Все записи
08:59  /  13.02.17

148116просмотров

Александр Хаминский:
Что они там у себя в Мосгордуме курят?

+T -
Поделиться:

С интересом наблюдаю за законодательными инициативами Московской городской думы. Я не курю и отрицательно отношусь к курению, поэтому идею приравнять вейпы и кальяны к сигаретам, сигарам и трубкам и на этом основании ограничить их употребление воспринимаю без эмоций, мешающим оценить юридическую сторону вопроса. Читаю и поражаюсь: что они там у себя в Московской думе курят?

Одним из основных лоббистов закона, призванного ограничить вейпинг в общественных местах, является Алексей Валерьевич Шапошников, председатель Московской городской думы. Кстати, выпускник МГЮА и кандидат юридических наук. С огорчением вынужден констатировать, что в альма матер Алексея Валерьевича научили некоторым шаблонным формулировкам, но не объяснили базовых вещей, без которых попытки написания новых законов становятся занятием абсолютно бессмысленным. Собственно, в сентябре 2016 года Минздрав уже отклонял законопроект об ограничении вейпинга на том основании, что в этой версии под регулирование попадали и ингаляторы, которые применяются для лечения, например, бронхолегочных заболеваний. А ранее в регионах были поданы и выиграны иски против закона о регулировании продажи алкогольных энергетиков, который также родился в недрах Московской городской думы, а затем был принят и на федеральном уровне.

Основной пробел в юридических познаниях думских законотворцев состоит в игнорировании того факта, что в Российской Федерации пока еще главенствует Закон. Причем международные обязательства России стоят выше национального законодательства. Но с упорством, как говорят, достойным лучшего применения, радетели за здоровье нации раз за разом наступают на те же грабли.

В пятницу 12 февраля я внимательнейшим образом послушал передачу на радио «Медиаметрикс», в которой г-н Шапошников поделился своим бескомпромиссным мнением об устройствах, имитирующих курение, и попытался развеять сомнения присутствовавших в студии журналистов, намекавших, что законопроект недоработан и вообще содержит очевидные странности. Возможно, кого-то уважаемый Алексей Валерьевич и смог убедить. Но личная уверенность в том, что Мосгордума все делает правильно, заботясь о здоровье граждан, еще не дает оснований превращать частное мнение в Федеральный закон.

Начать с того, что ограничение табакокурения установлено Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон этот был принят в феврале 2013 года, и в нем имеются все необходимые определения, которые полностью соответствуют международным правовым актам, принятым в рамках действия Таможенного союза. Выходить за пределы, установленные нормативными актами ТС, Россия не вправе. Также, в части не урегулированной законодательством, следует руководствоваться терминами, принятыми в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

По признанию самого Шапошникова, в 2013 году, когда принимался антитабачный закон, невозможно было представить, что появятся приборы для имитации курения, не похожие на сигареты. Отсюда, по мнению Шапошникова, возник пробел в законодательстве, поскольку закон никак их не касался. На самом деле, похожесть здесь вообще не причем. Да, современных вейпов, которые так понравились определенной части населения и даже создали своеобразную субкультуру, три года назад не было. Но электронные сигареты, внешне напоминающие продукцию табачных фабрик, вполне себе существовали и даже позиционировались, как средство для отказа от пагубной привычки. Я уж не говорю про кальяны, существовавшие веками. А в законе 2013 года о них нет ни слова, потому что ни электронные сигареты, ни кальяны не являются средством курения табака.

В соответствии с указанными правовыми актами и законами (включая Федеральный закон «О техническом регулировании») принят ГОСТ 3935-2000 «Сигареты. Общие технические условия» и другие, устанавливающие термины и определения, относящиеся к табаку, табачной продукции и их обороту в РФ. Любые табачные изделия должны отвечать этим ГОСТам.

А что же вейпы и кальяны? Неужели государство их «не видело»? Отнюдь. Действительно, ГОСТа на эти приборы не существует. Сначала для их ввоза в РФ органы по сертификации выдавали на них так называемые отказные письма (документы, подтверждающие отсутствие необходимости подтверждения соответствия, так как не было ГОСТов). Затем те же органы начали сертифицировать эту продукцию, но совершенно по другим критериям, чем табачные изделия. Например, электронные сигареты (вейпы) проверяли на соответствие требованиям безопасности электро-технических изделий (ГОСТ Р 52161.1-2004, ГОСТ Р 51318.14.1-2006 и др.). Естественно, никакие ГОСТы, относящиеся к табачным изделиям, здесь применены быть не могли.

