика привлечения предпринимателей помимо ст. 199 УК РФ по ст. 159 статье («Мошенничество»). В чем между ними принципиальная разница? Да в том, что ст. 159 применяется, когда имеет место ущерб для госбюджета!

Плюс, существует Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», регулирующий работу ЦБ, а также другие законы, устанавливающие очередность платежей.

Так, у налоговых платежей – наивысший приоритет после выплат по ущербу жизни и здоровью. И если организация пренебрегает уплатой налогов, например, имея деньги на счетах, направляет их на оплату приобретенного имущества, услуг и прочие нужды (что имеет значительно более позднюю очередность), то организация в лице её руководителя, подписывающего платежные документы, использует средства не по назначению и несёт за это ответственность в рамках ст. ст. 159 и 199!

Так что же мешает подать сведения о недобросовестных налогоплательщиках в установленном порядке в правоохранительные органы – МВД и СКР? В банальную имитацию бурной деятельности так не хочется верить!

Но нет! Мы будем по-прежнему допускать налоговые вычеты на десятки миллионов по неподтверждённым расходам и при наличии 3 копеек на счету, и собирать рубли на пени!