Все записи
22:22  /  20.06.16

2267просмотров

Последний экзамен

+T -
Поделиться:

    Сегодня мой сын сдает свой последний в жизни школьный экзамен. Еще 2 часа – и он закончит школу. Экзамен – письменный испанский. Мой сын – способный лингвист, и если бы экзамен был просто по грамматике испанского языка –    ему было бы легко. Но экзамен сложнее.

    Он состоит из двух эссе. Первое – на тему британской социальной жизни. Например: имеют ли люди право носить в общественных местах символы своей религии? Или: согласны ли вы что люди которые много путешествуют, более терпимы? Обсудить, обосновать, подвести итоги аргументации, сделать выводы. Отличное упражнение не только в испанском, но и в искусстве дискуссии и риторики. Оценивается словарный запас, сложность использованных испанских грамматических конструкций и выражений, но кроме этого еще и ясность формулировок, убедительность аргументации, ее связь с первоначальными тезисами, и доказательства в поддержку позиции автора.

             

    Второе эссе – по фильму или книге, выбранной по усмотрению учителя. Моему сыну преподает испанский  язык мистер Мина, родом из Венесуэлы, его самый любимый учитель. Как любой хороший учитель, мистер Мина, понимая какой фильм может заинтересовать его учеников, выбрал «Дневники мотоциклиста». Этот фильм бразильского режиссера Вальтера Саллеса - о том, как молодой Эрнесто Че Гевара путешествовал с другом на мотоцикле по Латинской Америке. В фильме есть все что интересно старшеклассникам - путешествие на мотоцикле, сложные человеческие отношения, герой о котором хочется узнать побольше. 

    Английское образование - холистическое, и, как и в эссе на социальные темы, в эссе о фильме оценивается не только знание испанского языка. Изучая фильм, в классе разбирали использованные в нем кинематографические приемы.  Узнали о Дзиге Вертове, который первым ввел в кинематографию метод «сьемки жизни врасплох» - когда объект сьемки не знает что его снимают. Отметили звуковую диссоциацию, когда звук следующего кадра накладывается на изображение предыдущего, например герой еще находится в комнате, а на экране уже звучит шум прибоя из нового кадра.

    Следующим этапом подготовки к экзамену был анализ героев фильма – молодого идеалиста Че Гевары, и его друга по путешествию, веселого, эгоистичного, добродушного Альберта Гранадо. Когда друзья отправились в путешествие, Че Гевара был на последнем курсе медицинского, Гранадо – выпускником-биохимиком. Как показана разница их характеров? Для Эрнесто цель путешествия – увидеть Латинскую Америку, для Альберта – возможность соблазнить как можно больше женщин.

    Покинув Буэнос Айрес, молодые  люди заезжают в загородный дом девушки Че Гевары, которая разрывает с ним отношения из-за предстоящей длительной разлуки. С этого момента, для Эрнесто меланхолия от разрыва окрашивает все путешествие. В Бразилии и Перу друзья сталкиваются с неравенством и несправедливостью, и начинают понимать какая пропасть лежит между ними, выходцами из привилегированного класса, и коренным населением Латинской Америки.

                

    В фильме показан момент первого озарения Че Гевары. На руинах города инков Мачу-Пикчу, он вдруг ясно осознает, что устои жизни местных жителей, построивших эти величественные сооружения, разрушены современными властителями Лимы.

    Окончательное формирование Че как борца за права обездоленных происходит в конце фильма. В Перу друзья работают волонтерами в колонии для больных проказой. Больные живут на южной стороне реки, и не имеют доступа к северной, на которой живут работающие в колонии врачи. Больные – в самодельных хибарах, врачи – в полном комфорте. Для Че Гевары это разделение – и метафора, и реальность человеческого неравенства. Чтобы продемонстрировать солидарность с прокаженными, Че пожимает им руки голыми руками, без перчаток, чем вызывает недоумение больных – так с ними еще никто не обращался - и негодование врачей.

    Свою первую политическую речь Че Гевара произносит на дне рождения Альберта, и впервые формулирует свои зарождающиеся взгляды о равноправии и эгалитаризме, и о неизбежности борьбы за справедливость. Перед отъездом, несмотря на приступ астмы, он переплывает реку, чтобы провести последний вечер с больным.

                       

    Это - примерная дуга повествования фильма, которую на уроках испанского языка анализировал мой сын и его одноклассники. Кроме того, они узнали многое о Латинской Америке, ее достопримечательностях и проблемах. И конечно, много подробностей о становлении Че Гевары, который до этого был для них каким-то Че со знаменитой футболки. Для нынешнего поколения Че - культовая фигура, секс-символ 20-го века, мало кто помнит что он появился на их футболках, потому что был борцом за справедливость, марксистом, революционером. Революционером не в нашем смысле – не обезумевшем маньяком, в злобе и невежестве уничтожающим собственный народ, а революционером, оставившим привилегированность своего происхождения, чтобы помогать бедным. Че – настоящий, и слава богу мой сын узнал что такое революционер на его, а не Ульянова-Ленина примере.

    Но вернемся к образованию. На уроках испанского языка, школьники изучали очевидные компоненты иностранного языка – его грамматику, структуру и словарь. Но кроме очевидного, они еще узнали о поворотном моменте в жизни студента-медика Эрнесто Че Гевара, превратившего его в революционера.  Изучили кинематографические приемы, узнали как строится дуга повествования, как проводить анализ персонажей. И о том, как эмоциональное состояние человека может окрасить восприятие действительности; не бросила бы Эрнесто девушка, отправься он в путешествие беззаботным – увидел бы он то же, что увидел в состоянии эмоциональной меланхолии?

    Два возможных вопроса для эссе. 1. Смог бы человек, свободно владеющий испанским, ну скажем Андрес Иньеста, сдать выпускной экзамен по испанскому языку в английской школе? 2. Не это ли и называется холистическим образованием?

А мой сын и его друзья так заинтересовались Латинской Америкой, что решили после экзаменов отправиться в путешествие по следам Че Гевары.

Ирина Шумович

Директор

School Placement Service

www.schoolplacementservice.co.uk

 

 

 

Новости наших партнеров