Но Мосгордума решила обогнать паровоз – взять и приравнять вейпы и кальяны к табачным изделиям с помощью закона! Для этого пришлось поупражняться в лингвистике и придумать специальные термины: электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН). Ан, нет, не получится, братцы! Вы для начала внесите изменения в международные правовые акты Таможенного союза, убедив в необходимости такого шага наших ближайших партнеров. А потом уже гармонизируйте внутреннее законодательство. О чем-то подобном Шапошников, видимо, подозревает, когда говорит, что «если бы Москва могла регулировать сама, то уже этот бы закон приняли». Увы, но ни отдельно взятая Москва, как субъект Федерации, ни вся Россия не могут принимать законы вразрез международным обязательствам. А если по какому-то недоразумению примет, то последует череда интереснейших исков. Среди любителей вейпинга и кальянинга наверняка есть юристы.

Нам могут возразить, что таможенное законодательство – это одно, а законодательство об охране здоровья – совсем другое. Опять неверно. Сначала нужно доказать вредное воздействие товаров (продукции) на окружающую среду. Тем более, что закон 2013 года нас защищает от вредного воздействия (читаем дословно) окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Так вот, дыма табачного от этих приборов нет! И воздействия табака тоже нет, так как это и не табак вовсе. В соответствии с таможенным законодательством ТС и РФ это не табак и не табачные изделия. Следовательно, защищать не отчего. Пока еще не существует лонгитюдных исследований пагубного воздействия вейпов и кальянов на здоровье людей.

Лично у меня нет сомнений, что это дело крайне неполезное и малопривлекательное. Но мало ли таких вещей, в том числе содержащих вещества с доказанным канцерогенным действием, продающихся и употребляющихся широкими слоями населения? Перед тем, как во всем мире заработали суровые антитабачные законы, ВОЗ провела большую работу по сбору доказательств того, что никотиносодержащие средства курения отравляют людей и служат спусковым крючком для развития многих заболеваний. Но даже в США, где подобный закон о регулировании потребления табака был принят давно и содержит очень строгие формулировки, лоббисты табачных корпораций добились отмены некоторых его положений. Ибо закон должен базироваться на неоспоримых доказательствах вреда сигарет и не содержать противоречий.

Но законотворческая мысль Шапошникова путешествует затейливыми тропками. Он признает, что зачастую в «жиже», которую используют вейперы, вообще нет никотина, и делает ремарку: «Потому что если б там никотин был, то они бы подпадали под антитабачный закон». Как интересно! Значит, никотиновые пластыри и пастилки, продающиеся в аптеках, которыми пользуются для того, чтобы бросить курить, тоже должны находиться в зашторенных витринах! А если человек обнажил руку с приклеенным «Табексом» в общественном месте – извольте заплатить штраф. Так, что ли?

В качестве аргумента о потенциальной опасности вейпов Шапошников приводит факты о том, что вейпы банально опасны: взрываются прямо в руках. Не владею статистикой, но абсолютно убежден, что от праздничных фейерверков пострадало гораздо больше людей, чем от вейпов. Запретим?

А еще был случай, когда пробка от шампанского вылетела из бутылки – да прямо в глаз! Как насчет того, чтобы запретить шампанское? Когда взрываются телефоны определенных марок, претензии не к телефонам вообще, а к производителям опасных «трубок». Этот вопрос решается лицензированием, сертификацией и допуском на рынок только безопасной продукции. А если кто-то использует «самопал» на свой страх и риск, то это его личное дурное дело. Например, в советские времена была предусмотрена уголовная ответственность за самогоноварение, которую впоследствии, правда, отменили. Таким образом было подтверждено право гражданина в частном (без коммерческой составляющей) порядке выбирать, какой алкогольный продукт ему потреблять – «казенный» или «самодельный».

Интересно выглядит и утверждение Шапошникова о том, что противодействуют приравниванию вейпов и никотиносодержащих сигарет все те же табачные компании, которые являются производителями новомодных приборов для парения. Да-да, именно парения, а не курения! Насколько мне известно, вейпы поставляет нам, в основном, дружественная Китайская Народная Республика, а производство жижи освоили в том числе и наши местные умельцы. На самом деле введение запрета на вейпы и кальяны приведут к росту потребления табака. Нужно ли подсказывать, кто окажется в выигрыше или и так все понятно?

