Все записи
22:39  /  8.06.16

14550просмотров

Русские родители в английских школах

+T -
Поделиться:

              

    Идея этого блога пришла мне на днях, когда я шла по улице в Лондоне. Впереди меня шла мама с маленьким сыном. Точнее, мама шла, говоря по телефону, а малыш, лет 3-х, мчался впереди на самокате. Малыш на большой скорости подъехал к перекрестку. Со стороны было очевидно, что он намерен мчатся дальше. По перпендикулярной дороге, одна за другой,  ехали машины. В момент, когда казалось, что предотвратить трагедию уже невозможно, мама вдруг отвлеклась от телефона, и на весь Лондон заоралана чистом русском: «Идиот! Ты что делаешь?» Ребенок остановился как вкопанный, переднее колесо самоката нависло над поребриком, и зарыдал. Мама с дрожащими руками подошла к нему. Она могла навсегда потерять сына – сейчас она возьмет его на руки, прижмет к себе, утешит. Нет. Мама подскочила к мальчику, и стала на него истошно орать. Малыш продолжал реветь.

       

    Вмешиваться было бесполезно, мама находилась в состоянии шока. Малыш получал по полной программе за то, за что в сущности должна была получить она. За то, что отпуская малыша на самокате, не научила его останавливаться на перекрестке. За то, что говорила по телефону, вместо того чтобы обеспечивать его безопасность. И за то, что перенесла ответственность за аварийную ситуацию на него, трехлетнего ребенка?!

      Я пошла своей дорогой, пытаясь найти ответы на роившиеся в моей голове вопросы: почему она не взяла его на руки, не извинилась что отвлеклась и не заметила, как быстро он ехал? Почему не захотела признать, что ответственность за его безопасность лежит на ней, а не на нем? И еще интересно - какое такое чувство подсказало мне, еще до того как она закричала, что крик будет по-русски?

*

    Семилетний мальчик Митя, милый, немного застенчивый, только что приехал с семьей в Лондон, и мама попросила меня найти ему преподавателя по математике. Мальчик мне понравился – открытый веселый и (мама показала его рисунки) талантливый. Дэн – наш лучший преподаватель математики. Некогда чемпион Англии по шахматам среди юниоров, веселый, открытый, объясняет математику так ясно и доступно, что легко и понять, и запомнить. Вытаскивал многих заклейменных безнадежными учеников с D на А в течение одного года. Митя и Дэн – точное попадание, решила я.

     Мальчик занимался с Дэном два года, по часу в неделю. Чтобы объяснить то, чего ребенок не понимает, часа в неделю достаточно. Чтобы закрепить знания – нужно самостоятельно заниматься. Все шло хорошо. Дэн и Митя сразу поладили. Мама тоже была довольна – Дэн симпатичный, вежливый, Митя его полюбил, из комнаты где они занимались часто раздавался смех. Через год Дэн получил пост завуча по математике в частной школе, и деньги за один час частных уроков (тратя 2 часа на дорогу) ему были не так уж нужны. Но он все равно продолжал ездить на занятия к Мите, из-за ответственности за его успехи, и привязанности к нему.

     В один прекрасный день мне позвонила Митина мама.

«Это полное безобразие!» начала она.

    Меня всегда немного ставит в тупик такое начало разговора. Какое такое безобразие? О чем скандал? Какое безобразие возможно в их ситуации, с лучшим математиком в Лондоне? Почему она считает нормальным способом разрешения проблемы нападать, вынуждая собеседника принимать оборонительную позицию? Я принимаю к сердцу интересы Мити в такой же степени как она сама, он – мой клиент. Вероятно, она мне не доверяет. Может даже никому не доверяет.

 Выясняется, что пришел табель, и у Мити низкая оценка по математике.

«Что ж это за занятия? Получается мы выбрасываем деньги на ветер? За что мы платим – чтобы получать С?»

Чудес не бывает. За час в неделю преподаватель может сделать только самое необходимое. А чтобы была А по математике, нужно много заниматься самостоятельно. 

    Поговорив с мамой, я позвонила Дэну. Митя очень смышленый и все понимает. Но сам признавался Дэну, что заниматься ему лень. Дэн заметил что он так загружен - каждый день после школы то рисование, то музыка, то русский, то плавание - что всегда сидит на уроке усталый, и рисует на полях тетрадки. Очень красиво, кстати, рисует. А заниматься может и не лень, просто сил нет. Я перезвонила маме – Митя все понимает, просто мало занимается, устает. «Ну, если Дэн так считает, нам больше не о чем разговаривать», - сказала мама. «Мы найдем русского математика.»

    Вот так взяла и порвала отношения Мити с Дэном, не подумав, как отнесется к разрыву ее сын. Какой сигнал она посылает Мите об отношениях с людьми – что все заменимы, что личные привязанности ничего не стоят, что тот кто платит – тот и музыку заказывает? На каком основании она приняла решение о разрыве – исходя из интересов своего сына, или из своенравия, желания топнуть ногой, хлопнуть дверью,  ах так – так мы ему вот так?! eсть безобразие, и с ним надо кончать! Остается только надеяться, что русский преподаватель понравится Мите, и будет также бережно относится к его развивающейся личности, как и наш прекрасный Дэн.

