Все записи
19:57  /  13.10.16

1536просмотров

Разговор под осиной

+T -
Поделиться:

Размышления о предательстве, его таинстве и очевидности, архетипичности и каждодневности.

Этот текст (большой) – отформатированный материал, собранный год назад к Конференции МААП. Он не сокращается. Только растёт. Вдруг кому-то нужно... Тема не весёлая, вот прям совсем. Если у Вас отличное настроение – не читайте пока.

ПРИСТУПИМ…

…(а вот, кстати, напомню правило русского языка. Приставки при- и пре-. Приставка пре- обозначает увеличение, используется там, где можно применить другой вариант: пере-, сверх-….) . Пре-дательство…

Предательство. В нём нет юмора. Невесёлая тема. Это возможно самое тяжелое в ней для меня.

Смех – одна из моих базовых, любимых защит. Я могу найти смешное во многих травмирующих ситуациях. В предательстве не нашла.

Подумаем над этим словом, понятием. Какие у Вас с ним отношения? Вас предавали? Где и когда Вы встречались с предателем? В зеркале? Если нет - бросьте камень в меня (можно в текст) и идите с Б-гом.

Я буду говорить о себе. Я – предатель. Я много дней провела под осиной. Я не повесилась. Но я не хочу, чтобы кто-то меня убеждал, что я - не предатель. Я хочу понять, как с этим жить. Может быть, если я пойму, смогу объяснить своему приёмному сыну…

Архетип

В любом эпосе встретится Предатель.

И, тем не менее, мы, говоря о базовых архетипах, редко его упоминаем. Это теневой архетип. Предатель - тень архетипов Героя, Властелина, Отца, Матери, Друга…

Только у Шута – нет. Почему? Шут, Трикстер – он двойственен по своей сути, он не друг и не враг, он между, он не привязан и не предан… Предатель – тень Любимой, Тень Друга…. Каждые близкие отношения преданной дружбы и нежной связи отбрасывают и вытесняют тень предательства.

Предатель-Отец? Да сколько угодно. Какое странное чувство вызывают отцы Золушки и разных Машенек, которые покорно отвозят своих дочерей в лес или по-другому потакают Злым Мачехам.

Меня всё детство цепляла и мучила история про Мальчика-с-пальчик (позже Гензель и Гретель), где отец, подстрекаемый матерью, отводит детей в чащу, потому что нечем кормить. Сейчас понятно, так было принято, нормально.

А сейчас? Миллионы детдомовцев при живых родителях, миллионы школьников, млн в детских садах, больницах… Они там по своей воле? Зачем?

Только Мать не предаст? Пусть некоторые дети в это верят. Пока не случится.

Предательство кого или чего встречается в нашей жизни

Друга, партнера, семьи, родителей, детей, учителя, компании, страны, идеалов…

Часто говорится о предательстве себя. С юнгианской точки зрения это предавание своего даймона, судьбы, Самости. В более широком смысле чаще подразумевается предавание именно идеалов и ценностей, либо Пути.

Персонажи эпосов, архетипические образы Предателя 

Ветхий и Новый Заветы наполнены бесконечными историями страшных по нашим меркам поступков. Однако, следует заметить, что начиная с непослушания Евы и послушания Авраама и дальше собственно не звучит «предательство».

Иисус первый произносит это слово, и Иуда первый признаёт себя предателем.

Ну а дальше берите любой романтический, героический эпос (реальный или вымышленный) про Трою или Камелот, Цезаря, Наполеона, Чингизхана или Тараса Бульбу…. Люка Скайвокера или Четырёх королей Нарнии…

Как выглядит Предатель?

Предатели – чёрные. Чаще всего они изображаются в сказках и фильмах как брюнеты с тёмными глазами, бровями, одетые в тёмное. Или они чернеют в процессе.

Погружение в предательство – процесс противоположный просветлению, это погружение в темноту.

Искаженное, некрасивое лицо, мука в глазах. Предатели прячут глаза. В темные круги вокруг, в опущенные брови и голову. Предатель не смотрит прямо долго. Как всякий прячущий что-то. Как почти все мы сейчас.

Особая манера речи. Если предатель начинает говорить, то делает это сначала неуверенно, потом быстро набирает обороты и говорит с повышенным тоном и напором, нездоровой убежденностью.

Из-за той же потребности спрятаться от прямого общения, контакта глазами, предатели обычно сутулятся, спины их сгорблены.

Худые (чаще) потому что жжёт внутри. Хотя, как и всегда, возможно обратное - булимия.

