Все записи
15:03  /  4.05.16

2299просмотров

Кому нужны эти экзамены?

+T -
Поделиться:

Вчера, во вторник 3 мая, по всей Англии тысячи родителей, вместе с детьми (намеренно, по родительскому настоянию, пропускавшими школу) вышли на демонстрации против экзаменов для школьников 6-ти и 7-ми лет. Правительство – с тем чтобы повысить стандарты в системе образования - усложнило экзамены, которые должны первый раз пройти в конце мая.

 Я помню когда мои дети были младшего школьного возраста, я, как многие русские родители в Англии, возмущалась что в английских школах дети сидят в классе на ковре и хлопают в ладоши. «Что это за образование? Сидеть на грязном ковре на полу?! Я в их возрасте уже знала таблицу умножения! И читать умела с трех лет!» У нас было принято соцсоревнование во всем – если твой ребенок раньше заговорил, быстрее всех пошел, выучил больше стихотворений – значит и ребенок лучше, и родитель преуспел. Лучший танцовщик! Всемирно известная звезда! Когда вокруг оперировали такими категориями, конечное было важно выучить таблицу умножения, как только научился говорить!

 Но вот что интересно: спеша загрузить своих детей формальными знаниями, никто не задавался вопросом: какой ценой выучена эта таблица умножения? Каково эмоциональное состояние ребенка? Что ему самому хочется учить – таблицу ли умножения? Или может быть ему бы лучше полежать на траве, глядя в небо на плывущие облака? Развивать созерцательность, связь с природой, чувство восхищения бесконечной красотой нашей вселенной?

"What is this life, if full of care

We have no time to stand and stare"

W.H. Davies.

"Что это за жизнь, если мы так погружены в заботы, что не остается времени остановиться и посмотреть вокруг?" английский поэт Вильям Генри Дейвис, малый поэт 20-го века, спрашивает нас, жителей 21-го. 

 Приходилось ли вам в жизни удивляться, почему очень умные мужчины, которые первыми выучили таблицу умножения, закончили школу в 15 лет и защитили докторскую в 22, не способны выражать эмоции? Почему они хлопают дверьми, когда мы хотим обсудить с ними трудные для них вопросы эмоционального взаимодействия? Не потому ли, что в детстве, толкая их на академические достижения, их лишили свободы созерцания? возможности развить свой эмоциональный мир? расширить интуитивное понимание самого себя?

 Однажды я присутствовала при том, как моя англиийская подруга кормила своего маленького сына протертым пюре – картошка, морковка, брокколи. Малыш брал в рот пюре, растирал его во рту языком, а потом с силой выплевывал на стену перед собой, и внимательно рассматривал как разноцветные капли пюре стекали вниз по белой стене. «Вытри его! Зачем ты позволяешь ему выплевывать еду?!» возмущалась я. «Ты что, это же творческий процесс! Он придумал игру, которая развивает его креативность,» сказала тогда подруга. Прошло много лет прежде чем я поняла, насколько она была права!

 Наша родительская задача – с которой моя подруга справлялась на отлично -  замечать творческие порывы детей, и давать им возможность развиваться в нужном для них направлении. Часто вместо этого мы подрываем естественное стремление детей к творчеству, затыкаем этот канал, вместо того чтобы снять все стопоры и открыть свободно льющийся поток.

 Я вспомнила обо все этом вчера, смотря в новостях репортаж о протестах английских родителей против ужесточения экзаменов, которые призваны улучшить систему образования.

 Сорок тысяч английских родителей подписали петицию, призывая бойкотировать новые экзамены. Родители протестуют, потому что не хотят чтобы их дети в 6 лет сдавали сложные экзамены по математике и английскому. Почему? Во-первых, потому что к экзаменам надо готовиться. Что же в этом плохого? А то, что готовиться к ним придется в ущерб другому – творческому развитию детей. Правительство не придает значения творческому развитию, но они, родители – считают это не менее важным, чем академическое образование.

 Я присмотрелась к лозунгам, с которыми родители вышли на демонстрацию. Вообще-то демонстрацией это не назовешь – больше похоже на фестиваль Гластенбери, зеленый луг, музыка, танцующие дети, оживленно разговаривающие родители, лозунги.

“Music, art and play” -  «Музыка, искусство и игра» (то есть мы хотим учить наших детей через…)

"Let kids be kids" - "Дайте детям остаться детьми."