*

    А потом была Таня. Из симпатичной, сумбурной семьи,  в которой все были заняты, куда-то спешили, уезжали, улетали, никто толком не знал чего хотели от Тани и для Тани, решения принимались импульсивно. Тане нужно было что-то чего она не получала, она существовала в состоянии легкой, но последовательной конфронтации, грубила, щелкала языком, закатывала глаза. Родители не знали как с ней совладать:

 «Где бы ты хотела пообедать?» (мама)

«Я уже вообще ничего не хочу.» (Таня)

«Как ты отвечаешь! Мне перед людьми за тебя стыдно.» (мама)

 С Таней у нас было много приключений. Поездки по Англии в поисках школы, выбор (она всегда выбирала наихудший вариант), трудности по многим предметам, множество репетиторов.  Через пару лет, незадолго до летних каникул, вдруг решили сменить школу.  Оценки у Тани были неважные, набор предметов – необычный, параметры - специфические, подобрать школу было непросто. После двух недель работы, мы предложили семье на рассмотрение ряд школ. Оказалось, что Таня с семьей уже уехала из Англии на каникулы в Монако, и возвращаться в Англию летом никто не собирался. Школу выбрали без посещения, по картинкам в интернете. Мы ее рекомендовали, но ничья рекомендация не может заменить личные впечатления, особенно когда требования высоки.

 Школа была подходящая по всем параметрам. Таня хотела стать дизайнером, в школе было отличное отделение искусства, оттуда поступали в ведущие арт-колледжи, включая Сент Мартин. Попросили прислать даты школьного календаря. Даты вообще-то были на сайте школы, но мы послала ссылку. Получили в ответ, от папы:

 «Вы издеваетесь? Или действительно меня идиотом считаете? Вы хоть читайте пжлст что отправляете, эту таблицу я видел, в ней нет дат. Если бы они были, я бы вас не спрашивал. У меня с английским языком все в порядке.»

Даты там конечное были, но папа не разобрался и вспылил. Ну ничего, он там отдыхает, солнце жаркое печет – мы пояснили где в таблице нужные ему данные. Не извинился, но дальнейшая переписка опять стала дружественной.

 Семья вернулась из отпуска. Таня пошла в школу. Папа позвонил поблагодарить - Таня довольна, арт хороший, атмосфера приятная, станция пять минут, до Лондона меньше часа. Слава Богу! Наконец-то Таня расслабится и начнет заниматься тем, что она любит.

 Прошла неделя. Звонок. От папы. «Школа – говно! Вы сами это знаете! Переводите ее немедленно! Даю 2 недели, параметры следующие…» и список требований.

       

Что могло так радикально измениться за неделю? Настроение папы? Или Тани? Маленький конфликт, который она не смогла разрешить? Родители, которые решили что помочь ей – значит все бросить и начать сначала? А может проблема не в школе, а в Танином отношении? Сможет ли она всю жизнь, при малейшей трудности, истериковать, бросать, менять? Может лучше было бы ее успокоить, и посоветовать сосредоточиться на занятиях, получить хорошие оценки и поступить куда ей хочется? И там, научившись самообладанию и сосредоточенности, продолжать учиться? Какими оценками и методами руководствовалась семья, принимая решения? И откуда у папы взялась уверенность, что наилучший способ убедить нас с ним сотрудничать – командный?

 Мы вынуждены были расстаться с этой семьей, хотя принимали к сердцу интересы Тани. Всегда лучше работать с семьями которые знают чего хотят, действуют последовательно, прислушиваются к советам (а иначе для чего нанимать консультанта по образованию?), но принимают свои, осведомленные решения. Таково большинство наших клиентов. Но если попадаются сложные, то проблемы всегда схожие – импульсивное принятие решений, на основании раздражения и своенравности. Нежелание обсуждать, принимать во внимание все параметры, интересы всех сторон, а потом выносить мудрое, взвешенное решение. Это общечеловеческая проблема, или чисто русская?

 Однажды английские друзья рассказали мне, что в их бизнесе ключевая сотрудница, главный бухгалтер, перестала работать. Забросила учет, не вела документацию, в общем ничего не делала, просто сидела в офисе. Они ей полностью доверяли, и узнали о проблеме только в конце финансового года, когда выяснилось, что она не представила финансовые отчеты. Объем проблемы был гигантским, у них крупный бизнес, множество продукции, чтобы все систематизировать, им пришлось потратить много нервов, времени и денег.

«Что вы с ней сделали?» спросила я, уверенная, что услышу «уволили».

«У нее была депрессия, сложности в семье. Она работает в нашей компании со дня основания, отличный бухгалтер, ну что поделаешь? С любым может случиться. Дали ей отпуск на полгода, а потом взяли обратно.»

    И наши родители могли бы подходить к проблемам так же - разобраться в обстоятельствах, проявить великодушие к проблемам других людей, принять взвешенное, мудрое решение. Но что-то вероятно мешает им - историческое наследие? поведенческие традиции?психологические травмы?  А ведь чуткое, внимательное отношение к людям было бы одним из лучших уроков, которые они сами, без всяких репетиторов, могли бы преподать своим детям.

Ирина Шумович

Директор

School Placement Service

www.schoolplacementservice.co.uk

 

Комментировать Всего 2 комментария
Англичане не пережили исторических трагедий, подобные нашим, может поэтому им легче быть уравновешенными и принимать решения мудро и спокойно, в общих интересах?

Ну, или они не пережили за последние 300 лет исторических трагедий, подобных нашим, поскольку давно научились быть уравновешенными и принимать решения мудро и спокойно, в общих интересах? ;-)