Соматические проявления Ноги, оторванность от земли, о которой будем ещё говорить. Ответ тела на свой же вопрос: «как таких земля носит?». Язвы, опухоли, внутренних органов, ЖКТ.

Глаза. Различные раздражения глаз и лица. Тики и компульсивности. Алкоголизм и т.п., как средство заглушить муки и крики совести. Здесь же, пожалуй, стоит упомянуть и о психологических защитах, часто переходящих границу невротизма. Защиты от муки должны быть мощными. Это стандартный в общем набор (вытеснение, проекции…), но патологичные – зависимости и нормопатия, агрессивное контролирование, компульсивность.

Вот ещё вопросы про предательство, на которые хочется поискать ответы: Откуда оно берется? Кто ему подвержен? Какое бывает? Чувства переживаемые в процессе и после Как без него/с ним жить? Поищем ответы ……

Главный предатель всех времен и народов – Иуда Искариот

«…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». (От Матфея 26:47-49)

Почему поцелуй, лобзание? Исследователи и толкователи разделяются. Кто знает? Никто никогда не знает, что творится в голове и душе предателя. И чаще всего там творится невероятная сумятица, так что и сам Иуда возможно не ответил бы нам на этот вопрос.

"Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: Иуда! целованием ли предаёшь? Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь?... " 

Следует заметить, что первая реакция на предательство чаще всего именно такая – никакая. Растерянность, грусть и множество вопросов.

Что предшествует поцелую Иуды? Иисус предрекает, что он предаст. По некоторым мнениям даже поручает. Ещё раньше? Иуда был преданным, доверенным, апостолом. Ещё раньше? Детство как у Эдипа. Предательство родителей. … Важно заметить здесь, как настойчиво, мы всегда ищем ответ, как, почему так случилось, откуда корни… После свершившегося предательства окружение, да и сам предатель склонны к переоценке самых разных событий в прошлом, чтобы хоть как-то объяснить, сплести цепочку…. Понимание – тоже защита, и весьма популярная.

После совершения «дела предательства» дьявольская инспирация оставляет Иуду Искариота; узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвращает тридцать сребреников своим нанимателям со словами: «согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27, 4). Эта «цена крови» создаёт казуистическую проблему: деньги выданы из храмовой кассы, но не могут быть в неё возвращены по причине лежащей на них скверны. ... Иуда же в отчаянии удавился (27, 5).

Раскаяние, в первую очередь обнаружение предательства как такового, обычно так и ощущается, как выход из некой одержимости, «оставление дьяволом». Ведь предавая, мы чаще всего не видим другого выхода, воспринимаем свой шаг, как единственно возможный или правильный… Совершая предательство мы делаем это с идеей некого блага или безысходности, или преуменьшая возможные последствия… . Но потом, если эта одержимость оставляет нас – вот тут и мука.

«проклят пред богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21, 23), 

Как неразрывный укор друг другу повешены оба - Один, принявший проклятие человечества, Другой - своё. 

Фольклор даёт различные идентификации дерева, на котором повесился Иуда Искариот («иудино дерево», осина, которая с тех пор не перестаёт дрожать, и др.). По другому новозаветному сообщению о смерти Иуды Искариота, «когда низринулся [он], расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1, 18). Оба сообщения обычно примиряли, принимая, что Иуда Искариот. сорвался или был снят с дерева ещё живым, после чего умер от какой-то таинственной болезни (традиция, зафиксированная ок. 130 христианским автором Папием Гиерапольским, говорившим о страшном распухании тела Иуды Искариота).

Вот вам и соматический список.

Почему Иуда самый знаменитый предатель? Предал самого Иисуса. А Петр? Мария? Никто из апостолов не вступился за Учителя, не попробовал восстать и отбить его. Послушание или предательство? А сам Иисус? Он требовал от апостолов предать родителей, как он сам, ради преданности ему, а потом предал их ради преданности идее. Но он следовал здесь за Б-гом Отцом, которому идея предательства чужда.

Ветхий и Новый заветы пестрят предательством. Но братья, продавшие Иосифа не повесились. Авраам не считается предателем (где сын, а где Б-г…). Новорожденного младенца мать пустила в корзинке по реке. Потом вновь приложила к груди, потом вновь отдала через год-другой. И назван он был Моисей – вынутый из воды. Что для нас юнгианцев равнозначно – оторванный от души…. И в поисках идентичности своей предал он спасшую его, вырастившую, заботливую дочь фараона. Этот величайший из пророков тоже с рождения и всю жизнь окружён нашей темой. Только, как уже говорилось, до Иуды Искариота Предательство не названо своим именем… Иисус отрекается от отца в пользу Б-га, а что казалось бы стоило ему…

Иуда как козёл отпущения взял на себя всю тяжесть. Это такая тяжесть, что деревья не принимали его. И важна, видимо осознанность, обозначение себя как предателя. Он первый, кто принес себя в жертву. А не был казнен. Слово «предаст» первым произносит Иисус. Именно он вводит это понятие в нашу мифологическую жизнь. Почему именно так было важно ему взойти на крест?

