Так как в мире, оказывается, живет очень много веселых психологов с других планет, то вот тут «вольный перевод» лекции А.В. Курпатова в Давосе на русский с подробными комментариями для инопланетян, которые «щупают Слона».

Ссылка на выступление А.В.Курпатова в Давосе

https://youtu.be/T76jcq31fXM

Ссылка на Клан Веселых Психологов

https://www.facebook.com/100000303381117/posts/2933057660047651/?d=n

Тема, о которой говорит Курпатов – «Как изменяется человеческий мозг в процессе цифровизации»

Комментарий – цифровизация - повсеместное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни) и на какие проблемы, связанные с этим процессом А.В.Курпатов считает необходимым обратить внимание Мира.

По пунктам:

1. «Мы то, что мы едим, и это также справедливо для нашей ментальной сферы. Мы то, какую информацию мы потребляем». 

О чем может идти речь?

Комментарии - Л.С. Выготский «Понятийное мышление» - умение выделять суть явления или объекта, умение видеть причину и прогнозировать последствия, умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. Те, что обладают понятийным мышлением умеют делать более правильные выводы и выстраивают более оптимальную модель реальности. Менее 20% людей обладают полноценным мышлением. Технические науки учат операциям выделения существенных признаков, категоризации и установлению причинно-следственных связей.

Наверное нетрудно понять, что при потреблении твитера и картинок красивых девочек этот навык вряд ли сформируется и наш ментальный мир будет сам похож на Твиттер с лайками.

https://professionali.ru/…/ljudmila-jasjukova-menshe-20-lj…/

2. Представители медиа индустрии соревнуются между собой как сделать наиболее потребляемый медиа контент. Чем проще контент, тем проще потреблять его мозгу.

Комментарий - Мы должны потреблять этот контент регулярно и неосознанно, на чем люди с системным мышлением сделают много денег. У детей понятийное мышление не сформировано и если они проводят время в чатах и в играх «тыкалках», оно вряд ли сформируется. Необученный мозг не умеет работать со сложными задачами. Медия индустрия не только приучает нас с простому контенту, но и откровенно манипулирует.

Люди, которые умеют думать, уже давно поняли, что то, что мы на самом деле хотим, отличается от «нашего сознательного хотим» и положили других людей в сканеры, чтобы определить что именно нравится мозгу. Мы входим в магазины где вкусно пахнет – это специально чтобы стимулировать “appetitive” поведение, в магазине специальные картинки с детьми с огромными глазами и милыми собачками – это стимуляция нашего автоматического ответа на детские лица и стимуляция родительского поведения . Медиа торговцы изучают Нейронауки и кормят наш мозг простым развлекательным контентом с целью отвлекать нас и собирать деньги на регулярной основе.

(Книга Irresistible. The Rise of Addictive Technology and the Business of Keeping Us Hooked by Adam Alter, 2017)

Вольная аналогия – сахар, мы потребляем сахар в гораздо больших количествах, чем он нам необходим, «помогая» промышленности и вредя себе.

3. «Мозг работает в трех базовых режимах. «Потребление информации, ориентация (выявление значимых стимулов), обработка данных (мозг «думает ни о чем»)».

Комментарий. Этими тремя функциями занимаются три условные «нейронные сети», которые обнаружены в нашем мозге с помощью фМРТ и которые активно исследуются во всем мире. «Сеть» - это одновременная нейро-метаболическая активность разных регионов мозга. Отдавая дань уважения Маркусу Рейчелу, который в 2001 году дал название этой сети, А.В. Курпатов приводит его работы в своем слайде. Понятно, что сейчас уже 2020 год и данных о работе этих сетей гораздо больше, как и собственно вопросов по их работе. И даже инопланетянину ясно, что А.В. Курпатов строит свои выводы на самых современных данных и специально упрощает текст для аудитории (сетей и подсетей гораздо больше и все гораздо сложнее).

Состояние «думания и о чем» - нам всем знакомы «провалы и зависания», когда мы как будто «уходим в себя», это работа сети, которая занимается обработкой информации. Точно также она работает и во сне в REM фазе.

