Все записи
14:33  /  8.09.20

351просмотр

Адам Козлевич и стратегическая сессия

+T -
Поделиться:

Все равно садись!  —  закричал  Козлевич  отчаянно.—

Подвезу!...  Пить  не будете?

 Голые танцевать не будете при луне? Эх! Прокачу!

 

Мы очень ценим стратегические сессии, которые проводятся (и проводим мы сами) в самых разных бизнес-компаниях. Для нас это всегда признак того, что компания не заснула, не почивает на лаврах, что она чувствует постоянно дующий ветер перемен в окружающей бизнес-среде. Что компания, проводящая такие сессии, хочет не просто плыть по течению, но воспользоваться этим ветром, наполнить паруса своего бизнеса новыми порывами, увеличить темп движения вперед и выйти к лидерству.

Несколько раз на наших глазах на таких сессиях компании открывали и прорабатывали совершенно революционные для себя направления движения, выходили в новые ниши рынка, находили возможности сверх ожиданий увеличить обороты, своевременно меняли свое позиционирование на рынке, продвигались на новый виток развития после завершения очередной стадии жизненного цикла, и т.п.

Беда, однако,  в том, что проведение стратегических сессий все больше входит в моду. А как только что-то становится модным — жди сюрпризов. Как результат — содержательное наполнение стратегических сессий все чаще подменяется имитациями, подделками, фейками как правило, выдаваемыми за самые последние достижения мирового менеджмента, «писк моды» на рынке управления компаниями.

Вот очередной пример из недавнего прошлого. В офисе раздается очередной звонок с запросом — можем ли мы помочь провести стратегическую сессию. Первое, что настораживает — с того конца провода (как выражались древние люди, мы же живем в эпоху сотовых…)  с апломбом и напором  выступает то ли помощник менеджера по персоналу, то ли старшая секретарша босса. Ладно, бывает. Возможно — поручили выяснить, существует ли наша компания на самом деле и занимается ли она этими темами.

Однако, вскоре выяснятся, что  звонящий/ая  достаточно определенно знает, что ему нужно. Как только он слышит, что для проведения стратегической сессии нам нужно достаточно серьезное предварительное знакомство с компанией, с  ее позиционированием  на рынке,  с динамикой базовых показателей в последние годы, а также – хоть и короткие, но все же — живые беседы / интервью с потенциальными участниками сессии, — как тут же приходит в возмущение. 

«Нет, ну имелась же в виду стратегическая сессия… А вы про что-то другое говорите… Вот, мы в прошлом году ездили про это в Суздаль. Там трехдневная программа была… Бабы в кокошниках, хлеб-соль… Все со стульев падали, а их поддерживали… Медовуха… Караоке вечером...  И мы ничего перед  этим не готовили, сразу приехали – и начали»…

Оставим за скобками то, что звонящий явно путает стратегическую сессию с не менее модным и популярным «командообразованием» (жуть какое жуткое новообразованное словообразование)  в самом пошлом и примитивном его исполнении. Однако, именно ему поручили задачу выбора исполнителя, и именно он и сделает этот выбор — в соответствии со своими представлениями о прекрасном, важном и нужном в развитии бизнеса.

Конечно, мы не имеем права исключать, что прием медовухи и лицезрение баб в кокошниках стимулирует творческое мышление менеджеров, и они за вечерним караоке, танцуя при луне, придумают гениальный способ прорыва компании на новый уровень развития.  «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»… Просто в нашей практике мы таких случаев пока не наблюдали.

Но, если не надеяться на подобное чудо, то важно понимать, что стратегическая сессия и игры на «командообразование» – это существенно разные вещи. Сплочение команды, повышение ее энергетики в хорошем варианте происходит вокруг уже сформулированной цели, вокруг задач развития компании. И истинный смысл работы по формированию команды состоит в том, что каждый участник тимбилдинга должен найти свой собственный, мотивирующий его смысл в борьбе за общие стратегические цели.

