Все записи
11:32  /  28.09.20

258просмотров

Деньги - не мотивация. Чего на самом деле мы хотим?

+T -
Поделиться:

Тимур Валеев, сооснователь международной платформы PSY.one психология и коучинг. Про мотивацию и почему нам так хочется быть нужными?

PSY one, психолог в москве, коуч в Москве

Был я на днях в ТАСС на записи подкаста про бизнес. Один из вопросов касался мотивации и почему бизнесменам не нужна помощь психолога или коуча. Предприниматели и так уже занимаются делом, зарабатывают деньги, значит проблем у них нет, они успешны. Мои оппоненты привели несколько серьезных аргументов, после чего мы начали рассуждать. Мне вспомнился один из недавних примеров про исследование российского рынка труда. Сервис SuperJob выяснил, что больше 50% россиян считают, что их труд бесполезен.

Сам наш диалог на эту тему в подкаст не вошел (можно послушать по этой ссылке), но приведу свои мысли по поводу нужен или не нужен предпринимателю психолог или коуч.

Работа по мнению сотрудников - бесполезна. Она не имеет смысла, я не имею смысла, жизнь не имеет смысла. Почему люди уверены, что тратят время впустую? Давайте разберемся. Для начала внесем очень серьезное уточнение: сами респонденты говорят, что работают впустую. Это их личное восприятие своего труда и затраченного времени. О чем это говорит с точки зрения психологии? 

Выделю два направления потери мотивации и причин “работы впустую”: 

Первое. Назовем его “Ежик в тумане”. 

Ежик бродит в потемках, ничего не видно. Но у него есть цель - оказаться в гостях у медвежонка. В то же время он не может просто идти к своей цели - с ним происходят множество событий, которые вроде мешают ему, но в итоге он добирается в конечную точку. Можно ли сказать, что все приключения ежика были впустую? - НЕТ! Так и сегодняшний бизнес. Его цель - зарабатывать деньги. Менеджеры и владельцы вынуждены лавировать, чтобы удержать компанию на плаву. Должны ли они о каждом своем шаге рассказывать сотрудникам? - НЕТ! От отсутствия информации у коллектива наступает состояние неопределенности, падает мотивация, их обуревают эмоции собственной ненужности и бесполезности. Они как рабы на галерах, сидят в трюме и не понимают, куда и зачем гребут. Но грести нужно, иначе корабль пойдет ко дну. Чтобы увеличить эффективность сотрудников, бизнесу в этом случае нужно сделать довольно простую вещь - уменьшить информационный вакуум. Неопределенность - серьезное испытание для психики любого человека. Она вызывает страх. Страх приводит либо к бегству, либо к агрессии, либо к выгоранию. 

Руководители компаний могут справиться с неопределенностью достаточно эффективным способом:

- ставить сотрудникам долгосрочные цели; 

- наладить коммуникацию с коллективом;

- рассказывать какие задачи стоят перед бизнесом. 

Это как в экспедиции: если нет цели открыть Америку, то никто никуда не поплывет и любая работа будет казаться бессмысленной.

PSY коуч, psy психолог. PSY.one

Второе. Назовем его “Золотой ключик”. 

В приключениях Буратино у каждого героя есть своя мотивация. Папа Карло - бездетный старик, который выстругал себе сына и отправил его в школу. Карабас-Барабас хочет отыскать нарисованный очаг и спрятанный за ним кукольный театр. Буратино был простоват и велся на любые разводы. Ему подходила любая мотивация: от похода в Страну Дураков до выращивания денежного дерева на Поле Чудес. С точки зрения бизнеса нужно понимать, что у каждого сотрудника, у владельцев, топ-менеджеров - разная мотивация. 

Хочу сразу сказать - сами по себе деньги никогда не были мотивацией. 

Мотивация это то, для чего эти деньги нужны. Покупка квартиры или машины, путешествие, собрать детей в школу, еда, наконец. Если руководство компании сможет лучше понимать индивидуальную мотивацию каждого сотрудника, то эффективность можно повысить в разы, не прибегая к серьезным затратам. Для одних, в любом случае, речь идет о премиях в виде денег, для других мотивацией может стать повышение по службе (с совсем небольшой надбавкой зарплаты), для третьих мотивацией может быть признание их заслуг и письмо с благодарностью от какого-либо чиновника или министра. Поднятие мотивации - очень тонкий вопрос, от которого сильно зависит успех бизнеса. И если работодатель сможет найти этот самый психологический золотой ключик к сотрудникам, то мотивацию повысить довольно легко. 

Отдельно отмечу, что в государственном секторе ощущение бессмысленности работы у сотрудников может быть в разы выше, чем в бизнесе. Причины: более длинный путь передачи информации от руководства до самых низких уровней, ну и конечно отсутствие у людей, принимающих решения, заинтересованности в рядовых сотрудниках. От их работы может действительно ничего не зависеть и на их места всегда придут другие.

psy коучинг, psy one психология, коуч онлайг, психолог или коуч

Нужен ли лидеру психолог или коуч?

Самый главный вывод из всех рассуждений -  любой коллектив всегда бессознательно отыгрывает все, что происходит с его лидером. Да, коллективное бессознательное играет порой злую шутку. Владелец или топ-менеджер испугался, не может принять решение, он выгорел или просто устал. Он считает, что его никто не слышит, все сотрудники лентяи, делают много ошибок, не верят в проект, хотят только денег, но не отрабатывают их. Лидер раздражен, он взял на себя все риски и один тянет неподъемную ношу. Что в этот момент происходит с компанией? Она становится именно такой, какой ее видит лидер. Проблемы в любом бизнесе почти всегда начинаются с проблем владельца или директора. 

Но очень сложно принять вину на себя, точнее - сложно понять, что реакция на внешние события - всегда реакция одного человека.

Вы до сих пор думаете что лидеру в трудных ситуациях не нужен психолог или коуч? Вы до сих пор думаете что его внутренние ограничения или реакции не влияют на бизнес?

коуч или психолог, Psy.one, коуч онлайн, психолог в Москве

Лидер сильный, он справится, натянет жилы посильнее и всех победит. Но именно такое поведение приводит к краху. 

Именно один человек может сломать все, что строилось годами и приносило доход. Мир меняется, проблемы меняются, наши реакции на них тоже должны меняться. Иногда нужно расширить собственные границы и увидеть новые возможности. Просто выйти на час из ситуации и посмотреть на все происходящее со стороны. За этот час с бизнесом ничего не случится, но ваше мнение может кардинально поменяться. 

Кажется, что меняться страшно? Но можно меняться, не изменяя себе и своим принципам. Это вполне комфортно и дает новые ресурсы для побед. 

Но чтобы узнать свою мотивацию для перемен, ответьте всего на один вопрос - “для чего вам деньги”?

На нашей международной платформе PSY.one представлены специалисты, которые могут помочь в вашей сложной жизненной ситуации. Мы работаем с клиентами со всего мира. Вам нужен лишь компьютер или телефон и доступ в интернет.