Все записи
13:02  /  7.10.19

354просмотра

"Преступник" у психоаналитика

+T -
Поделиться:

Всемирно известная студия Netflix выпустила 12 серий нового детектива “Преступник”. Критики назвали его лучшим детективом 2019 года, а по оценкам зрителей рейтинг 9,4 из 10! 

Сериал цепляет точностью деталей, жестами и эмоциями. В нем столько символизации и смыслов, что психологи должны рукоплескать режиссерам и сценаристам.

Действие сериала разворачивается в комнате для допросов, где находится преступник, детективы и иногда адвокат. Дополнительная сюжетная линия происходит в комнате наблюдения за допросом и в коридоре полицейского участка. Все это очень похоже на сеанс с психоаналитиком. Детектив, ведущий допрос, выполняет роль аналитика, старший следователь, наблюдающий из-за прозрачного зеркала, - супервизор. Все серии сделаны по одному шаблону, каждая из них включает одну историю и полностью завершена для подозреваемого, но не для команды, проводящей расследование. Серии собраны в блоки, снятые в разных странах и на разных языках (Англия, Германия, Франция и Испания). Весь сериал основан на анализе поведения человека: его жестах (сознательных и бессознательных), эмоциях, словах, и совпадениях, происходящих во время допроса. Преступник почти всегда врет, его сознательное пытается сделать все, чтобы избежать наказания. Поэтому на первый план выходит бессознательное: жесты, мимика, поведение (дрожащий в руке стаканчик или неосознанное отведение ног в момент неожиданного вопроса следователя), совпадения (неожиданный шум кондиционера в кульминационный момент или падение сигареты, когда преступник внутренне сломлен и готов говорить).

Замкнутость пространства и кадр позволяют мне провести ассоциацию между комнатой допроса и кабинетом психоаналитика. Мне захотелось провести анализ сериала как стороннему наблюдателю, следящему и за преступником (клиентом), и за детективом (аналитиком), и за старшим следователем (супервизором). Тем более что серия идет 40 минут, почти как сеанс у психоаналитика. Я посмотрел весь сезон, но выбрал для анализа одну серию, снятую в Испании. Вот что из этого получилось:

Главная героиня - взрослая женщина чуть за пятьдесят. Выглядит немного вызывающе. Большой белый квадратный перстень на руке, такая же белая огромная квадратная серьга только в одном ухе, яркая красная помада и красные ногти. На столе - дорогая белая сумочка, разложены несколько предметов, главный из которых - ярко-красная помада, играющая в сценарии не последнюю роль. Одежда и бижутерия белая. Героиня как бы обеляет себя, пытается своим образом сказать о невинности и невиновности. Но ее выдают детали.

Героиня с первых секунд поражает своим вызывающим поведением: она эмоционально жестикулирует и говорит вещи, шокирующие детективов:

  • Настаивает, что люди ничего не понимают и что для любви им нужно чем-то обладать. Она пытается убедить следователя, что любовь внутри нас, любовь - это то, из чего мы сделаны. И главное, что не партнер делает человека счастливым, а каждый - сам источник своего счастья. 
  • Поняла она это не из книг, а из наблюдений за своей собакой. Собака для нее - сбалансированность в чистом виде. Она чувствует связь со своей собакой и говорит о состоянии измененного сознания. 

С этих слов про связь с собакой я начинаю внимательнее вглядываться в жесты и поведение героини, и меня захватывает чувство, что она и есть эта собака. Женщина пытается играть не свою роль, а роль самого дорогого и любимого для нее существа на земле - ее далматинца. Она начинает описывать собаку, наделяя ее человеческими качествами:

  • Она похожа на меня, у нее есть сила, обаяние, умение держать себя в руках.
  • «Я привыкла что меня не воспринимают всерьез», - говорит главная героиня и делает акцент на том, что на нее зачастую смотрят свысока. Папина дочка, выскочка, 50-летняя дурочка, разводящая далматинцев. По ее словам, над ней все смеялись. А ей плевать, что в нее не верят, ведь с собакой все получилось.

В этот момент у меня происходит ассоциация, что героиня пытается рассказать о себе, но делает этот перенос своих черт на собаку и говорит о себе как о собаке. И получается, что главнее для нее - не она сама, а ее собака. Они как бы срослись в единое целое, и жизнь героини, ее успех, достижения и реализация – все происходит через собаку. 

