Все записи
МОЙ ВЫБОР 22:04  /  21.12.15

11917просмотров

Почему в британских школах поощряют ошибки

+T -
Поделиться:

Зачем учить детей ошибаться

 

В ноябре в Лондоне прошел ряд школьных выставок, на которых широко обсуждалось … как вы правильно догадались – образование – выполняет ли оно свои задачи в сегодняшнем мире. Ведущие деятели образования обсуждали – не удивляйтесь, пояснение следует - как научить школьников делать ошибки.

 Дети, которые пойдут в школу в 2016-м году, выйдут на пенсию в 2075. Новые технологии развиваются так бурно, что сегодня нам трудно представить, каким мир станет через 5 лет, не говоря уже о 2075-м! При этом мы сегодня должны дать детям образование, которое пригодится им в том самом непредсказуемом будущем.

 Все выступавшие на школьных выставках сошлись на том, что поскольку большинство параметров нам неизвестны, единственное чем можно руководствоваться безошибочно – это пониманием, что дети обладают невероятными творческими способностями.  Творчество так же важно, как умение читать и писать; все инновации, все то, за что присуждаются Нобелевские премии - создаются в результате творческого процесса. А сегодняшнее образование построено так, что вместо того, чтобы развивать творческий потенциал наших детей, оно часто подавляет его.

Девятилетняя девочка, известная в своей школе невнимательностью на уроках, на рисовании работала очень сосредоточенно. Учительница спросила ее:

«Что ты рисуешь?» Девочка ответила:

«Бога».

«Но никто не знает,  как выглядит Бог?!» - сказала учительница.

«Как только я закончу рисунок - узнают,» - ответила ученица. Эта девочка не боялась принимать оригинальные решения, ее уверенность в собственных творческих способностях еще никто не пошатнул. Дети, если их не ограничивать, не боятся пробовать и делать ошибки. До тех пор, пока их не запугают в школе. Учительница не сказала: «Откуда такая самоуверенность?» а с интересом подождала пока девочка закончит рисунок, и поощрительно отозвалась о портрете бога в ее интерпретации.

 В нормальной школе (заметьте, я не говорю в исключительной или прогрессивной, просто в нормальной) так и должно быть. Ребенок творит, учитель поощряет. К сожалению, во многих, если не в большинстве школ процесс обучения построен так, что дети перестают творить.

 В сегодняшней системе образования самое страшное - это сделать ошибку. Но если не делать ошибок – невозможно творить; если человек не готов ошибаться, он никогда не создаст ничего уникального. Мыслящие люди всегда знали, как важно ошибаться. Один из основателей Соединенных Штатов Америки Бенджамин Франклин еще в 18-м веке говорил: «Я не провалил тест, просто нашел 100 способов ошибиться». Однако пока, за редким исключением, мы учим детей не ошибаться, то есть тому, как утратить способность к творчеству.

Сегодня в школах во всех странах существует единая иерархия предметов: сверху – математика и точные науки, ниже - языки и гуманитарные предметы, в самом низу – художественные дисциплины. А в рамках художественных дисциплин тоже своя иерархия: живопись и музыка – выше, актерское искусство и танец – ниже. Учителя не танцуют каждый день перед учениками, а математику преподают. Почему? У нас у всех есть тела, а при этом образование сосредоточено на том, чтобы развивать только голову учеников, причем односторонне, слева. Один из ведущих теоретиков образования Кен Робинсон пошутил, что если бы инопланетянин прилетел на Землю, он бы подумал, что система образования направлена на подготовку университетских профессоров. Конечно, нет ничего плохого в университетских профессорах. Я сама когда-то преподавала в университете. Но у университетских профессоров, за редким исключением, есть общая особенность – они живут головой, и рассматривают свое тело как способ транспортировки головы. Тело носит голову на совещания. Если вы когда-нибудь были на дискотеке по окончании научной конференции, вы наверняка видели как мужчины и женщины средних лет совершают странные движения, не под музыку. Они давно утратили контакт с собственным телом. И с правым полушарием тоже.

Существующая сегодня система образования была основана в 19-м веке (до этого системы всеобщего образования не существовало), чтобы служить нуждам промышленной революции. Большинство из нас, сегодняшних взрослых, не занимались в школе тем, что нас интересовало – многие предметы считались бесполезными для работы. Кто не слышал от родителей: «не занимайся музыкой, ты никогда не станешь музыкантом» или «не трать время на рисование, ты никогда не станешь художником». Советы родителей, данные из наилучших побуждений, привели к тому что множество одаренных людей считали себя бесталанными. Приведу один пример. Девятилетняя девочка по имени Джиллиан Линн в школе считалась безнадежной - последняя в классе, не слушала, вертелась. Школа поставила на ней крест и написала родителям письмо – Джиллиан неполноценная, у нее психическое заболевание, ее нужно отвести к врачу. Мама отвела Джиллиан к психологу. Он выслушал ее и предложил ей зайти в свой кабинет. Джиллиан оставил в приемной и включил ей музыку. Как только они вышли из комнаты, Джиллиан стала танцевать. Психолог и мама смотрели на нее несколько минут, потом он сказал: «Миссис Линн, Джиллиан не больна, она просто танцовщица. Отдайте ее в балетную школу.» Мама так и сделала. Впоследствии Джиллиан рассказывала, что день когда она пришла в балетную школу был одним из самых счастливых в ее жизни. «Там все были такие же как я! Люди которые думали в движении,» рассказывала она много лет спустя.  Джиллиан закончила балетную школу, была солисткой в королевском балете Ковент Гардена, основала балетную школу, стала режиссером и хореографом, познакомилась со знаменитым композитором Эндрю Ллойд Вебером и создала хореографию написанных им популярнейших мюзиклов в истории. Джиллиан подарила удовольствие миллионам зрителей, прославилась на весь мир и заработала миллионы. Отведи ее мама к другому психологу, тот дал бы ей транквилизаторы и заставил бы ее успокоиться.