Мы не осознаем работу этих сетей, обработка данных происходит автоматически , без участия самосознания. Этот процесс А.В. Курпатов упрощенно называет «думанием», но это не то «думание», которое мы привыкли считать сознательным. Как мы не осознаем процесс заживления раны на теле или пищеварение или работу нашей иммунной системы, ровно также мы не осознаем сложнейший процесс обработки данных нашим мозгом и перестройку его нейронных связей. Все, что мы получаем в наше «самосознание» - это некий продукт процесса обработки мозгом данных. Мозг «думает» сам по себе, точно также как и все наши системы работают автономно и без нашего сознательного участия.

Самосознание это как почта и на нее приходят сообщения - «надо выучить английский», «мне страшно», «есть хочу», «писать хочу». Невозможно сознательно, специально, «на заказ» испытать эмоцию страха. Это удавалось только лучшим актерам и то, после многочасовых тренировок. А чаще всего на нашу «сознательную почту» приходит куча спама и маркетинга, так как «антивирус» в виде осознанного мышления у нас не установлен.

(The “Instinct” of Imagination. A Neuro-Ethological Approach to the Evolution of the Reflective Mind and Its Application to Psychotherapy, Antonio Alcaro, Stefano Carta) – интереснейшая статья про самовосприятие, самосознание, саморефлексию, сон и многое другое в контексте работы Дефолт системы. В самой статье огромное количество еще более интересных ссылок для тех, кому реально хочется разобраться. Приведена 1 статья – их тысячи.

4. «По сути мы создаем программный сервер, который будет отвечать за процессы мышления у взрослого человека. Молодой человек программирует свой мозг.

Думаю, что предыдущие комментарии дают понимание этой фразы. Можно добавить, что мозг программируется средой, в которой находится человек.

6. Гиперинфомационная среда и как это сказывается на мозге молодых людей.

Комментарии - В статье Адриана Варда «Как интернет изменяет нашу память и наш мозг» (в ссылке) Интернет описан как «сверхнормальный» стимул. В течение многих веков поиски и обмен информацией у нас был связан с другими людьми. Наша базовая когнитивная архитектура развивалась по принципу взаимодействия с другими людьми. Когда старые тенденции сталкиваются с новой технологией могут происходить непредсказуемые последствия. Наша когнитивная система не адаптирована к «Супернормальным» стимулам и это имеет как позитивные, так и негативные эффекты. Один из негативных эффектов связан с нашей памятью. Мы и раньше «переносили» информацию на внешние носители – книги, записи, полагались на специалистов в своей области, научные статьи и тд. Но Интернет дал нам возможность моментального доступа к любой информации. С одной стороны это прекрасно и полезно, с другой – мы начинаем путать наши реальные знания с той информацией, которую быстро выдал нам поисковик. Мы становимся заложниками «знаний и компетенции Интернета». Привычка получать «быстрые» знания из Интернета атрофирует собственные когнитивные фукции,дает ложное ощущение знаний и уверенности, иллюзорно завышает самооценку, что чревато разочарованием при встрече с реальностью. Подобный способ когнитивной разгрузки(перенос ответственности за знание на внешние носители) ухудшает формирование собственной памяти. Пока еще не известно как это сказывается на структурных особенностях мозга , скорее всего мы очень скоро получим целый спектр психиатрических расстройств, связанных с подобной «когнитивной разгрузкой».

Полная статья (Supernormal: How the Internet Is Changing Our Memories and Our Minds , Adrian F. Ward )

6.1 «Подавление работы дефолт системы мозга»

При избыточном потреблении контента и постоянной работе Исполнительной Сети ваш мозг «впадает в спячку». Люди, которые постоянно проводят время в Твиттере и инстаграм мыслят шаблонно и не развиваются.

