Все записи
16:23  /  2.10.17

1267просмотров

Владения маркиза Карабаса

+T -
Поделиться:

 

 Для тех, кто уже слегка забыл давно читанную в детстве сказку Шарля Перро «Кот в сапогах», напомню, что этот хитроумный кот сумел так расписать всем неисчислимые владения своего хозяина, что даже сам король проникся к нему глубочайшим почтением. Впрочем, об этом чуть подробнее в конце. А пока констатируем тот факт, что владение и обладание землями, замками, лошадьми, оружием и слугами – всем-всем-всем - испокон веков считалось чем-то, что сильно  украшает человека.

Интрига  состоит в том, что, похоже, эта веками незыблемая ценность  сегодня  меняется.

Вопрос не просто в том, что уходит сама эта ассоциация «владение = почтение».  Вопрос в том, как это может отозваться на бизнесе. Ведь именно на этой ассоциативной связке базируется множество бизнес–стратегий современных торговых компаний, политика продаж которых подспудно строится на утверждении о том, какой ты будешь крутой (крутая), когда приобретешь вот эту вещь.  Но для многих людей уже сегодня  не круто – владеть чем-то.  Для  них  (и  особенно это относится к новому интернет–поколению) по настоящему круто – это жить не владея, а пользуясь…

Кстати, об интернет – поколении и  интернете. Бизнес-компании, конечно же, прекрасно осознали их все возрастающую роль.  И, не жалея сил, стремятся как можно быстрее вывести свой бизнес на это новое игровое поле. Распропагандированные  слухами о скором полном переходе торговли в интернет-пространство, торговые компании ревниво сравнивают  между собой пока еще далеко не вдохновляющие результаты своих усилий. Три процента оборота в интернете. Пять. Семь. Ну-двенадцать-пятнадцать у самых крутых лидеров. Но как-то это все еще далеко не то, что ожидалось.

Но о чем, вокруг каких тем сосредоточены здесь основные дискуссии?

Вдохновленные успехом «Амазон», «Али-Бабы» и множества других скороспелых гигантов интернета, компании, которые  пытаются их  догнать, в один голос жалуются на катастрофическое отсутствие специалистов и доступных образцов лучших практик, которые можно было бы полноценно перенять.  Даже если эти компании не испытывают дефицита финансовых ресурсов и готовы вложиться в эту работу всерьез.

Другая тема  - калейдоскопически быстрая смена технологий и их значимости. Еще вчера все говорили о невозможности роста  без мобильных приложений, а уже сегодня заявляют, что у мобильных приложений нет будущего. И так по десятку тем… 

Особая проблема, которая  звучит в обсуждениях темы  интернет-торговли – это логистика. Ну как эффективно преодолеть эту проклятую «последнюю милю», чтобы клиент мог  как можно быстрее получить свой заказ, не вставая с дивана?

И лишь изредка пытаются поговорить  о самом этом клиенте. Какая такая особенная мотивация у людей – покупать именно в интернете? – Потому что дешевле? – Потому что они только там, в этом пространстве и живут? – Потому что можно получить практически бесконечный выбор? Или что-то еще?

И в этом бушующем диалоге мало кто готов увидеть  маленькую засаду в своей позиции.  Засаду, которая состоит в том,  что как бы само собой подразумевается, что главная задача - это  как эффективнее продать клиенту тот самый товар, которым  компания и так торгует в оффлайне! Возможно – расширив его ассортимент. Возможно, оптимизировав доставку. Но, главное, как это и принято в торговле – передав права пользования на купленную вещь от продавца  -  покупателю.

А давайте - ка л взглянем на  одну забавную табличку.

Ее автор [i] попытался классифицировать известные ему интернет-площадки, распределив их по группам – «Товары», «Услуги», «Транспорт»,  «Площади (жилищные и офисные)», «Финансы».  И внутри каждой группы выделил свои подгруппы.  Что и есть самое интересное.

