Все записи
16:54  /  26.07.16

2008просмотров

Углеродный сбор как кинжал в спину нашей экономики

+T -
Поделиться:

В этом году в Париже Россия подписала важное соглашение по климату. Подготовленный в рамках Парижского соглашения проект национального вклада России предполагает сокращение выбросов парниковых газов на 25–30% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. Перед нами встает важный вопрос, как нашей ослабленной кризисом и санкциями стране обеспечить выполнение столь серьезных обязательств по сокращению выбросов?

Наша страна уже сделала огромный вклад в борьбу с изменением климата, полностью выполнив обязательства по Киотскому протоколу. Россия стала лидером в сокращении выбросов парниковых газов. Конечно «помог» развал экономики 1990-х годов, но был также сделан прорыв в сфере повышения энергосбережения и энергоэффективности. Немало производств была модернизирована. В итоге с 1990 года по 2013 год выбросы российских парниковых газов уменьшились на 43%. Вклад России в борьбу с изменением климата без преувеличения - огромен!

Киотский протокол изначально был встречен в мире с энтузиазмом, однако главные загрязнители обошли его стороной: США его не ратифицировали, а Китай и Индия тему попросту игнорировали. В результате, за время действия Киотского протокола выбросы парниковых газов в мире возросли в 1,5 раза. И ни одна из стран, не выполнивших соглашение, никакой ответственности не понесла.

В 2015 году появилось Парижское соглашение по климату. Прежнего оптимизма в мире оно уже не вызывает. Во-первых, многие воспринимают Парижское климатическое соглашение исключительно в качестве инструмента в конкурентной борьбе – оно дает возможности существенно ослабить позиции стран с углеродной экономикой в мировой торговле, во-вторых, утрачена вера в то, что главные загрязнители окружающей среды (Китай и США) будут что-то делать в этом направлении. Мировые экономические лидеры своим примером ясно демонстрируют, что международная природоохранная повестка не должна иметь приоритет над национальными экономическими интересами, обеспечением социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности. В-третьих, глобальный кризис продолжается – это осложнило положение России, Бразилии, ЮАР и других государств.

И хотя вице-премьер Александр Хлопонин соглашение в Париже подписал, ситуация такова, что исполнять его нужно крайне осмотрительно с учетом особенностей национальной экономики, тщательно просчитав все последствия. Сегодня в общественном пространстве и в правительстве идут жаркие дискуссии - по какому пути пойти: выбрать эффективные и рациональные меры, либо пойти по пути радикальному – начать создавать безуглеродную среду и ввести для всех российских предприятий углеродный сбор, минимальный размер которого оценивается в 15 долларов за тонну CO2.

Несомненно, радикальный подход нанесет ущерб экономике, ослабит позиции России в глобальной конкурентной борьбе. Возьмем углеродный сбор, - недавно Институт проблем естественных монополий провел исследование, которое описывает результаты подобной меры: ввод углеродного сбора окажет негативное влияние практически на все виды экономической деятельности. Наибольший ущерб понесут нефтегазовая отрасль, электро- и теплогенерация, транспорт, АПК, а также металлургия, производство азотных удобрений и цемента. Компании данной специализации будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки. В целом же ввод углеродного сбора потребует от страны ежегодных выплат гигантских средств в размере 42 млрд долл.

Ввод углеродного сбора неминуемо приведет к закрытию множества предприятий и ликвидации целых отраслей промышленности, сокращению сотен тысяч рабочих мест. Следствием станет рост безработицы и ухудшение социально-экономического положения населения. В моногородах это грозит острыми социальными конфликтами подобно событиям 2009 г. в Пикалёво или 1998 г. в ряде городов Кузбасса. Решение этих социальных проблем потребует дополнительных бюджетных расходов в размере десятков миллиардов рублей.

Понятно, что окружающую среду необходимо сохранять и улучшать. Однако просто изымать средства у предприятий и национального хозяйства недопустимо. Существует широкий арсенал «мягких мер», более целесообразных с социально-экономической точки зрения: повышение энергоэффективности экономики, учёт поглощающей способности российских лесов, прибрежных вод. Именно реализация таких мер представляется приоритетной в настоящее время.

Процесс ратификации соглашения российской стороной должен быть увязан с аналогичными действиями развитых государств, в первую очередь – США. Россия не должна оказаться в ситуации, когда она будет связана жесткими экологическими обязательствами, а другие страны, участвующие в глобальной конкурентной борьбе – нет. России необходимо занять активную позицию на международной арене в деле борьбы с изменением климата. Не просто отвечать на вызовы, в рамках повестки, формируемой другими государствами в их собственных интересах, а активно продвигать свою собственную, не позволяя говорить с собой с позиции морального лидерства.

За прошедшие два с лишним десятилетия, мало кто смог достичь таких результатов в области сокращения выбросов парниковых газов, как наша страна, и свое право на первоочередной учёт своих интересов в климатической сфере Россия заслужила сполна.