Все записи
19:11  /  23.10.19

726просмотров

Как новый, неомеркантильный дух экономики изменит моду

+T -
Поделиться:

Смена экономических эпох всякий раз приводит к смене вкусов, поскольку меняется дух времени. И этот сдвиг уже начался, так как десятилетие большого современного кризиса приближается к окончанию. Впереди нас ожидает мир другого понимания прекрасного, и, естественно, иного видения мужского стиля.

Время 1982-2008 годов в мужской моде характеризовалась двумя тенденциями: движением повседневного и принятого народом костюма к формам почти Средних веков, когда вещи выглядят примитивно и словно бы утилитарны с поправкой на цветовые и прочие возможности современности и не вовлеченность массы потребителей в тяжелые работы; движением к фабричной унификации в офисе — те самые однотипные однобортные мужские костюмы, которыми буквально забиты все склады, магазины, гардеробные и шкафы. Тенденции эти весьма отражали экономическое содержание времени, когда история вроде бы была закончена, а жизнь вошла в «вечные» скучные формы.

И вот грянул глобальный экономический кризис, о котором мною с коллегами многое было сказано еще в мае 2008 года в докладе «Кризис глобальной экономики и Россия», а теперь многие итоги поворотной эпохи я подвожу в в книге «Капитализм кризисов и революций». Кризис по-началу мало изменил мир, а после поменял многое. Санкции, торговые войны, государственные перевороты и соперничество держав (старых и новых центров капитализма в логике новой, неомеркантильной эпохи, как пишу в книге) — все это пришло с ним. Кризис пробудил активность национальных бюрократией, показал фирмам их просчеты и наивность некоторых концепций и представлений. Мир находимся в его завершающей части, и в ней ощущается дыхание борьбы и деятельности, причем очень похожей на дух периодов 1780-1810, 1850-1860, 1907-1929 и 1950-1973 годов — повышательных волн развития капитализма.

Медленное возвращение классического стиля в одежде и, возможно, этики с ним связанной (честь, уважение к решительности и деятельному характеру) не особенно уникальное событие с точки зрения истории капитализма. Так уже бывало прежде, когда завершалась всякая понижательная волна с присущей ей относительной вялостью общественной жизни и скептицизмом в отношении героических символов, примеров, действий и даже черт мужского костюма. Каких? Таких, например, как строгость двубортного мужского костюма (пальто, куртки или пиджака) с его милитаристским и приключенческим духом. Забавно, но мы наблюдаем сейчас медленное возвращение в моду не только шляп, но и двубортных одежд и еще увидим популярными высокие мужские сапоги. Все эти атрибуты проскакивают в наш быт не случайно.

Шаг от экономики и политике к костюму (пусть и только мужскому по канонам, хотя многое подхвачено и женщинами) приводит на память формулу из советского фильма: «В однобортном больше никто не воюет». Тут можно дать совет всем, кто носит пиджаки, пальто и куртки «исторического покроя» воздерживаться от накопления избыточно представленных на рынке однобортных вещей, так как, сделав круг, классический стиль возвращается... Более того, вы увидите как реклама поведет настоящую войну против однобортной «безвкусицы» только по той причине, что рынок уже переполнен такого рода вещами и настало время продать нечто в новом стиле, но так, чтобы именно продать, уловив невидимое настреоние времени. Уже имел место заход в торговлю большого числа укороченных двубортных пиджаков. Покупать их не стоит ни в коем случае, они некрасивы. Хуже — они уничтожают строгость двубортного костюма как такового. Двубортные вещи могут быть длиннее, но не короче стандарта иначе нет смысла во всей этой строгой застегнутости.

Неверно думать, что продвижение вещей фирмами и очень переоцененными в народе модельерами создает новое видение прекрасного - оно приходит скорее по правилу торжества обратного. Как это работает механически, без учета особенностей времени? Если ранее носили костюм из одной ткани, то на фоне одноцветно одетых мужчин более будет выделяться чередование темного верха и светлого низа с темным низом и светлым верхом (более редкое сочетание, нежели, первое). Заметьте, что сама идея выделяться должна оказаться нужной. В реальности господства отрицательного отбора кадров это скорее во вред…

Возвращаясь к вопросу о чертах новой — неомеркантильной эпохи, нужно сказать: она даст возможность многим выдвинуться не только в плане стиля, но в плане деятельности и карьеры. Все это было бы невозможно, если бы в мире мог сохраняться «Вашингтонский консенсус» с присущей ему «свободной торговлей». Продержавшись несколько десятилетий, тот консенсус отставили самими США. Началось время борьбы, жесткого соперничества держав и конкуренции экономик. В такой обстановке неолиберальная неопределенность мужского (только ли его?) стиля или его офисная примитивность будет торпедироваться. Настает время дерзких решений и серьезных сдвигов в общественной жизни, но сдвиги эти всюду (и в культуре!) будут идти от неолиберализма, который свое время пережил.