Современное русское кино чаще всего невыносимо. Диалоги бьют своей убогостью по психике человека, владеющего словом. Поверить актерам, кочующим с одним и тем же выражением лица из фильма в фильм, душа не поворачивается. Драма чаще всего строится вокруг таких вопросов, что хочется подарить сценаристам книгу по экзистенциальной психологии, чтобы уж как-то поосновательнее в следующий раз рубили.

Зато сколько угодно жестокости, бессмысленного экшена, тупого юмора и нравственной грязи (знаю, это старомодное словосочетание немного отдает Писанием и Достоевским). Как говаривала моя прабабушка: "Ни уму ни сердцу". Я и то и другое стараюсь беречь-питать, потому в последние лет десять крайне редко продвигаюсь дальше ознакомления с трейлерами отечественных картин.

Но к фильму Петра Буслова "Родина" о русских в Гоа я даже не пристреливалась осторожно, не смотрела трейлер - взяла целиком. Мои восемь поездок в Индию с зимовками разной продолжительности и свеженькая пока еще европейская жизнь в эмиграции располагают к картине с таким названием и к вопросам, которые в ней могли бы подниматься. Остановись, читатель, не видавший пьяного оскала отечественного туриста-пакетника фильма, дальше местами будет спойлер. Молчать об этом неохота: "Родина" - честно и хорошо сделанное русское кино об экзистенциальных вопросах.

Во-первых, герои настолько органично живут в кадре, будто ты просто попал на отдельный кусок их бытия, а они-то еще до вступительных титров нарабатывали свою карму (зрителю неоднократно встретится это слово). Пунктирная линия сюжета не сбивает дыхания - классическая психология личности и взаимоотношений разыграна, как по нотам. Оттого прекрасно понимаешь, что с этими людьми могло происходить в прошлом, какие мотивации привели их в нынешнюю точку и куда они, со свойственной им инерцией, будут двигаться дальше. Назвать это можно кармой и дхармой, а можно набором убеждений, травм, способностей, подкрепляющих опытов и т.д.

Смотришь и думаешь: да я их всех знаю! Вот точно такая же дерзкая и наивная дочка у друзей, такой же бедственно честный парень-коллега, такие же братаны-пофигисты на лавке под окнами хлещут что-то, от чего ума не прибавляется, а только громкости - разборкам...

Интересно, что режиссер действительно показал основные типажи людей, склонных месяцами зависать в Гоа, на побережье Аравийского моря (оп! небольшая ломка шаблона для тех, кто привык думать об этой воде, как об Индийском океане). Увы, пока еще для многих Индия - это исключительно штат Гоа, самый маленький и наименее индийский с момента португальского завоевания (то есть с начала 16 века). Хотя те, кто не пьет, не курит, не употребляет, но действительно интересуется духовным, культурным и историческим наследием, давно перекочевали вниз по побережью, в другие штаты. И между прочим, не побережьем единым - страна огромная, яркая, везде очень разная.

Так что, во-вторых, - операторская работа! Эту яркость и разность удалось передать. Пальмы, рыбацкие лодки, ветер, море, собаки, играющие в песке, солнечные лучи - терпкая ностальгия для тех, кто бывал в Индии. А кто еще не успел - наверняка захочет.

Ну и сильно выстроенные кадры, конечно.

Вот пожилой мужчина "под кайфом", под алкоголем, под многолетним стрессом, под страшным диагнозом ступает ночью в море, зовёт потерянную дочь. Камеру заливает мутной водой.  

Молодая девушка признается на исповеди, что беременна, священник смотрит через решетку всепонимающим взглядом. Работа такая...

Перемазанный в крови парень толкует начальнику полиции о своих поисках правды. О важном - снова на разных языках, опять через железные прутья. Языковые барьеры - это что!.. Одиночество человека наедине со своей жизнью, необходимость с ней что-то делать - вот это да. Или не-одиночество? Ведь есть же этот сочувственный мудрый взгляд кого-то другого, кому на тебя почему-то не наплевать.

В-третьих, "Родину" легонько журят в обзорах за высокопарные высказывания некоторых героев, особенно индийцев, вечных философов. А ведь это как раз очень правдоподобная черточка! Поделюсь личным опытом: так, пару месяцев назад я искала мудрость в трущобах Мумбая, не могу сказать, что поездка принесла ожидаемые плоды, но в любом случае даже трущобы Индии - это не то же самое явление, что и "любые" трущобы. Созерцательность, невозмутимость и опора на авторитетов прошлого характерны для жителей Индии практически вне зависимости от возраста, профессии, социального и финансового положения.

В-четвертых, наконец, фильм оказался не про Гоа, землю обетованную, не про далекую постылую "Рашку", а про "родину" внутри, которой невозможно долго изменять (первая же эмоциональная встряска сорвет резьбу и вернет тебя ко всему, что пытаешься вытеснить), но которую можно изменить (и первая же сцена фильма показывает один из путей). Терпеливо, медленно, скучно, день за днем, без фейерверков. Да, Индия многие вещи делает очевидными, там какая-то особенно быстрая "обратная связь" приходит - это все путешественники отмечают. Но она не рай и не панацея, а увеличительное стекло. Кто привез с собой душевную пустоту - уедет с нею же, если не наполнит себя подлинными смыслами. Кто приехал с болью - умножит ее новой, если не начнет прощать. Внутренняя война породит внешние битвы, если человек не откроет для себя мудрость принятия.

А менять прикид, сексуальных партнеров, пляжи, байк или один наркотик на другой - заманчиво, конечно, но бесполезно, в конце тоннеля только отупение, смерть или глубокий личностный кризис. Весь фильм, как по мне, об этом - отличать настоящее от ненастоящего, наполнять свою внутреннюю "родину" вечными ценностями, потому что все внешнее постоянно в своей изменчивости, а достигнутые комфорт и удовольствия в следующую секунду перестанут существовать.

Ну вот, кажется, я тоже заговорила высокопарно)) Да и ладно.