Женщина еще не знает, в чем ее обвиняют, и просит у следователей вернуть ей паспорт, а в качестве причины говорит, что ее породистую собаку, выигравшую престижный международный турнир, нужно везти на случку в Берлин. Следователь уточняет, почему самец не может приехать на случку к ее собаке в Мадрид? Она объясняет:

  • Самцы никогда не ездят. Самцы всегда хотят совокупляться, а сучки нет, они более избирательны. Но куда бы самка не поехала, там всегда окажется самец готовый к случке.
  • Следователь переносит образ кобеля на себя, и спрашивает: “Мы такие предсказуемые?” Она соглашается и говорит: “И простые”.

Во всем этом диалоге про случку самым главным жестом является то, что героиня достает из сумочки маленькое зеркало, берет лежащую на столе ярко-красную помаду и демонстративно, неестественно-вызывающе красит губы. После этого помаду она не кладет в сторону, где она лежала до этого, а ставит перед собой почти в центр стола. Эта помада как фаллический символ стоит до момента, пока героиня сопротивляется расследованию и думает, что останется безнаказанной.

Во время диалога про случку меня не покидает ощущение, что героиня сама испытывает возбуждение - ее заводит вся эта ситуация и диалог. И что кобель для случки по кличке Ромео ждет в Берлине не ее собаку, а ее саму. И тут же проскальзывает нить, что все успехи героини - это успехи собаки. Ее далматинец выиграл престижный международный турнир, который она сравнивает с кинопремией Оскар. Будто собака выиграла свой конкурс, а она за это получила Оскар.

Следователь резко меняет тему и показывает фотографию брата подозреваемой. Фотография сделана несколько дней назад на вокзале. Героиня теряется на несколько секунд и начинает как бы заикаться, но делает это слишком наигранно. Она говорит, о том, что не знает, где брат и давно его не видела. И в этот момент всплывает имя еще одного героя - Сильво. Героиня тут же настаивает, что не знает, где он находится. На что следователь парирует: “Вы видели его последней, и что же делают следы его крови у вас в подвале?”. Героиня настаивает, что не знает о произошедшем в подвале.

После небольшого давления она начинает говорить, что они с Сильво занимались сексом, когда ее брат вернулся домой, и он был в бешенстве от увиденного. Она отмечает, что брат болен, а ей не нужна любовь. Она занимается с мужчинами просто сексом, и больше они не видятся. После этого она вновь начинает рассказ о собаке, которая во время ссоры брата и Сильво разнервничалась, а стресс очень влияет на пса, у которого после этого лезет шерсть и меняется окрас. Про себя говорит, что во время ссоры ушла прогуляться, а когда вернулась, никого уже не было. На вопрос следователя, куда же делся Сильво, она заявляет, что съела его, как паучиха “Черная вдова”, которая поедает всех своих партнеров. Тогда следователь заявляет, что у него есть показания мужчины, с которым встречалась героиня, и который утверждает, что во время секса в дом так же пришел брат, который выдавал себя за ее мужа. И что брат шантажировал мужчину, требовал тысячу евро, иначе расскажет все его семье. 

После этого следователь озвучивает свою версию произошедшего: брат героини находился под действиями наркотиков, начал шантажировать Сильво, а когда ему не удалось получить денег, убил его.

Дальше героиня почти двадцать минут все отрицает и ведет со следствием игру. И кажется, что дело зашло в тупик. И здесь мы должны перейти во вторую комнату и обратить внимание на работу старшего следователя (в нашем случае - супервизора).

У нее на столе мелькает книга о психологии - это важная деталь. Она в самом начале решает принять игру главной героини, потакать ей во всем и наблюдать за происходящим. В середине разговора она понимает, что главное для героини - ее собака, и просит своих коллег в комнате делать акценты именно на собаке. Следователь просит, чтобы в участок доставили далматинца, тем самым она очень рискует, ведь это нарушение существующих правил. Также она подделывает решение судьи об усыплении пса и проведении вскрытия, для обнаружения в пищеводе человеческого ДНК. Она решает сама продолжить допрос и входит к главной героине в комнату, в которой они теперь находятся вдвоем. Главный следователь начинает допрос с фразы, что считает главную героиню - лгуньей и манипулятором. Когда женщина хочет после этого уйти, следователь предостерегает, что уходить не стоит и что ордер уже везут. Героиня на это реагирует очень ярко: улыбается и протягивает руки, как бы намекая на наручники, и предлагает ее арестовать. На что следователь говорит, что это ордер не об аресте, а об усыплении собаки. В этот момент в комнату вводят собаку. Главная героиня в замешательстве, она меняется в лице, она не понимает, что здесь делает собака. Ей дают прочесть поддельный ордер об усыплении пса, в пищеводе которого могут быть обнаружены следы ДНК убитого мужчины. 

