Все записи
10:13  /  6.02.16

3421просмотр

Торговля одеждой стара. Возможна ли революция?

+T -
Поделиться:

В торговле одеждой есть условия для революции. Создает их не столько промышленность, сколько экономический кризис и развитие мировой информационной сети. Главное же, что меняется – сам покупатель. А его запросы вполне удовлетворяемы. Нужно лишь изменить подход.

Сведений о том, что магазины одежды несут все большие убытки или закрываются, поступает все больше. Но торговый менеджмент жалуется не только на пониженный спрос, на покупателей все менее горящих желанием платить за бренд («клеймо»), «привередничающих» по поводу качества предлагаемых изделий и намекающих на дефицит выбора. Зато богатый ассортимент эти «нехорошие люди» находят в интернете. Потому интернет-магазины одежды все меньше нравятся владельцам и управляющим обычных магазинов. Но виноваты в этом сами эти люди.

Кризис усилил конкуренцию на многих рынках, включая и рынок готовой одежды. Уже в 2008-2009 годах многие производители марочных тряпок и обуви старались сократить затраты, чтобы не уменьшалась норма прибыли, а, может быть, даже росла. Ради минимизации расходов были введены в моду резиновые гламурные сапоги, прозванные на постсоветском пространстве колхозными, и кеды, вызывающие улыбку у консервативных покупателей. Насмешки дошли до обидного: дорого, во все новое одетый хипстер оценивается зачастую по стилю равным бомжу.

После 2008 года из производства активно выдавливались натуральные материалы. Заменялись они синтетическими, что, естественно, было выгодно. Однако неизменным оставался принцип розничной торговли одеждой: мы продаем ограниченный набор вещей, которые считаем актуальными для покупателей – мы уже расставили акценты.

Однако интернет «испортил людей». Они, конечно, заметили многие маленькие хитрости производителей. Но они проглотили бы их, если бы необходимость экономии не наложилась на возможность увидеть безграничный мир вещей, существующих и продаваемых. Скопления небольших магазинов со скромным ассортиментом многим начало казаться «узкой площадкой». Выбор в интернете реально больше. Он намного богаче, а главное, здесь можно найти вещи по своему вкусу, а не только то, что провозглашено модным. А еще: глобальная сеть помогает сформировать вкус, который может расходиться с чужими акцентами.

Советским гражданам магазины стран развитого капитализма казались необычайно богатыми, дающими возможность найти и купить все, что угодно. На деле в одежде это было не так. Они давали возможность выбора в определенных узких границах. Одна граница определялась запросом покупателей. Другая – условно называется модой. Но под моду всегда подводят удобный для промышленности набор вещей. Поправка делается и на то, чтобы постепенно изменять вид какой-то выпускаемой вещи, заставляя людей покупать ее снова и снова. Это правило действует и в одежде. Наглядный пример: возвращение в моду шляп. Сперва они предлагались с короткими полями, но постепенно поля стали удлиняться, вещи с короткими полями со временем выпадут из моды. Это поможет сделать новые продажи.

Интернет нарушил четкость границ еще до кризиса. Но магазины одежды в глобальной сети начали использовать новую ситуацию активно лишь после первой волны кризиса. Сейчас, когда нас накрыла вторая волна кризиса, их возможности и успехи все более раздражают традиционную торговлю одеждой. Владельцы магазинов успокаивают себя только тем, что в интернете ничего нельзя примерить и полноценно оценить, а услугу курьера для примерки приходится оплачивать даже если товар вам по вкусу так и не пришелся или просто оказался чужого размера.

Однако экономия толкает людей к заказам в интернете. И может даже показаться, что это приведет к исчезновению обычной торговли. На деле же это должно помочь ее модернизации, поскольку она несовременна. Она построена на том, что покупатель, это малосведущий и легкий на расходы человек, который склонен следовать указателям на дороге моды. Таков ли покупатель на деле? Он далеко уже не таков. Но это вовсе не означает будто бы с ним нельзя эффективно работать.

Покупатель хочет одного: возможности выбора. Ему мало выбора в малом магазине, даже если его вывеска украшена знаменитым брендом. Ему кажется неудобным обходить множество магазинов для того, чтобы в муках выбрать некую вещь. Он стремится к быстрому удовольствию покупки. Ему справедливо кажется, что если он платит, то должен иметь возможность выбрать и примерить вещь. И сравнивать вещи удобнее в одном магазине. Проблема в том, что таких магазинов ему недостает.

Супермаркеты одежды, большие магазины с большим ассортиментом – вот каким может и должен быть ответ традиционной торговли на вызовы времени. Производители и хозяева марок могут объединиться и создать удобные супермаркеты одежды. Они могут быть созданы и завоевать место в нашей жизни и без их помощи, для чего, при наличии капитала, требуется лишь воля и энергия. Потребителю можно будет предложить как известные марки, так и новые товары – заказанные специально для сети супермаркетов. А это, непременно, должны быть сети.

Нечто подобное уже появилось в России, и нельзя сказать, что идея современной торговли всем вокруг чужда. Сети некрупных магазинов одежды не связанные одним брендом есть, но выбор в них невелик. Это места, где вещи продаются по скидкам. Они весьма популярны, и имеют шанс на развитие. Они привлекательны для публики имеют возможность первым в России применить розничную торговлю одеждой широкого ассортимента по формуле: прибыль не с единицы товара, а с оборота.

За этой стратегией будущее. Но реализовать ее могут лишь сети крупных супермаркетов одежды, где разнообразие каждого вида вещей будет значительным, цены – умеренными, а скидки – частыми.