“Testing is NOT learning” “Экзамены – это НЕ обучение.»

«I am a child, not a statistic” “Я – ребенок, а не статистика.» 

Один из родителей, папа, в интервью говорит: «Предлагаю создателям этих экзаменов самим пройти маленький тест, всего два вопроса. Вопрос 1: Насколько емко воображение ребенка? Вопрос 2: Насколько мелка душа министра по экзаменам?»

Какие замечательные лозунги! Какие замечательные вопросы! Родители отстаивают право своих детей на детство! На обучение, направленное на развитие личности, а не повышение статистических данных школьных отчетов. На право детей на душевное спокойствие.

 «Экзамены – значит стресс,» говорили в интервью многие родители, «Нашим детям 6-7 лет, ради чего в этом возрасте подвергать их стрессу?» И действительно, ради чего?

Бюрократического вида мужчина стоит в костюме на фоне британского парламента. Министр школ. Он отстаивает точку зрения правительства, что экзамены введены для проверки школ. «Никакого ущерба детям эти  экзамены не нанесут. И никаких академических последствий тоже. Экзамены нужны для того чтобы убедиться что все школы в стране дают детям необходимые знания.»

"Да, но при чем тут наши дети? Мы не против повышения стандартов обучения в стране, но не за счет эмоционального равновесия своих детей?!" говорят родители.

 Прошло много лет прежде чем я вполне поняла и оценила английское либеральное образование. Теперь, убежденная в его преимуществах, я полностью на стороне протестующих родителей. Сторонники либерального образования давно знают, что ужесточением экзаменов систему образования не улучшить. Чем труднее экзамены - тем больше детей их провалит, тем больше подростков бросит школу, тем больше взрослых станет безработными, будет сосать деньги из системы, принимать наркотики, заниматься сексом без любви, попадать в тюрьмы - тем хуже для страны, ее экономики и прогресса.

 Образование можно улучшить только терпеливым, индивидуальным вниманием к каждому ученику. Система при которой заставляют и наказывают не дает результатов. Естественная реакция на силу – противодействие; когда детей заставляют учить бессмысленные с их точки зрения факты, и решать не имеющие отношения к их жизни математические уравнения – и наказывать если не решили – они сопротивляются.

 В хорошей начальной школе нужны не сложные экзамены, а компетентные учителя, относящие к детям с теплотой и юмором. Если учителя терпеливы, интересуются прогрессом каждого ребенка, замечают индивидуальные интересы и наклонности, умеют проявить гибкость и индивидуальный подход, подбирают и читают детям интересные для них, детей, книги – тогда дети учатся.

Как только на детей начинают оказывать давление, заставлять и наказывать – дети из трудных семей, у которых дома нет поддержки и стимула – начинают сопротивляться. На самом деле, этим детям нужно больше внимания и понимания в школе. К сожалению, в большинстве случаев школа этого не понимает, считает их сопротивление дисциплинарным нарушением, на детей обрушивается система, и к 16-ти годам они обычно выпадают из системы образования.

 Глядя на демонстрации и лозунги я снова восхитилась Англией, ее либерализмом, благодаря которому создалась нация разумных, справедливых, открытых и инклюзивных людей, понимающих так много и о политике, и об интересах своей страны, и об индивидуальной свободе, и о – не побоюсь этого слова – душе своих детей; людей, готовых выйти на демонстрацию для того, чтобы отстоять право детей на что-то более тонкое, эмоциональное, интуитивное, чем просто формальное образование.  

 Уже в конце я обратила внимание на еще два лозунга.

 “Is Poor Nicky failing her test?” (“Бедная Ники провалила свой тест?») “Time for a rethink, Nicky Morgan?” (“Не пора ли передумать, Ники Морган?») Ники Морган, непопулярный министр образования, похоже, опять провалила свой экзамен.

Ирина Шумович

директор

www.schoolplacementservice.co.uk

Читайте также

  • Русские дети в английских школах

    Меня часто спрашивают: как русские дети адаптируются в английских школах? Чтобы найти какой-то обобщенный ответ, я стала…
  • Последний экзамен

    Сегодня мой сын сдает свой последний в жизни школьный экзамен. Еще 2 часа – и он закончит школу. Экзамен –…
  • Встреча с легендой

    Обычно я не делаю селфи со знаменитостями. Но вчера встретилась с моей героиней, за жизнью которой я давно слежу и о…

Новости наших партнеров