История о том как Джиллиан Линн нашла свое призвание не благодаря, а вопреки системе образования, в которой она считалась глупой и бесталанной, подводит нас к вопросу о том, как мы рассматриваем «ум». Сэр Энтони Селдон - бывший директор школы, историк и писатель – призывает радикально пересмотреть понимание «ума».  Ставить вопрос не “how intelligent is your child”, «насколько умен ваш ребенок» - а «how is your child intelligent», «каким образом умен ваш ребенок».

Существует два основных типа тестов на определение интеллектуальных способностей - convergence test и divergence test,  на схождение и расхождение. Первый, на схождение - стандартный тест IQ. Набравшие выше 110 очков считаются людьми высокого интеллекта, выше 120 - очень высокого, выше 140 - гениями. Второй, divergence test , тест на расхождение. Такой тест провели с двумя мальчиками одного возраста, Гарри и Максом.  Гарри - лучший ученик американской школы, с самым высоким IQ за всю историю школы. Макс - средний ученик английской. В тесте нужно привести как можно больше способов использования

  1. Кирпича
  2. Одеяла

Вот какие ответы дал Гарри:

Кирпич. Строить здания, бросать

Одеяло. Сохранять тепло, гасить огонь, привязывать к деревьям чтобы сделать самодельный гамак. Носилки.

А вот как ответил на эти вопросы Макс:

  1. Кирпич. Используется при грабежах – ударил-схватил-убежал. Для строительства домов. При игре в русскую рулетку, если во время игры есть желание поддерживать спортивную форму (прошел десять шагов, обернулся и бросил – уклоняться запрещается). Чтобы стеганое одеяло не спадало с кровати привязываются к углам одеяла. Для раздавливания пустых банок из-под Кока Колы.
  2. Одеяло. Используется на кровати. Для прикрытия при запретных занятиях сексом в лесу. Как палатка. Чтобы посылать дымовые сигналы. Как парус на лодке, телеге или санях. Взамен полотенца. Как мишень при занятиях стрельбой для страдающих близорукостью. Чтобы ловить людей прыгающих из горящих зданий.

Прочитав ответы Макса, легко проследить как работает его мозг и воображение. У него есть чувство юмора. Легкая склонность к сладострастию и подрывной деятельности. Воображение летает от насилия, секса и прыгающих из горящих зданий людей, к практическим решениям, например как удержать стеганное одеяло на кровати. Впечатление что если дать ему побольше времени, он найдет еще множество оригинальных способов использования кирпича и одеяла.

Для этого теста нужна способность направлять воображение в самых разных направлениях. Нет правильного ответа, ожидается как можно больше индивидуальных решений. Тест измеряет не аналитический интеллект, а творческое мышление.

У Гарри, с самым высоким IQ в истории школы, вообще нет воображения. Он определил привычные способы использования кирпича и одеяла, и остановился. Его IQ на десяток выше чем у Макса. Но если у Макса воображение свободно парит, у Гарри оно не включается. Кто из них, по-вашему, способен произвести блестящую, творческую работу которая удостаивается Нобелевских премий?

Пока система образования будет ориентирована на изучение фактов, воображение учеников не будет парить. Такое образование в будущем будет почти бесполезным. Сегодня о необходимости преобразований говорят на теоретическом уровне, на школьных шоу и лекциях. Но прогресс человечества происходит в форме пирамиды – сначала на вершине пирамиды одинокий голос провозглашает идею которая кажется обществу абсурдной. Через десять лет одинокая идея становится общепринятой и ложится в основу пирамиды.

Слушая выступавших на школьных шоу, я почувствовала что мы стоим накануне больших изменений в образовании. Как говорят по-английски- watch this space. 

Ирина Шумович

School Placement Service

www.schoolplacementservice.co.uk

Читайте также

Комментировать Всего 5 комментариев

Ира, совершенно согласен: творчество - это ошибка, создающая сдвиг от старой к новой системе мышления. На эту тему  моя только что вышедшая статья "Танец черных лебедей. О тайнах творчества". 

http://magazines.russ.ru:8080/zvezda/2015/11/13ep-pr.html

Миша, с Новым Годом! Спасибо за поддержку, обязательно прочитаю твою статью. Ты где? По-прежнему в Англии? Обнимаю, И. 

http://magazines.russ.ru/zvezda/2015/11/13ep.html

Ира, с наступившим! Радости и удачи. Я после трех лет в Англии вернулся в Штаты, опять преподаю в Эмори.

Новости наших партнеров