Все записи
20:10  /  27.04.16

5951просмотр

Чему мы учим своих детей? Революция в воспитании.

+T -
Поделиться:

ЧТО ТАКОЕ СПОСОБНОСТИ, ДАНЫ ЛИ ОНИ ОТ ПРИРОДЫ, И МОЖНО ЛИ ИХ РАЗВИТЬ?

    У каждого из нас есть уникальный набор генов, определяющий наши индивидуальные черты - темперамент, способности и тд. Но научные исследования показывают что опыт, обучение, и усилия определяют путь каждого человека в гораздо большей степени, чем генетические данные.

     У всех вас наверняка были одноклассники, которые в школе казались самыми блестящими, оригинальными, "кул". Многие ли из них добились чего-то в жизни? Если нет – то почему? Почему, будучи самыми блестящими в школе, они спились, сторчались, рано умерли, или просто застряли на пол-пути?

     То, что думает о себе человек, фундаментально влияет на всю его жизнь. Мнение о самом себе определяет, сможете ли человек добиться в жизни того о чем мечтает. Каким образом это происходит?

    Калифорнийский психолог Кэрол Двек 20 лет исследовала, как наше сознание влияет на успех в жизни. В результате многолетних экспериментов она вывела, что есть два типа сознания, одно – которое ведет к успеху, другое – к стагнации.

 ФИКСИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ

    Если человек считает, что его способности - это данность, от природы, от Бога – значит у него фиксированное сознание, которое заставляет его все время доказывать, что он чего-то стоит. Не наслаждаться процессом учебы и познания, а доказывать всем, что он достоен поощрения и восхищения. Многие так и вырастают, и по жизни – в школе, на работе, в личный отношениях – пытаются доказать свое интеллектуальное превосходство. В любой ситуации они панически думают: "Как я выгляжу – умным или глупым?" "Что обо мне подумают?" "Примут меня или отвергнут?" "Добьюсь или провалюсь?"

СОЗНАНИЕ РОСТА

    Есть другой тип сознания, при котором человеку не надо все время доказывать, что он лучше всех. Сознание роста основано на убеждении, что то, что тебе досталось от рождения – только начальные параметры, которые можно развить благодаря осмысленным усилиям. Хотя люди рождаются разными - каждый со своими способностями и наклонностями – любой человек способен приложить усилия и измениться, развиться, и вырасти.

    Убеждение, что способности можно развить, вызывает страсть к учению. Зачем тратить время доказывая какой ты умный, если можно учиться и совершенствоваться? Зачем скрывать свои недостатки, когда можно их преодолеть благодаря занятиям? Зачем окружать себя людьми которые будут тобой восхищаться, если можно окружить себя теми, кто будут стимулировать твой рост? И зачем делать то что уже умеешь, когда можно научиться чему-то новому, развить способности, постараться, если не получается – приложить еще больше  усилий?

    Эти два типа сознания – фиксированное и роста – сказываются не только в академической жизни. Они играют роль и в личных отношениях, и в дружбе, на работе, в любви.

    Представьте себе такую ситуацию. Вы – студент, с которым в один день случились три несчастья: Вы получили три с минусом по важному зачету, вернулись к машине – а там, на лобовом стекле, наклеен штраф. Позвонили другу пожаловаться, а  друг не хотел слушать, отмахнулся и поскорее закончил разговор.  

Что вы подумаете? Что почувствуете? Как разрешите ситуацию?

Вот что ответили на эти вопросы люди с фиксированным сознанием:

«Почувствовал что меня отвергли.»

«Полный провал. Я полный идиот, лузер.»

«Я ничего не стОю, все в классе лучше меня.»

А вот что они думают о жизни:

«Моя жизнь бессмысленная и жалкая.»

«Мой сосед сверху меня ненавидит.»

«Меня никто не любит, жизнь несправедлива, все усилия напрасны. Я самый несчастный человек на свете.»

    О чем идет речь в этой маленькой мизансцене - о массовой трагедии? вселенской катастрофе? Или всего лишь о плохой отметке, штрафе и неудовлетворительном телефонном звонке?

    Что же, у этих людей низкая самооценка? Или они безнадежные пессимисты? Нет. Когда они не сталкиваются с поражением, они такие же веселые и приятные люди, как и все.

     Что же делают эти люди в случае неудачи?

«Ничего.»

«Напьюсь.»

 «Не встану с постели.»

