Все записи
16:44  /  28.03.16

9332просмотра

Русские дети в английских школах

+T -
Поделиться:

            Меня часто спрашивают: как русские дети адаптируются  в английских школах? Чтобы найти какой-то обобщенный ответ, я стала вспоминать разные случаи со своими клиентами,.  

     В 2008-9 годах, когда School Placement Service только начиналась, нашими русскими клиентами были в основном супер-богатые – владельцы частных самолетов, вилл в Монте Карло, причаленных в порту Монако яхт. Все хотели отправить своих сыновей только в Итон, или на худой конец в Хэрроу.

     Раньше, чтобы попасть в Итон и Хэрроу, достаточно было быть аристократом с деньгами, и не забыть записать ребенка в школу при рождении. С тех пор английское общество изменилось, хорошее образование стало цениться больше чем богатство и происхождение, и сегодня для поступления в Итон и Хэрроу нужны не только отличные оценки по всем предметам,  но и что-то еще – музыкальная виртуозность, спортивные достижения, общественные заслуги и т.д.

     Разобравшись в ситуации, наши клиенты в конце концов соглашались на менее престижные, но не менее академически продвинутые школы.

       Бывали и исключения. Одна из таких семей обратилась к нам заблаговременно, и я обронила родителям что если обучение в Итоне для них так важно, и они готовы послать сына в Англию в начальную школу в 9 лет, у него появится шансы туда поступить. Семья оказалась открытой к идеям, мама не сентиментальничала о расставании с сыном в юном возрасте, быстро признала что чем сидеть дома в Москве с няней, ему будет лучше проводить время со сверстниками, заниматься спортом, развиваться как личность, и в этом процессе развить английский язык до уровня почти родного. Мальчик был умный, старательный, вежливый и открытый, и его легко приняли в симпатичную начальную школу (где учились принцы Вильям и Хэрри, для родителей это было важно). Там он проучился до 13-ти лет.

     Очень вменяемая мама этого мальчика рассказала потом что ее сын, возвращаясь из Москвы в школу в Англии, стал оставлять  свой телефон Верту дома и брать с собой старенькую Нокию. Она говорила об этом со смесью недоумения и одобрения; явно решение сына не выделяться дорогим телефоном было для нее неожиданностью, но она чувствовала в этом какую-то новую для нее зрелость, которая была ей по-душе.

     А мальчик вероятно просто понял, что в школе в Англии лучше гордиться своими достижениями, чем богатством родителей. Позже он попросил родителей не возить его в Лондон на частном самолете, и прилетал регулярным рейсом Бритиш Эарвейз. Мальчик отлично закончил начальную школу, поступил в Итон, завел множество друзей, и английских и русских, и вырос умным, спокойным, уверенный в себе молодым человеком.

     С семьей другого мальчика мы ездили смотреть школы кавалькадой из трех черных Мерседесов -  в первом мальчик, бабушка и я, во втором  - мама и тетя, замыкал шествие третий, пустой Мерседес - на всякий случай, если кто-то вдруг решит раньше вернуться в Лондон. В дороге бабушка говорила о том какие безразличные и холодные люди англичане, как мало они обнимают и целуют своих детей, и всю дорогу тискала внука в доказательство своего тактильного преимущества. Мальчик в машине вертелся и капризничал, а в школе наоборот молчал; во время интервью, когда директор обращался к нему, отводил глаза.

     С большим трудом и множеством заверений с нашей стороны что мальчик очень хочет учиться в Англии и сделает для этого все что в его силах - изменится, будет стараться – его взяли в школу. Расстроенная от разлуки с внуком бабушка приставила к нему персонального наставника, который за зарплату, выше чем у продюсера БиБиСи, каждый день ездил на поезде из Лондона в школу, бегал в раздевалку за футбольными бутсами или теннисными кедами которые мальчик регулярно забывал принести на физкультуру, и так надоел всем в школе, что его попросили больше не приезжать в будние дни; мальчик должен на своих ошибках научиться не забывать кеды – два раза забудет, проведет в наказание пару вечеров убирая тарелки в столовой, на третий раз приготовит кеды заранее. У этого  мальчика заняло больше трех раз – дома за него все делала няня, даже шнурки завязывала. Но кое-как привык. Учился он неважно, дисциплину соблюдал с трудом, в качестве самозащиты критиковал и Англию, и школу, и одноклассников, друзей не завел.  Хотя он еще там, в школе, я не знаю доучится ли он до конца без приключений, и сможет ли поступить в хороший университет. Надеюсь что постепенно идеи о самостоятельности, ответственности и самодисциплине проникнут в него осмосом и сделают свое благотворное дело.