Вот моя фантазия (опять про детство). Задолго до Мириам из Назарета, матери в любых традициях и уголках Земли, готовясь родить не от законного мужа, объявляли младенцев сынами богов. Об этом хорошо написано у Марии Рено «Тесей. Бык из моря». Другое дело, что у иудеев, ни как у индейцев, индусов или греков, нет пантеона богов и духов, готовых оплодотворять земных женщин. Мириам должна была обладать невероятной силой веры и настойчивости, фанатичной уверенностью, чтобы заразить ей и мужа и сына. Но каким бы святым не был Иосиф… Что он должен был чувствовать?

И что должна была Не чувствовать Мария? Маленький Иешуа, возможно, получил божественное предназначение и божественные способности вместе с верой такой же сильной, как у матери. Но он должен был предать реального, земного отца. И потом многократно ещё: мать, невесту, Лазаря…, учить будущих апостолов предательству-сепарации….

Может быть, поэтому таким близким и нужным оказался Иуда, который был осознано предан и осознано предал…

Преданность

Однокоренные ли: Пре-данность, Пре-данный, (см конец предыдущей фразы), Предатель? Удивительно то, что они очевидно однокоренные, и при этом у большинства людей вызывает сопротивление возможность принять это.

Может потому, что грань слишком тонка? Например, для меня весьма многозначно звучит лермонтовское:

«Прощай немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты им преданный народ».

(Может здесь «приданый» должно быть, как думаете?)

Вот «отданный» и «отдача» - конечно, да. Но ведь «преданность» и «предательство» так похоже звучащие и с тем же корнем, он противоположны по значению?!

Да. Но невозможны друг без друга. Как тьма – отсутствие света. Преданность всегда содержит в себе предательство. И только из преданности вырастает предательство.

Дж.Хиллман: «Нас предают в тех же самых близких отношениях, где как раз возможно первичное доверие. (И ты, Брут! Прим.переводчика- В.Зеленского) Мы можем быть по-настоящему преданными только там, где мы действительно доверяем -- братьями, любовниками, женами, мужьями, но не врагами, не посторонними, незнакомцами. Чем больше мы испытываем любви и преданности, вовлеченности и приверженности, тем больше сила предательства. Доверие несет в себе семена предательства; змея была в Саду с самого начала, также как и Ева была преформирована (предварительно сформирована) в околосердечной области телесного (из ребра) Адама. Доверие и возможность предательства вошли в мир одновременно. Везде, где есть доверие к союзу, риск предательства становится реальной возможностью».

«Той руки удар смертелен, которая ласкала нас» (Н.А.Некрасов)

Наверное, преданность могла бы называться отданность. Так, наверное, было бы точнее и спокойнее. В «преданности» же есть добавление этакой помпы, чрезвычайности. Преданный не просто отдает себя, а делает это «пре».

О преданности нередко говорят в связи с любовью, как об одной из составляющих.

Очень часто - когда о Боге, религии, идее, учителе и т.п. Именно этот феномен и интересен. Преданности учат новичков, вновь посвященных, колеблющихся. Преданность бесспорно хороша, ибо она – путь открытости, самораскрытия, самоотдачи. Доверие – удачный синоним.

Преданность – абсолютное доверие. Индусы и китайцы учат преданности Учителю, как пути просветления. Причем говорится о том, что Учитель может заблуждаться, но полная преданность, защищает Ученика от его ошибок, она ценна сама по себе.

Преданность – богатейший опыт. В предательстве осуществляется акт забирания себя обратно и передача другому. А поскольку преданный как бы сливается с объектом преданности, то уходя, забирая себя, он и объект разрушает и отдаёт кому-то (чему-то) третьему. Порой слияние настолько сильное (как у Иуды с Иисусом), эго настолько поглощено, что «забрать» себя, можно только разрушив объект преданности.

Иуде это не удалось. Мало кто осознаёт, что он умер раньше Иисуса. Повесился не из-за смерти друга-учителя, а именно от факта своего предательства.

Может ли быть преданность без предательства? Вспоминаются сразу преданные вассалы, рыцари, самураи…

Вот у Братьев Гримм есть сказка «Верный Иоганес» (пер.с нем. Г.Петинкова).