 

Так вот. Самое важное, что можно здесь увидеть – это  мощный тренд, который сегодня называют «Sharing Economy». В одном из переводов – «Экономика совместного пользования». Люди все больше переходят от владения, обладания предметами и благами к пользованию ими. Через прокат. Через обмен. Через – «поносил – дай другим поносить», то есть – секонд хэнд. И это уже – не зазорно. Это – модно.

Думаете, это их «загнивающие западные ценности»? – Хотите российских примеров? – Да пожалуйста. «Авито», который начал с автомобилей, и теперь продает – обменивает – прокатывает все, что кому не лень. Каршеринговые компании, плодящиеся в  крупных городах. Прокат велосипедов там же. Хотите поменять свое платьице или сумочку на другую, еще не ношенную – вот вам обменник «Рентмания». На котором, кстати, теперь в тренде обмен тренажерами и фотооборудованием. Вам нужна дрель и молоток на недельку ремонта? – Да просто наберите в рунете «прокат инструментов» - найдете десяток предложений. И так далее, всего не перечесть.

Поэтому – вот вам короткая сказка о возможном нашем ближайшем будущем.

Мама, склонившись над кроваткой, дочитывала сказку:«Король был очарован достоинствами господина маркиза де Карабаса почти так же, как его дочка, которая была от маркиза просто без ума. Кроме того, его величество не мог, конечно, не оценить прекрасных владений маркиза и, осушив пять-шесть кубков, сказал:  — Если хотите стать моим зятем, господин маркиз, это зависит только от вас. А я согласен. Маркиз почтительным поклоном поблагодарил короля за честь, оказанную ему, и в тот же день женился на принцессе».

Дойдя до счастливого конца, мама захлопнула книжку,  присланную сегодня из детской обменной библиотеки. 

«Мама, а что такое – владения?» - сквозь сон спросил засыпающий ребенок. «Не знаю, милый», - рассеяно ответила мама, голова которой была занята тысячей мыслей. О том, что ребенку уже пора сменить кроватку.  А заодно и комплект игрушек повзрослее заказать на детском обменнике … О том, что надо завтра пораньше выбраться на работу – и что выбрать: договориться на «Блаблакар» - так интереснее и веселее,  или – заказать автоуправляемое такси – так быстрее и надежнее?  И, кстати, в выходные гости, надо одеться  поярче.  Подходящий костюм уже присмотрела на обменнике, через час привезут. А вот где взять под него сумочку? – На обменнике «Модница.Орг» не нашла ничего подходящего. Придется идти на «Леди.Ру» - там подороже за сутки, но и выбор пошикарнее…

«Я спрошу завтра у папы про владения, милый… Папа все помнит, что не нужно, ты же знаешь… Спи хорошо».

Вот такая сказочка о будущем. Но – «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок…»

И этот урок состоит в том, что в  Интернет-пространстве уже сегодня реально очень успешны обменники, прокаты и секонд-хенды. Часто более успешны, чем сайты, продающие новые товары. Неважно, связано ли это со снижением доходов людей по всему свету, или же с изменением ценностей и норм потребительского поведения.  Важно то, что можно не просто пытаться продать (во владение) новенькую палатку, дамскую сумочку, детскую кроватку, автомобиль, инструмент или хрустальную посуду... Эти же вещи можно сдать в прокат. Или организовать возврат подержанных вещей и, подобно схеме «трейд-ин» у автодилеров, и продавать подержанные, но прилично восстановленные вещи с укороченной гарантией.  Или – организовать клубы любителей  совместного пользования чем-либо. Короче говоря, можно и нужно, - время пришло, - подумать немножко в сторону от привычных схем и форматов продажи новых товаров. Немножко поэкспериментировать в этом новом пространстве.  Потому что первые, как всегда, могут выиграть больше…

Ведь даже Папа не знает, какие владения станут ненужными уже

[i] http://innovationexcellence.com/blog/2017/06/07/reflections-on-life-in-the-sharing-economy-episode-1/