Все записи
МОЙ ВЫБОР 20:47  /  25.01.16

1718просмотров

Британское образование - истоки и идеи

+T -
Поделиться:

 В 19-ом веке английский писатель-сатирик Гектор Хью Манро, известный под литературным псевдонимом Саки, написал: «Боже мой, сначала обучите его! Мальчик не станет злобным, пока не отучится в хорошей школе!» Двумя десятилетиями позже его коллега по перу Осберт Ситвелл на вопрос о том, где он получил образование написал: «Во время каникул после «Итона»».

Во времена Саки и Ситвелла школы в Англии были суровыми, жесткой дисциплине уделялось больше внимания чем образованию. Тем не менее, мы не должны принимать на веру юмористические заметки двух остроумных авторов – они оба вышли из привилегированных семей и получили образование в лучших британских школах. Людям свойственно иронизировать и отвергать то, что легко досталось. 

 В отличие от иронического отношения этих двух писателей, британские политики и социологи, наоборот, всегда очень серьезно относились к образованию, считая его краеугольным камнем общественного развития. Одним из основных лозунгов правительства Тони Блеара был «Образование, образование, образование». Занимавший до недавнего времени пост министра образования Майкл Гоув считал улучшение образования  "моральным обязательством" консервативной партии, и добивался его широкомасштабного реформирвания. 

Но оставим на минуту сатиру и реторику, и обратимся к истокам. Английское слово «образование» -  education - происходит от одного из двух схожих латинских слов educare и educere.Слово educere означает вести за собой войска, готовиться к бою, то есть это тренировка, подготовка. В то время как educare означает раскрывать потенциал, поддерживать, способствовать росту. Это второе слово и является правильным корнем английского education в современном понимании.

  Люди столетиями путали эти две идеи – "вести за собой войска" и "способствовать росту". Даже сегодня в стандартном английском словаре слово education объясняется как передача знаний путем формального обучения.

 Есть еще один английский глагол который стоит упомянуть в контексте образования – educe -  что означает «следовать вперед подoбно течению реки». Идея что мы учимся не по проложенным каналам и заданным направлениям, а находим свой собственный путь, подобно тому как река течет к морю – сильная идея.

Два разных принципа, навеянные значением двух схожих латинских глаголов educare и educere, давно лежат в основе дебатов о том, каким должно быть идеальное обучение. Должно ли оно быть формальной передачей знаний и привитием определенных навыков - или развитием личности и максимальным раскрытием индивидуальных способностей?

 Вероятно, в идеальной ситуации мы все хотели бы, чтобы наши дети получили и то, и другое – и знания, и развивитие индивидуальных способностей. Но если помотреть на то, как образование интерпретируется в разных странах мира, мы увидим, что эти две тенденции чаще всего не пересекаются.  В Китае, например, сочетание культурной традиции (идея Конфуция что учитель – мудрец, которому ученик должен бесприкословно подчиняться) и логистики (переполненные школы, по 50 учеников в классе) привели к глубокому убеждению что задача школ – передавать знания в дисциплинированной, организованной форме.

 В Англии же, наоборот, веками существует неписанный консенсус о том, что основные задачи образования – развитие личности, мышления и понимания своего предназначения в мире. Благодаря этому консунсусу и сложилась британская система образования, в основе которой лежит понимание что учеба – это сложный, многослойный, органичный процесс; если вести этот процесс жестко, его результатом станет ригидная форма – противоположность креативности, динамике, открытости новым идеям.

 Как считают в Британии, современный мир полон противоречивых идей, концепций и мнений,  и чтобы добиться в нем успеха, фактических знаний недостаточно. Кроме фактической информации, молодым людям нужны другие навыки – умение творчески мыслить, сопоставлять, не принимать на веру, искать доказательства и только тогда принимать свои собственные, осмысленные решения. А для этого прежде всего нужно уметь свободно мыслить.

 Сегодня в Велиобритании ребенка начинают учить самостоятельно мыслыть уже в начальной школе. Домашние задания  (кроме точных наук) предполагают наличие множества возможных ответов на заданный вопрос. Школьник/школьница должны проанализировать материал, а потом найти и обосновать свое решение. И если обоснование убедительное - это и есть правильный ответ.

 Конечно, в британском образовании есть свои проблемы. В то время как лучшие школы добиваются отличных результатов, в плохих школах едва удается поддерживать дисциплину, не то что развивать индивидуальный творческий потенциал.

 Но принципы образования – и в элитной частной школе, и в самой простой государственной – совершенно одинаковые. К ученикам относятся, как к самостоятельным людям. На детей не оказывают давление, не унижают, не придираются по мелочам, не наказывают по пустякам. Безусловно в школах есть и правила которые нельзя нарушать, и система наказаний и поощрений. Но эта система продуманная, ясная и существует для поддержания четких рамок поведения. В пределах этих рамок с каждым годом ученикам дается все больше самостоятельности. Их поддерживают, направляют и поощряют. Занятия проходят серьезно, но отношения с учителями дружественные и либеральные. Когда есть время и позволяет ситуация, ученики и учителя шутят, обсуждают происходящее, делятся мыслями.

 В рамках такой системы – хороших отношений, взаимного доверия, постоянной дискуссии - молодые люди учатся мыслить, экспериментировать, искать и находить решения. То есть всему тому, что поможет им в жизни стать уверенными, успешными и счастливыми. 

В заключении - три цитаты об образовании:

"Признак образованного ума - способность обсудить идею, не принимая ее на веру." Аристотель

"Задача образования - заменить пустое сознание открытым кругозором" Малкольм Форбз

"Функция образования - научить человека мыслить и сопоставлять. Развитие ума и характера - достойная цель образования" Мартин Лютер Кинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости наших партнеров