В этот момент начинается кульминация:

  • героиня впервые перестает играть свою роль;
  • у нее начинается истерика, она повышает голос, принимает позу нападения, как хищник раздвигает пальцы и почти царапает стол;
  • она повторяет только имя собаки и пытается броситься к ней;
  • она впервые за весь допрос требует адвоката;
  • ее жесты меняются, у нее начинается физическая ломка и боль во всем теле.

Этот эпизод заставляет почувствовать, какая сильная эмоциональная связь у героини с собакой, ее голос, мимика и самое главное - жесты становятся надломленными. Будто она сама находится на грани жизни и именно ее сейчас усыпят. Она начинает задыхаться и падает на пол. Ее голова склонилась, она закрывает лицо от следователя одной рукой, пытаясь и защититься, и абстрагироваться одновременно. 

Главный следователь видит, что героиня сломлена, говорит, что теперь только она сама может не позволить распотрошить невинное животное, и предлагает ей единственную цену. Она рвет ордер, взамен на показания. Героиня признается, где брат, и тянется к следователю, как к единственному спасательному кругу с просьбой позвонить и спасти собаку. Они держатся за руки. В кадр попадает пластиковый стаканчик со следами ярко-красной помады. Он, по моим ощущениям, символ того, что этот лоск с героини слетел, теперь она настоящая, она готова говорить правду. Она признается, что речь не в шантаже, а в том что Сильво предложил заняться сексом втроем, с ней и ее братом. Что он хотел для большего кайфа насыпать на простыни кокаин, который бы впитывался через кожу. С яркими эмоциями презрения и даже тошнотворными позывами она сравнивает Сильво с вонючей свиньей. Рассказывает, что брат его убил, расчленил, и в двух сумках утопил в водохранилище. 

Она вновь тянется к следователю, и тут мы замечаем на руке героини - шрам от пореза. Когда-то давно она пыталась покончить жизнь самоубийством, вскрыв себе вены. В этот момент она задает вопрос: “Почему так происходит с мужчинами? Почему больше не осталось романтиков, одни свиньи? Любви больше не существует, Ромео больше нигде нет, лишь в собачьем мире”. Она вновь берет со стола красную помаду и красит губы. Этот жест возвращает ее в первоначальный образ, она вновь превращается в свою собаку, к ней вернулись собачьи жесты. Она больше не намерена говорить правду, она уже все сказала, сказала слишком много…

 Я получил истинное удовольствие пытаясь через психоанализ прочувствовать героиню. Образ получился настолько ярким и необычным, что  начинаешь погружаться в него, замечать все детали, считывать «собачьи» жесты, переносить ее слова на собаку, а достижения собаки на нее, и это будоражит.

По ощущениям, главная линия сюжета - это секс и сексуальность. Точнее даже, как повлияла несчастная любовь, из-за которой героиня пыталась покончить собой, на всю ее последующую жизнь. Психологически она сломалась именно в тот момент, а дальше, уже ненавидя мужчин, перебирала их, получая только секс. Она не только потеряла свою любовь, но и веру в то, что есть настоящий романтик, который сможет ее полюбить. Мужчины для нее - либо свиньи, либо кобели, которые всегда готовы к случке. Она перебирала их в большом количестве, пытаясь все же что-то найти, восполнить себя, но всегда разочаровывалась и позволяла брату наказывать их, шантажируя и угрожая. Отдельной линией для меня в кадре является помада. Через нее героиня входит в образ. Это как фаллический ярко-красный символ вокруг которого крутится вся ее жизнь. 

Способ переноса себя на собаку позволяет ей внутренне попытаться компенсировать любовь, родить ребенка, получить общественное признание. Молодая собака (возраст которой она один раз подчеркнула) позволяет ей прожить свою подходящую к закату и несчастную жизнь заново. И главная фраза здесь - про Ромео, которые остались только в собачьей жизни. 

 Фотографии студии Netflix