«А что я могу сделать?»

    Что сделать?! В ситуации где оценка – всего лишь тройка, а не единица. Штраф, а не разбитая машина. Друг не послал, а просто не хотел разговаривать.

 А теперь посмотрим как отвечают на те же вопросы люди с сознанием роста:

«Придется больше заниматься, осторожнее парковаться, наверное у друга был плохой день.»

«Тройка - значит надо больше заниматься, но время есть, целый семестр впереди.»

Как они решают проблему?

«Я подумаю как изменить стратегию занятий, заплачу штраф и поговорю с другом, скажу что меня расстроило его безразличие, выясню в чем дело, может у него что-то случилось.»

    Конечное, каким бы ни было сознание, любой человек расстроится в такой ситуации. Но люди с сознанием роста не клеймили себя, и не складывали руки. Хотя они были расстроены, они были готовы рискнуть, посмотреть в глаза проблеме и разобраться с ней.

    Наверняка вы узнаете в этих историях родных и знакомых. Иногда одних принято называть пессимистами, других оптимистами. Но здесь мы пытаемся разобраться не в их эмоциональном состоянии, а в психологическом настрое, и задаемся вопросом: почему одни мыслят так, а другие иначе.

 ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

    Ни один родитель не думает: «Что бы такое сделать, чтобы подорвать уверенность моего ребенка, его усилия, отвратить его от процесса познания, ограничить его достижения?» Конечно нет. Родители обычно думают: «Я сделаю все, чтобы мои дети добились успеха в жизни». А потом начинаются будни, и часто родительские благие намерения приводят ровно к обратным результатам. Их оценка, назидания, их техника мотивации часто посылают ребенку сигнал ровно противоположный их намерениям.

    Каждое сказанное слово посылает сигнал. Слова родителей подсказывают ребенку, что ему думать о самом себе. Эти сигналы и формируют тип сознания.

    Когда родители говорят: «у тебя есть природные способности, и мы оцениваем твои достижения на их основании» – у ребенка формируется фиксированное сознание.

    Когда родители говорят: «ты развиваешься, и мне интересно как это происходит» - развивается сознание роста.

    Дети невероятно чувствительны к поступающим от родителей сигналам.

    Мама первый раз привела Джона в детский сад. Джон посмотрел на развешенные на стенах рисунки, и спросил: «Кто нарисовал такие уродливые картинки?» Маме стало неудобно за сына, и она, чтобы не обидеть воспитательницу, сказала: «Нехорошо называть рисунки уродливыми, посмотри какие они красивые!» Но воспитательница точно знала чего хотел Джон, и сказала: «Здесь не обязательно рисовать красивые рисунки. Если тебе хочется, можно рисовать уродливые.» Джон улыбнулся – она ответила на его скрытый вопрос: «Что будет если ты плохо рисуешь?»

    Потом Джон заметил сломанный грузовик. Он поднял его и спросил с негодованием в голосе: «Это кто сломал грузовик?» Мама опять бросилась на подмогу: «Неважно кто сломал грузовик, ты же никого здесь не знаешь.» Но воспитательница снова поняла Джона, и сказала: «Игрушки – для того, чтобы с ними играть. Иногда, в игре, они ломаются.» Джон опять получил ответ на скрытый вопрос – что делают с теми кто ломает игрушки? Он помахал маме рукой, и спокойно пошел в свою группу, поняв, что в этом детском саду его не будут осуждать и прилеплять ярлыки.

 СИГНАЛЫ УСПЕХА И ПОРАЖЕНИЯ

 Прислушайтесь к  следующим сигналам:

 «Ты так быстро все выучил! Ты такой умный!»

«Какой замечательный рисунок, ты – следующий Пикассо!»

«Какой ты молодец! Вообще не готовился к экзамену, а получил А!»

    Вероятно, как большинство родителей, вы услышите в этих месседжах только позитивное – поощрение, поддержку, восхищение способностями ребенка. Но прислушайтесь повнимательнее, не услышите ли вы другой месседж, который уловят в этих словах ваши дети:

«Если я быстро не выучу, значит я не такой умный.»

«Я не должен стараться рисовать лучше, а то они скажут что я не Пикассо.»

«Я не должен много заниматься, иначе они перестанут считать меня молодцом.»

