Все записи
15:15  /  3.12.18

417просмотров

«Перекрестное опыление», или уникальный способ быстро набраться опыта, развивая свое дело

+T -
Поделиться:

Мы готовим к выпуску новую книгу Библиотеки владельца бизнеса "ШАГ Консалтинг". Вашему вниманию предлагается небольшой отрывок. Вскоре книга будет доступна в интернет-магазинах!

«Тут и задумаешься, не пора ли уже свою лавочку прикрывать», - в полу-шутку, полу-всерьез проговорил один из экспертов, долгое время управлявший одной из знаменитых федеральных сетей, а затем создавший свой собственный бизнес. В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. Впечатление, которое выразил наш эксперт, на самом деле отражало тот неожиданный эффект, который мы и сами не предполагали получить, когда открывали свой новый проект – «Бизнес-Грабли Клуб».

Исходная идея была очень проста. Нам хотелось поддержать связи со своими многолетними партнерами – владельцами и топ-менеджерами частных коммерческих компаний, которые были созданы и развивались в конкурентной среде прошлых десятилетий. Из разговоров с ними мы в какой-то момент поняли, что их достаточно активно интересует новое поколение предпринимателей, создающих свои бизнес-проекты в последние годы. Причем, что важно, интересуют не стартапы – тот вид активности, в котором сегодня слишком много ненадежного и наносного. А именно те люди, которые уже хотя бы два-три года ведут свое собственное дело, и, как минимум, своей настойчивостью, если не бизнес-результатом, показали, что у этого дела есть перспективы.

Мотивы этого интереса со стороны «заслуженных» представителей бизнеса могли быть различны. Кого-то это интересовало с сугубо прагматической точки зрения. Ведь, как известно, именно бизнес начального этапа – уже не стартап, а как раз-таки трех-пятилетние предприятия, именуемые на сленге бизнес-среды «газелями», наиболее перспективны для потенциальных инвестиций. Мотивы других могли быть гораздо более лиричны – у многих из них уже подросли потомки, которые либо сами занялись, либо собирались заняться, по примеру отцов, своим собственным делом. Но, главное, всем нам было интересно – а что представляет собой это новое поколение предпринимателей, зародившееся на гребне почти тридцатилетней истории возрождения бизнеса в нашей стране? – Такие же они, как и те, что начинали свое дело тогда? Делают ли они свое дело как-то по-новому или повторяют все те же самые ошибки, наступают на те же самые «грабли», по которым прошлось поколение экспертов?Оказалось – все стоит на своем месте.

Все «грабли» лежали там, где положено, и молодые предприниматели по-прежнему бодро прыгают на них, потирая синяки и шишки. Но, в то же время, эксперты пришли в изумление. Природу этого изумления понять легко, если вспомнить происходящие вокруг изменения и то, как к ним относятся разные поколения. Пока люди старшего возраста мучительно осваивали, к примеру, сотовые телефоны, изучая инструкции и консультируясь у специалистов, они вдруг внезапно поняли, что лучшие консультанты здесь – это их собственные дети – если не внуки. Которые с молоком матери впитали в себя особенности этого нового «цифрового» мира, «эпохи постмодерна», «постиндустриального общества», - называйте это как хотите. И которые раньше, чем они начали ходить, освоили папы-мамины айпады и айфоны – просто как забавные игрушки; интернет, фейсбук и инстаграмм – как естественную среду общения; поездки за рубеж – как что-то ровно такое же, как и поездки на дачу.

И со всем этим опытом, в этом новом мире они начали строить новые бизнесы. Где интернет магазин – это уже даже не прикольно. Не «хайп», то есть, извините. А вот агрегаторы – это модно, это делает каждый второй. Развивать перспективную бизнес идею сразу по всему миру – а какие в этом проблемы? Искусственный интеллект пока не очень удается использовать – но уже очень-очень интересно, и попыток сделать на нем бизнес - все больше…Но это – только часть новых опытов. А вот другие – как будто наоборот, ударяются в архаику, создавая практически ремесленные предприятия, уникальные цирюльни, сыроварни или клубы для чтения стихов Пушкина.

Уникальная ниша – это тоже «хайп». И энтузиазм, с которым об этом рассказывают молодые предприниматели, ничуть не уступает той энергии, с которой строили свои федеральные бизнес-предприятия заслуженные эксперты.

И, кстати, снова о заслуженных. Значит ли это, что их опыт потерял теперь всякий смысл? – Ровно наоборот. Ведь пока речь идет о бизнес-идеях, о начальных этапах запуска и становления, когда от энтузиазма и веры в свое дело зависит все, мы действительно можем увидеть много нового, определенного веяниями эпохи. Но вот когда дело начинает расти, когда встает вопрос о серьезном масштабировании начального успеха, когда партнеры начинают «бросать», а сотрудники - капризничать, когда из «команды единомышленников» приходится создавать эффективную организацию – вот тут-то и обнаруживаются те множества «граблей», которые вдоль и поперек разбросаны на пути предпринимателя. И, конечно, именно здесь опыт экспертов, прекрасно помнящих о своих синяках, оказывается бесценным.Вот почему «газели» с таким вниманием всякий раз слушают экспертов, начинающих свои выступления с канонической для «Бизнес-Грабли Клуба» фразы: «Если бы это сейчас был мой бизнес, я бы сегодня…». Фразы, смысл которой – не тыкать носом в повторяющиеся ошибки, а реально поразмышлять о том, как, опираясь на свой опыт, эксперт сегодня, в заданном контексте, стал бы действовать для того, чтобы обойти ближайшие «грабли».

Вот поэтому мы и назвали происходящее на этих встречах – «перекрестное опыление». Обе стороны процесса здесь оказываются чрезвычайно полезными друг другу. Одни – смотрят, как сегодня могут работать инновации современного, быстро меняющегося на глазах мира. Другие – впитывают в себя опыт действий предыдущих поколений, алгоритмы бизнес-устройства, которые прошли проверку практикой и принесли успех известным компаниям. И этот опыт – не книжный, разработанный неизвестно где, когда и для кого. Это – опыт практиков, живущих и действующих в тех же самых условиях, и добившихся реального результата в своей жизни.

Поэтому поток желающих рассказать о своем деле на заседаниях «Бизнес-Грабли Клуба» не иссякает. Многие, посмотрев на то, как это делают другие, решаются на свое собственное выступление, потому что «Бизнес-Грабли Клуб» - это еще и совершенно особая атмосфера. Где дурным тоном считается «учить и лечить». Где, несмотря на разницу в возрасте и опыте, живет на удивление ровная и товарищеская атмосфера. Потому что люди бизнеса, выступающие у нас экспертами, как никто другой понимают – что это такое, делать бизнес. И что такое – делать бизнес в этой стране в это время. И поэтому каждый, кто рискнул заняться этим делом, как бы молод и неопытен он ни был, заслуживает уважения.

Вот так мы, нечаянно для себя, изобрели новый жанр консалтинга. По факту – консалтинга коллективного, в котором и молодые предприниматели, и опытные бизнесмены находят для себя значительную пользу. Консалтинга – эмоционально зажигательного и одновременно – очень действенного для всех участников.И мы рады, что наши встречи продолжаются.