На стратегической же сессии ищутся сами эти цели и новые способы действий на рынке. С учетом всей предыдущей истории, потенциала компании и ее ресурсов. Работа концентрируется вокруг организации, а не вокруг людей. В большинстве случаев, в этих сессиях участвуют менеджеры более высокого звена, топ-уровня, да и число участников обычно более ограничено в сравнении с тимбилдингом. К разработке стратегии привлекаются только те, кто обладает потенциально полезными знаниями и компетенциями и, главное, хотя бы начальным уровнем того, что называется «global vision» — способностью приподняться над ситуацией и посмотреть на привычные явления хотя бы немного «сбоку-сверху». Задача участников здесь — попытаться найти принципиально новый ответ на  выбор траектории движения компании, «отстраниться» от привычных шаблонов, пристально присмотреться к новым рыночным трендам и бенчмаркам,  какими бы странными и неподходящими на первый взгляд они ни казались. Участникам стратегической сессии важно, пока конкуренты по инерции продолжают движение в очевидном направлении, первыми увидеть изменившуюся ситуацию,  новые возможности и найти пути их реализации.

Ведь когда направления движения очевидны — никакой потребности в стратегической сессии нет. Только успевай нажимать на менеджерские педали и бороться за эффективность с производительностью. Хотя некоторые компании все равно проводят такие сессии в дежурном ежегодном режиме — просто, чтобы стряхнуть с себя пыль повседневной рутины и попытаться взглянуть на происходящее вокруг компании свежими глазами — не упустили ли чего?

Именно поэтому настоящая стратегическая сессия уже  на этапе ее подготовки предполагает изучение рынка — в особенности, тех закоулков, в которые еще или давно не заглядывала компания. Тем более, что сейчас, в эру диджитальной «новой нормальности», количество таких «новых уголков» плодится с космической скоростью. И многие из них содержат огромные возможности, которые быстро начинают приносить дивиденды тем, кто успел их освоить раньше других. Реестр этих возможностей на стратегической сессии предстоит  определить, прокрутить, выверить — и четко позиционировать относительно них компанию.

На стратегической сессии важно вновь посмотреть на историческую динамику развития компании. На какой стадии развития теперь находится организация? — Продолжается ли тренд интенсивного роста и  масштабирования? — Не начинается ли стагнация? — А если заметен спад –  это только случайность, или  начало конца жизненного цикла компании? Ведь история компании – это набор ее базовых ценностей, опыта и традиций. В этом опыте — сила, но и возможный тормоз для движения вперед…

Наряду со внутренней историей, не менее важно обозреть и то, что происходит в окружающей среде. – Куда будет вынужден разворачиваться бизнес в свете политических инноваций?  —  финансовой политики государства? – социальных движений и пандемических угроз? – трендов конкурентного развития? – как выработать здесь оптимальную линию защиты от рисков, не потеряв темпов своего движения.

И, если разговор идет про риски, то как же обстоят дела с остальными стейкхолдерами компании? Срабатывают ли политики выстраивания  отношений с ними, не пришла ли пора что-то менять? 

Пересмотреть на стратегической сессии приходится и внутренние политики компании. Эффективны ли сегодня наши мотивационные системы про сотрудников и менеджеров? – Наши коммуникации с сотрудниками и с внешним миром? – Принципы развития нашего имиджа? – и так далее.

Чтобы понять все это, чтобы упаковать работу со всеми этими темами в сжатый двух-трехдневный срок, (а иногда и в один день!) – как раз и нужна мощная предварительная работа.  Живые встречи с участниками стратегической сессии, чтобы понимать их цели, смыслы и энергетику. Изучение документов, чтобы понимать потенциал и ресурсы компании, наличие действующих механизмов и пробелы в бизнес-процессах. Обязательную встречу с руководством или с ключевыми акционерами, чтобы понимать «область допустимых значений» - куда готова двигаться компания, а куда она не пойдет по тем или иным принципиальным для акционеров соображениям. 

Иными словами,  каждая стратегическая сессия – это особая пьеса, которая пишется и разыгрывается для каждого особого случая. Потому что компании – неповторимы, исторический расклад вокруг бизнеса – неповторим, люди – участники сессии и их жизненные ситуации – также неповторимы. 

Но, при всей ситуативной неповторимости этих «пьес» — стратегических сессий, важно понимать, что у каждой пьесы есть своя каноническая динамика. Есть пролог. Есть несколько действий, в которых существует своя динамика, подводящая действие к кульминации. Есть, наконец, эпилог, формирующий настроение с которым выходят из пьесы участники действия.

Поэтому хорошие пьесы пишут профессиональные драматурги.  А хорошие стратегические сессии проводят те, кто в опыте уловил драматургию подобных встреч.

Ну, а если менеджерам хочется просто отдохнуть и сбросить рабочее напряжение и потанцевать при луне – тут уж вполне хороши и бабы в кокошниках, и медовуха, и модные специалисты по тимбилдингу. Но не надо терзать этими запросами Адама Козлевича.