    Большинство родителей поощряет детей именно так, как описано в моем примере, уверенные, что хвалят и поддерживают. «Ты такой умный» «Ты такой талантливый» «Ты спортсмен от природы». Но психологи провели сотни экспериментов, которые подтвердили обратное: если хвалить ум детей, это приводит к де-мотивации и подрывает их академические успехи.

КАК ЖЕ ТАК? НЕУЖЕЛИ ДЕТЕЙ НЕ НУЖНО ХВАЛИТЬ? 

    Конечное нужно. Дети очень любят, когда им говорят что они умные и талантливые, это дает им уверенность в себе. Но только одномоментно. Как только они сталкиваются с проблемой, их уверенность улетучивается, мотивация исчезает. Если успех означает что они умны, то провал означает обратное – что они глупы. Как только они сталкиваются с трудностями, дети начинают сомневаться в себе. Это – признаки фиксированного сознания.

    Если вы, родители, хотите поощрить своих детей, лучшее всего научить их любить трудности, не бояться делать ошибки, получать удовольствие от усилий, и продолжать учиться. Тогда дети не станут рабами похвалы.

    Естественно это не значит что мы не должны хвалить своих детей. Просто похвала должна быть другая – не за их природный ум, а за усилия и работу.

ХВАЛИТЬ НЕ ЗА СПОСОБНОСТИ, А ЗА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

    Мы можем хвалить их сколько угодно, но только не за ум, а за процесс, который ведет к личному росту – за все чего они добились благодаря усилиям, старанию, практике, занятиям, настойчивости и правильной стратегии. Причем спрашивать об их работе так, чтобы в вопросе звучало одобрение их усилий и выбора.

«Вижу что ты готовился к тесту. Ты несколько раз прочитал материал, подчеркнул самое важное,  и повторил несколько раз. Сразу виден результат!»

«Молодец что попробовал разные способы решения задачи, и в конце концов нашел ответ!" 

«Одобряю что ты взялся за этот проект по физике. Над ним придется поработать – почитать, разобраться, составить схему, купить детали и построить модель. Представляю как много нового ты узнаешь в процессе!»

«Я знаю что раньше тебе было легко в школе, и ты чувствовал себя самым умным в классе. Но если честно, ты не полностью использовал свой мозг. Я рада что теперь, когда вы стали изучать более трудные предметы, тебе приходится прилагать больше усилий.»

«На этом рисунке так много оттенков! Расскажи мне о них.»

"Видно что ты думал над этим сочинениям, и собрал столько материала, что я узнал для себя много нового о Шекспире.»

«Ты сыграл эту сонату так эмоционально, что твои чувства передались мне когда я слушала. Что ты чувствуешь когда играешь ее?»

    Все эти вопросы показывают поощрение процесса познания, и интерес родителей к тому, чем занимается ребенок, и их уважение, а не снисхождение и превосходство: «Я в твои годы…»

 А КАК ПООЩРИТЬ ДЕТЕЙ КОТОРЫЕ СТАРАЛИСЬ НО НЕ ДОБИЛИСЬ УСПЕХА?

 «Молодец, что приложил много усилий. Давай теперь вместе разберемся, посмотрим чего ты не понимаешь.»

«Все учатся по-разному, и с разной скоростью. Тебе может понадобиться больше времени и усилий, но если будешь продолжать стараться - точно разберешься.»

    Иногда бывает, что родители правильно поощряют собственных детей, но плохо отзываются о других. Многие наверняка слышали,  как родители, при своих детях, говорили о других: «Этот - прирожденный лузер». Или «Она родилась гением». «У этого мозг с горошину». Когда дети слышат что родители судят других, у них возникают ростки фиксированного сознания. Они начинают думать – если что-то пойдет не так, значит  я  - следующий?

 И ЕЩЕ О ПОХВАЛЕ

    Когда мы говорим «Как быстро ты справился!» или «Сделал все без единой ошибки!» какой сигнал мы посылаем? Что мы поощряем? Быстроту и идеальные решения. Но быстрота и перфекционизм – враги обучения. «Если ты считаешь меня умным когда я решаю быстро и без ошибок, я лучше не буду брать на себя ничего сложного, требующего усилий.»

    Что же тогда говорить детям, когда они быстро и правильно решили математическую задачу? Отказать им в похвале? Именно! Сказать: «Кажется эта задачка для тебя слишком простая. Давай попробуем другую, посложнее, решая которую ты можешь чему-то научиться.» 

Ирина Шумович

School Placement Service

www.schoolplacementservice.co.uk

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости наших партнеров