Все записи
09:34  /  1.09.20

232просмотра

Учат в школе! Учат в школе… Учат в школе?

+T -
Поделиться:

Чем опасна школа для детей и их родителей?

Первое сентября — это то событие, которое каждый год захватывает все новостные ленты и соцсети. Кругом фотографии бантов, цветов, школьников на линейке. Родители переполнены гордостью и трепетом, провожая свои чада в путешествие к знаниям. 

А так ли все красиво, безупречно и предсказуемо? 

Какая оборотная сторона у Дня знаний для школьников и их родителей, и есть ли здесь какая-то опасность?

— Образование без воспитания — меч в руках сумасшедшего (Д.И. Менделеев)

Чем опасна школа? PSY.one

Не так давно появился термин «синдром 1-го сентября», который звучит отнюдь не празднично, а скорее даже тревожно. Что уж тут скрывать, перемены — это всегда стресс для любого организма, вне зависимости от возраста. И стрессу подвергается не столько тело, сколько наша психика. В чем же причина этого стресса для школьников? Не успев полностью адаптироваться к новой реальности, вызванной пандемией, где контакт с родителями стал максимально тесным, ребенок вынужден (пусть и частично) разорвать с ними связь. И погрузиться в новую, нестабильную атмосферу, полную слухов и неопределенности, где нужно выживать, трудиться, а порой и завоевывать авторитет в социуме. Разным школьным возрастам придется пройти через свои уроки:  

— Для первоклассников это принципиально иной опыт и, возможно, самый длительный период погружения в непривычную среду, ограниченное пространство и принятие других дисциплинарных норм.  

— Для более старших школьников — это не очередная адаптация и воссоединение с коллективом, а стресс, связанный дополнительно с посткарантиннами нормами Роспотребнадзора: невозможность физической разрядки на переменах, непривычная рассадка на уроках, ограничение общения и мероприятий, а также общая ситуация неопределенности.  

— Для выпускников — наиболее амбивалентный (двойственный) период, полный ответственности: предчувствие взрослой жизни и в то же время подсознательное нежелание отказываться от своей «детской части». Итого, тревога перед неизведанным, вынужденная сепарация (разделение) с родителями, изменение распорядка дня и привычек, чрезмерная ответственность за себя — ребёнку действительно непросто дается этот период! Если прибавить к этому страх не оправдать собственные ожидания и ожидания своих родителей, изменившуюся форму контроля, страх наказания, а также дополнительный труд с «домашкой» вне школы — ситуация выглядит еще более напряженной.

В интернете перед началом учебного года появляется много советов, направленных на адаптацию ребенка и на то, как родитель должен себя вести, чтобы минимизировать стресс:  

— загодя корректировать режим дня, приближая его к школьному,  

— не забывать про необходимость пребывания на свежем воздухе,  

— не давить с «домашкой», практиковать перерывы,  

— не ругать и подбадривать, хотя бы первое время, 

— и многие другие. 

Подавляющее большинство советов касается именно детей и их переживаний. Но думает ли в этот момент кто-то также о родителях?

Не только ребенок чувствует волнения и страхи взрослых, но и родители крайне восприимчивы к эмоциональному фону ребенка. Дайте себе время на адаптацию тоже! Ваш стресс на работе, отсутствие полноценного отдыха летом, общая нестабильная финансовая обстановка, покреплённая переживаниями за ребенка, может существенно повлиять на рабочую производительность, отношения в семье, усилить нервозное состояние и чувство тревоги. В этот важный сентябрьский период взрослеет не только ребенок, но и вы! Что же значит это «взросление для взрослых»? 

Прежде всего, это умение выдерживать фрустрацию — то есть переживания, которые в данном случае связаны с разлукой со значимым человеком: не писать постоянно смс-ки и не звонить каждый час с вопросом, все ли в порядке. Возможно, это вполне благоприятный период для выстраивания взаимного доверия.  

Школьные события в жизни ребенка могут также поднимать и «зарытые» внутренние конфликты у родителей. Порой безобидное подтрунивание, невысокая оценка за контрольную ребенка — и старая травма может «всплыть», вызывать переживания, дестабилизирующие психику. И здесь уже выбор родителя — войти в контакт с прошлым и попытаться проработать, либо обратно «зарыть» проблему до появления следующего тригера.

В то же время это период разделения (сепарации) — вместо привычного «мы» (поели, поспали, поступили) появляется два вполне самостоятельных «я», и задача родителя — не забывать заботиться и о своем собственном «я»: помимо работы находить время для собственных интересов и удовольствий, посмотреть на себя глазами ребенка. Дети бессознательно подражают взрослым, беря за основу не только привычки действовать, но и привычки чувствовать.  

— Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример. 

(А. Эйнштейн)

Чем опасна школа? PSY.one

Как пройти совместную «сентябрьскую адаптацию» с ребенком-школьником? 

Вам помогут несколько простых советов, в основе которых — осознанное поведение и научение ему себя и ребенка.

— Совместные прогулки или активности на свежем воздухе. Помимо естественной пользы (физическая активность, насыщение организма кислородом, улучшение работы сердечно-сосудистой системы), это еще и возможность провести время вместе, восполнить прерванную на время учебы связь.

— Не стоит идентифицировать в учебе себя и ребенка. Вы — разные люди! Как бы банально это ни звучало. Если вам легко давалась математика, это не значит, что ребенок будет ее щелкать как орешки, возможно, он больше склонен к гуманитарным наукам. 

— Дайте время ребенку проявить себя — спокойно, без собственных проекций и завышенных ожиданий. Понаблюдайте за ним. И в один прекрасный момент он приятно удивит неожиданными талантами. 

— Следует быть аккуратнее в общении с другими родителями. У всех есть повод для гордости, равно как и какие-то переживания — делиться и обсуждать важно, но без гиперболизации. Излишнее бравирование успехами — это формирование завышенных ожиданий, за которыми потом может прийти «расплата». Помните: ваш ребенок — это личность, развивающаяся в своей собственной динамике, равно как и дети других родителей. 

— Определите вместе с ребенком опорные временные точки для связи в течение дня. Двух-трех сообщений или звонка порой вполне достаточно для сохранения контакта.

— Не бойтесь приводить примеры (и не только положительные) из собственной школьной жизни. Это поможет не только наладить общение, но и разобраться в многогранности окружающего мира. — Попробуйте обращать внимание на собственные переживания. Не «поднимается» ли что-то из ваших детских тревог и воспоминаний? Возможно, в этом случае стоит обратиться к специалисту, чтобы разобраться в причинах тревоги и проработать ее. 

— Новые знания — новые интересы! Добавьте «жизни» домашней работе — не полезнее ли будет вместо «отчета» обсудить литературное произведение и пофантазировать вместе с ребенком о скрытых в нем (произведении) тайнах? Перечитать интересные места и обсудить. А как у вас с падежами, склонениями, спряжениями и т. д.

Не бойтесь стать учеником для ребенка — пусть он вам объяснит, как он их понимает. Слушайте с искренним интересом и не бойтесь задавать вопросы. Помните, что период адаптации — процесс общий и важный для вас обоих. 

И сделать его наиболее интересным, творческим и продуктивным — в наших силах.

Екатерина Соляникова, психоаналитический коуч, сооснователь PSY.one