Все записи
08:51  /  21.07.17

558просмотров

Вопросы молодых естествоиспытателей

+T -
Поделиться:

1990-е годы были временем всплеска интереса в России к гуманитарной науке, сорвавшейся с орбиты одной идеологии. Наука эта могла выживать и без больших денег. Напротив, все, что касалось естественных наук и технологий, отбрасывалось. Зачем нам было все это «лишнее», когда «чикагские мальчики» убеждали Бориса Ельцина, будто бы наша экономика не конкурентоспособна, будто во всяком сложном производстве мы обречены проигрывать?

Лаборатории и институты закрывались или приходили в упадок. Молодежь уходила в другие области, а ученые покидали страну. Однако страница истории перевернулась, и «Нулевые годы» прошли под знаком господства деловых профессий. В России воцарился культ менеджмента. И это было естественно, поскольку страна переживала бум в деле создания и структурирования компаний. Установился корпоративный капитализм вполне нормальный для мировой экономики 2001-2008 годов.

Однако страница истории вновь перевернулась: наступил глобальный экономический кризис, со всеми своими шоками, вызовами и потрясениями. Он объективно ставит вопрос о новых технологиях, для которых нужны новые открытия, что требует новых ученых. Откуда они возьмутся? Как пробьются? Встретят ли понимание их научные интересы? Школьники 9-11 классов, показавшие сильные результаты в физике, химии, биологии, математике, вопросах экологии и различных проектах в этом году собрались в Сочи на специальном мероприятии. «Проектная смена» образовательного центра «Сириус» – так оно именуется. Мероприятие, напоминающее лагерь отдыха и творческого общения, настолько важное, что сюда 21 июля прилетел и Владимир Путин.

Круг общения «Сириуса» в этом году весьма широк. Мероприятие собрало школьников из 66 регионов страны. Их интересуют не только темы собственного научного познания, но и то, что ожидает российскую науку. Президенту, наверняка, зададут немало вопросов о том, какие перспективы государство рассчитывает открыть для молодых ученых? Есть ли уже понимание, что без развития фундаментальной науки прикладные исследования не смогут идти хорошо, и будет ли спрос на их результаты? Какие задачи государство будет ставить новому поколению исследователей? Наверняка, они знают, что в прежние годы бизнес не понимал ученых. «Несите готовое» - таким было его отношение. Объяснит ли ему государство как нужно работать с научным сообществом?

Ответы на эти вопросы будут получены. Пока же стоит обратить внимание на интерес президента к школьникам-естественникам, не к будущим юристам, управляющим инвестициями или проектами в сфере услуг, а к людям, которых манят горизонты непознанного. Их усилия и их вера в смысл своей работы (с точки зрения общественной пользы) необычайно важны для перехода экономики России на новые рельсы. И если они сохранятся, то мы получим прекрасное новое поколение исследователей и конструкторов.