     Другой молодой человек 16-ти лет, несмотря на гигантское богатство папы, был разочарован в жизни. Единственное чего ему не хватало – это внимания папы, который был очень занятым человеком, не умел заниматься сыном и пытался решить проблему деньгами, нанимая консультантов и психологов. Мальчик страдал от отсутствия папиного внимания, и, воспринимая свое обучение в Англии как ссылку, ругал страну. Друзья были только русские, англичан называл даже не «англиками», а еще более презрительно - «англикосами». Хотя способности у него были незаурядные, занимался неохотно и мало, оценки были неважные.

     Одновременно с ним мы устроили в школу веселую открытую девушку  -  его ровесницу – из дружной, позитивно настроенной семьи. Девушка быстро и легко интегрировалась, дружила со всеми, отлично училась в школе и поступила в Кембриджский университет.

     Начиная с 2012 года среди наших клиентов стали появляться представители среднего класса. И немного чиновников. Одна мама, из чиновничьей среды, первым делом сообщила что ее 13-ти летний сын «по способностям ниже среднего, у него проблемы по всем предметами - и по математике неважно, и пишет плохо.» Может ли так быть, чтобы у человека не получалось вообще ничего? Пока мы разговаривали, я заметила что мама его полностью контролирует, навязывает свои мысли, и ведет себя непоследовательно - с одной стороны балует деньгами, с другой внушает что он ни на что не способен, при этом ругает за плохие отметки. Что остается этому мальчику как не действовать соответственно оценке мамы: ниже среднего – так ниже среднего, зачем тогда стараться и прилагать усилия? Он делал домашние задания за 10 минут, если сразу не получилось -  бросал. Друзей мало, Англию не любил, систему образования ругал «у нас в России математика сильнее».

     Другая семья – и мама и папа много работали, но по вечерам находили время играть с сыном в развивающие игры. Девятилетний мальчик был отличным математиком, когда чего-то не знал – был готов много заниматься, после всего двух месяцев уроков английского смог худо-бедно пройти интервью с директорами четырех школ, сдал тест по математике на А, по английскому на С - большое достижение после двух месяцев занятий. Поступил в отличную школу, и в его академических достижениях и дальнейшем успехе нет сомнений.

     Вырисовывается ли из этих рассказов какой-то обобщенный ответ на вопрос об интеграции русских детей в английских школах? Вероятно что-то вырисовывается. Когда дети приезжают заинтересованными, открытыми новому опыту, с желанием интегрироваться, учиться по новой системе и добиться академического и социального успеха – у них все получается. Когда они приезжают с идеей что англичане холодные, а «математика у нас гораздо лучше чем у них» – дела зачастую обстоят сложнее.

     Откуда берется у детей настрой который или помогает или подрывает их успех в Англии? Когда мама с раннего возраста, вместо того чтобы поощрять ребенка, замечать его склонности и интересы и помогать их развить, внушает ему что он по способностям ниже среднего – ее постоянно повторяющаяся оценка действуют как мантра, ребенок начинает верить что он ниже среднего и перестает стараться. Если же родители поддерживают ребенка, видят его таланты, поощряют усилия, и готовы потратить свое время чтобы вместе разобрать сложную задачу или обсудить тему сочинения - тогда ребенок больше старается, прилагает усилия, разбирается и добивается результата.

     Успех ребенка зависит не от финансового благополучия  родителей, а от их отношения к жизни вообще, и к своему ребенку в частности. Если они задумываются и осознают какое влияние каждое их слово оказывает на формирование самооценки и мировоззрения сына или дочери, вероятность успеха многократно увеличивается.

     У одних моих английских друзей в доме, на стене в гостиной, среди множества картин, висит известный плакат английского графического дизайнера Антони Баррила:  «Work hard and be nice to people” (“Много работай и хорошо относись к людям»). Если бы все семьи обрамили в рамочку и повесили на стену этот плакат, сделав его семейным девизом, и собственным примером учили своих детей ему следовать – вероятно гораздо меньше детей считали бы себя ниже среднего, отворачивались когда с ними разговаривают взрослые, и называли англичан «англикосами.

Ирина Шумович

директор

www.schoolplacementservice.co.uk

 

В следующем блоге:  Фиксированный менталитет и менталитет роста – как они складываются, в чем выражаются и как их изменить.

 

 

 

 

Читайте также

  • Кому нужны эти экзамены?

    Вчера, во вторник 3 мая, по всей Англии тысячи родителей, вместе с детьми (намеренно, по родительскому настоянию,…
  • Последний экзамен

    Сегодня мой сын сдает свой последний в жизни школьный экзамен. Еще 2 часа – и он закончит школу. Экзамен –…
  • Встреча с легендой

    Обычно я не делаю селфи со знаменитостями. Но вчера встретилась с моей героиней, за жизнью которой я давно слежу и о…

Новости наших партнеров