Комментарий – тут надо по смыслу понять, что именно А.В.Курпатов называет процессом мышления и что под этим термином подразумевают инопланетяне. Описано в комментариях выше. Скорее всего имеется в виду, что если мы не обучаемся системному мышлению, не решаем задачи, а скармливаем мозгу низкокачественных мусорный контент в обмен на быстрый дофамин, то мозгу нечего обрабатывать кроме бессмысленных образов и он (образно!!) «спит».

7. Эпидемия Цифрового Аутизма. Молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом и не интересуются миром другого человека.

Комментарий – да, мир другого человека все меньше и меньше становится нужен . Читаем комментарий выше про трансактность. Это не стигма, А.В.Курпатов, будучи врачом психиатром видит потенциально новые диагнозы, их еще нет в ICD, но они скоро станут нашей социальной реальностью. Врач кардиолог (по аналогии) способен распознать инфаркт ДО того как будет приступ и принять меры. И «Дома Интернет Лунатиков» где детей будут лечить уже существуют!

Заключение 

Для большинства серьезных ученых в области Нейронаук исследования по изменению мозга в новую Эру Интернета являются крайне важными. Нейронауки пока еще очень молоды, но уже те крупицы знаний, которые мы получаем сейчас могут заблаговременно предупредить нас о потенциальной опасности и мы можем принять необходимые меры, чтобы не угробить собственный и так то не самый развитый мозг – вот именно об этом и говорит А.В. Курпатов в своем докладе.

Мое мнение (хотя у меня самой много вопросов к А.В.Курпатову)– за 15 минут отведенного времени, все акценты сделаны правильно, донесена суть проблемы, слушатели ушли с пониманием, что «избыточное времяпрепровождение в интернете может быть опасно, особенно для несформировавшегося мозга ребенка».

Есть исследования это подтверждающие? Безусловно да и их становится все больше и больше. Скоро мы увидим сканы мозга детей, которые провели 5-10 лет в телефоне, это будет «новый неизвестный нам онлайн мозг». Есть исследования говорящие об обратном – тоже да, иначе не было бы науки. А.В. Курпатов сформулировал СВОЕ видение по этому вопросу с позиции врача психиатра, клинического психотерапевта, методолога и исследователя.

А дальше это уже личная ответственность каждого анализировать данные и делать для выводы для себя и своих детей.

У меня вопрос к уважаемым веселым психологам:

Если у вас есть всего 15 минут, чтобы вы могли рассказать всему Миру о мозге?

ЗЫ Комментарии – сугубо мое личное понимание сказанного, на основе моего образования, Neuroscience in Kings College London. Трактовка самого автора выступления может быть совершенно иной, но что то мне подсказывает, что я не сильно ошибаюсь ).

Референсы о интернет зависимости и других проблемах, связанных с этой темой (их на порядок больше).

1. Beard KW. Internet addiction: a review of current assessment techniques and potential assessment questions. Cyberpsychol Behav. 2005;8:7-142. Christakis DA, Moreno MM, Jelenchick L, Myaing MT, Zhou C. Problematic internet usage in US college students: a pilot study. BMC Med. 2011;9:77. doi: 10.1186/1741-7015-9-77.3. Goel D, Subramanyam A, Kamath R. A study on the prevalence of internet addiction and its association with psychopathology in Indian adolescents. Indian J Psychiatry. 2013;55:140–143.�4. Caplan SE. Preference for online social interaction: A theory of problematic Internet use and psychosocial well-being. Communication Research. 2003;30:625–648.5. Ko CH, Yen JY, Chen CC, Chen SH, Yen CF. Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents. J Nerv Ment Dis. 2005;193:728-733.�6. Young KS. Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype. Psychol Rep. 1996;79(3 Pt 1):899-902.7. Internet Addiction and Depression, Anxiety and Stress , Ahmet AKIN1 and Murat İSKENDER28. Age, Period, and Cohort Trends in Mood Disorder Indicators and Suicide- Related Outcomes in a Nationally Representative Dataset, 2005–2017 ,Jean M. Twenge San Diego State University ,Thomas E. Joiner and Mary E. Duffy Florida State University, A. Bell Cooper Lynn University, Sarah G. Binau Pomona College