А еще очевидным вредом вейпинга считается то, что он стал невероятно популярен среди молодежи и подростков. Мол, парящие люди подают плохой пример, из-за которого наше молодое поколение «скуривается». Этот тезис вообще никак не может быть превращен в строчку закона. Так можно и пускание мыльных пузырей, и чупа-чупсы объявить пропагандой курения!

К чему я веду? Законы принять несложно, куда сложнее (и важнее!) их исполнять. Самый главный вопрос: кто уполномочен привлекать к ответственности за их нарушение? Когда мы говорим о курении табака в общественных местах, то имеем в виду, в основном, кафе, рестораны и клубы. Так вот, составлять протоколы и рассматривать материалы (выносить постановления о привлечении к ответственности) уполномочены должностные лица санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора. Которые, хочу напомнить, работают в будние дни до 18:00, а по пятницам – до 16:45. При этом самое веселье, когда не грех и покурить в заведениях, начинается после 21:00. Проверять-то некому! Единственные, кто несет службу круглосуточно – это сотрудники органов внутренних дел. Но они не уполномочены тем же КоАПом даже на составление протоколов!

Горько сознавать, что показушная забота о здоровье граждан на деле оказывается не более, чем самопиаром. Никто не помнит, чем прославилась депутат Ирина Яровая, но наверняка на ближайшие 50-70 лет в учебники истории современной России попадет закон ее имени. Этих лавров жаждет и Алексей Валерьевич Шапошников?

Но, как известно, собака лает, караван идет. Тем не менее, я обсудил возможность реализации эффективных мер по борьбе с табакокурением и с юристами, и с медиками, и со своими коллегами по Общественному совету при ГУ МВД России по Москве. Мы сформировали, как сейчас модно говорить, «дорожную карту». Вот вкратце наши предложения.

Первое. Штраф на организации и предпринимателей за несоблюдение функций по контролю за соблюдением запрета на курение просто смешон – от 60 до 90 тысяч рублей. Сама процедура оформления процессуальных документов, включая фиксирование события правонарушения очень трудоемка. Следовательно, нужно изменить меру наказания, например, повысив штраф до 1 миллиона рублей.

Второе. Необходимо предоставить полномочия сотрудникам органов внутренних дел на составление протоколов об административных правонарушениях по «антитабачной» статье 6.25 КоАП РФ. Заодно сотрудники могут проверить (раз уж всё равно пришли), весь ли алкоголь продается через систему ЕГАИС, а также наличие других правонарушений.

Третье. Если мы говорим о кальянах и вейпах, то нужно четко разделить смеси на содержащие табак и не содержащие табак. Первые подпадают под действие «антитабачного» закона, вторые – не попадают. Возможно, закон можно подкорректировать, включив в него положения об используемых смесях. И к нарушениям можно причислить хранение и реализацию на предприятиях общепита смесей, содержащих табак.

Вот, собственно, и все решение вопроса, если к нему подойти с умом и без шапкозакидательства.

Сегодня я не буду касаться проблем самого антитабачного закона, также содержащего интересные положения, нарушающие права курильщиков, которые являются, в первую очередь, гражданами России и, не в последнюю очередь, электоратом. Мне нравится, что наше правительство показывает себя последовательным борцом за оздоровление нации. Но не стоит забывать, что советская власть пала окончательно, когда перестала удовлетворять запросы курильщиков: все помнят эти унизительные талоны и «коммерческий» «Космос» по 3 рубля. Да, многих людей антитабачный пресс, а также резкое удорожание табачной продукции заставили бросить. Но в попытках повторить этот же фокус сейчас, товарищ Шапошников рискует нарваться однажды на приехавшего к нам в гости какого-нибудь юридически грамотного белоруса, казаха или армянина. Такого, который будет готов, «закурив» вейп в кафе, получить штраф по всей строгости, а в ответ – обжаловать свое наказание в международном органе. Что будет дальше – несложно предугадать, ведь к мнению Шапошникова там прислушиваться не будут, а станут руководствоваться лишь Законом.

Читайте также

Новости наших партнеров