Все записи
21:49  /  3.08.16

1429просмотров

«Золотой век» черного пиара в России закончился

+T -
Поделиться:

Сегодня мы с политологом Борисом Кагарлицким представили исследование нашего института, доклад «Выборы 2016. Чёрный пиар: от больших ожиданий к крупным провалам». Выводы неутешительны для черных политтехнологов. Время эффективности грязных технологий минуло. Зато время содержательной политики постепенно возвращается.

Виной переменам новая социально-экономическая почва, а то, что они есть доказывают собранные нами факты. Дело же в том, что россияне изменились. Они стали гораздо более критичными, а потому грубые грязные технологии на выборах перестают работать. Они применяются. Применяются активно. Однако прежнего эффекта не дают.Россияне стали более рациональны и менее восприимчивы к случайной информации. Помогли здесь и технологии.

Интернет и электронные коммуникационные устройства позволяют проверить информацию, обменяться мнениями и увидеть различные оценки фактов. Этого в 1990-е годы - «золотой век» черного пиара - не было.

Черный пиар в 2016 году был применен против всех четырех крупных российских партий. Нони где политтехнологам не удалось добиться успеха. Технологии черного пиара сложились у нас в условиях экономического и социального распада 1990-х годов. Легковерие россиян было фантастическим, чем в политике многие активно пользовались. Грязные технологии применяли потом тоже, без оглядки к изменениям в обществе. Однако экономический подъем, а после мировой кризис изменили психологию россиян. Насколько политтехнологам было легко работать в 1990-е годы, настолько труднее стало теперь, когда избиратели ждут не технических фокусов, а политических решений и результатов работы. Но даже если политтехнологи уловили перемены, им оказалось невыгодно доводить их до заказчиков черного пиара.

В Докладе выделены несколько особо значимых примеров. В июне-июле 2016 года грязные технологии были применены в Оренбургской области, где атаке подверглась объединенная оппозиция ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России». Особенно энергично региональная пресса принялась накручивать (применялся spin-doctoring) историю лидера местного отделения ЛДПР Сергея Катасонова, который ранее был снят с выборов губернатора и, которого опасается губернатор Юрий Берг. Было придумано уголовное дело против Катасонова. Его также обвиняли в ослаблении парторганизации, хотя в реальности происходил ее рост. В итоге Катасонов все более воспринимаетося как человек способный решить региональные проблемы. Информационные атаки провалились.

В Иркутске грязные технологии были применены против кандидатов «партии власти», что само по себе интересно. Уже на стадии праймериз был опубликован спецвыпуск газеты «Байкальские вести» тиражом в 300 000 экземпляров, направленный против действующего депутата от ЕР Сергея Тена. Газеты распространялись через службу иркутского городского такси. Эта публикация не смогла изменить расклад сил: Тен был выдвинут официальным партийным кандидатом. Однако по информации наших источников, против политика готовится очередная волна «чернухи». Удар наносит всё та же газета «Байкальские вести». На сей раз тираж достигает 500 000, газета уже выпущена и готовится к распространению. При этом власти региона и облизбирком бездействуют. Имеется и спецвыпуск газеты «Прибайкальский край», направленный против депутата от «Единой России» Олега Канькова.

Специфика Иркутского региона состоит в том, что губернаторская власть принадлежит здесь представителю КПРФ. Губернатор области Сергей Левченко прибегает примерно к тем же методам управления, что и его коллеги в Оренбуржье, с той лишь разницей, что на сей раз в роли притесняемых оппозиционеров оказываются единороссы. Вероятно, в ответ на потоки чернухи они будут акцентировать внимание избирателей на результатах своей работы по округам и беспомощности региональной администрации.

Предвыборная компания 2016 года началась с применения черного пиара против «Справедливой России». Во многих регионах появилась газета-клон «Сожрем Россию». Критика партии оказалась предельно топорной. Руководство СР не растерялось, и начало извлекать выгоду из атаки. Руководитель избирательного штаба «Справедливой России», депутат Государственной Думы Александр Бурков заявил: «Факты таковы: именно «Справедливую Россию» сегодня называют главной угрозой партии власти...» В ответ на грязную атаку он прибег к классическому развороту – нас ругают потому, что боятся нашей принципиальности и решимости.

Брань вместо убеждения – так можно охарактеризовать отечественный черный пир. Фактически он превратился в последнее прибежище некомпетентных политтехнологов. Это значительно облегчает противодействие ему со стороны подвергшихся атакам партий и лиц. Но грязные технологии не прекратят применяться в России, несмотря на то, что они наносят больший вред их заказчикам, чем объектам атаки. Вместе с тем, все более очевидно, что черный пиар наносит удар не столько по конкретным политикам, против которых направлен, сколько по доверию избирателя к самому институту выборов, вызывая раздражение, усталость, безразличие, усиливая гражданскую апатию. Это отчасти объясняет жесткую позицию Центризбиркома и Администрации Президента в отношении черного пиара. Ранее его так строго не критиковали.

Если говорить о критике, то в 1990-е года она в отношении грязных технологий была моральной. Политтехнологи откровенно смеялись над ней. Теперь уже их работа вызывает смех. Они все делают как и прежде, просто общество изменилось. И главным врагом грязных технологов выступает растущий интерес граждан к позитивным программам кандидатов. Политика, таким образом, должна будет вытеснить политические технологии. Может быть, это-то и приведет к долгожданным переменам в стране.