Верный слуга Иоганес предан сначала старому королю и потом даёт обещание служить его сыну. «Я никогда не оставлю его, и буду служить ему верно, даже если бы это стоило мне жизни». И почти сразу перед Иоганесом встаёт дилемма. Старый король поручил не пускать сына в запретную комнату, а новый требует нарушения запрета. Иоганес «понял, что тут ничего не поделаешь, и с тяжёлым сердцем» нарушил старый завет, однако, оставаясь верным слугой и попутчиком молодому королю. Королевич, заглянув в запретную комнату, влюбляется, отправляется в плаванье и с помощью Иоганеса добывает себе невесту. На пути домой, когда казалось бы уже мог быть хеппи энд, Иоганес узнаёт от птиц о трёх грядущих опасностях, которые могут погубить молодых супругов, и от которых их можно спасти грубым вмешательством (убить лошадь, сжечь рубашку, уединиться с королевой и «высосать три капли крови из её груди»). При этом знание страшных последствий нужно держать в тайне. Иоганес трижды спасает своих патронов, но на третий раз королевич не выдерживает и приказывает казнить верного слугу за безобразное поведение. Иоганес перед казнью объясняет мотивы своих поступков и превращается в камень.

Мне кажется это важный символ преданности. Преданный кому или чему-либо находится на очень тонкой грани. С одной стороны мы можем сказать, что он предаёт Себя. Верный слуга, преданная жена, рьяный служитель культа или науки не имеет как-будто своей собственной жизни, дома, семьи, судьбы. С другой стороны, кто сказал, что это не есть истинно его судьба? Именно в момент, когда мы пытаемся в этом разобраться, происходит некое омертвение, окаменелость.

Преданный, принявший свою судьбу таковой и принявший смерть, как завершение этой судьбы, приносит себя в жертву преданности и порой чужому предательству. А Иоганес не умирает молча, он объясняет свою преданность Королю (символу взрослого, но не до конца сформированного Эго).

Преданность объяснённая перестаёт служить, становится омертвевшей, окаменевшей. Тут есть о чём поразмыслить. Иоганес становится памятником самому себе и своей преданности, который стоит в спальне короля и иногда оплакиваем. Но и это не конец.

Вопрошая о том, как оживить Иоганеса, король получает ответ: принести в жертву своих маленьких детей (пока Анима-королева отсутствует, ушла в церковь, где молилась о том же верном слуге). И вот свершается жертвоприношение Ребенка. После чего вся семья (личность) чудесным образом восстановлена.

Или другой вариант развития сюжета.

Вспомним фильм Люка Бессона «Звездные войны. Эпизод 3» 2005года про молодого Энекена, его юную жену Падму и их выборы между преданностью и любовью.

Тема этого конфликта (любовь-преданность идеалам/Родине/партии/семье и т.п.) в художественных произведениях всех времен и народов. Я привожу в пример фильм, который первый из ярких пришел на ум. Это новая история Париса, предающего своих ради любви, Андрия Бульбы и проч-проч.

Энекен – молодой джидай, светлый, смелый, сильный, следует за своим учителем-наставником Обиваном, защищает Верховного Канцлера (как потом окажется, не надо было). И уже на 14-15й минуте фильма можно видеть первый выход зла. В сложной, напряжённой ситуации сила проявляется злом, а Зло напоминает про детство, про то, что это уже было, «нормально», как сказали бы сейчас… И мы видим, как рядом с преданностью … что-то ещё…. И следим за лицом. Дальше в течение всего фильма Энекен запутывается всё больше. Запутывается в своих преданностях: джидаи, республика, любовь. Мастер Йодо говорит что-то вроде «Враги Человеку – домашние его». Энекен одновременно находит путь спасения любимой от смерти и узнаёт страшную тайну: Верховный Канцлер – глава зла. Он ещё хочет быть объединен с силами добра, с джидаями, но его отстраняют, видя его смятение.

Смятение – обязательно переживаемое предателем чувство. Смятение, сумятица, мутность, путанность – вот эпитеты обстановки и состояния в которых прорастает предательство. И поскольку эта мутность как в обстоятельствах, так и в отношениях и размышлениях, бездействие мучительно, а действия часто ошибочны.

Молодой Герой попадает в эпицентр борьбы сил, схватку, в которой попробуй-разберись, чью строну занять…. Зло (всё ещё не до конца оче-видное) подбрасывает аргументы : спасение любимой, защита слабого, справедливость!

Ключевые слова Зла: Ты должен! Идея Справедливости – запомните это.

Герой делает шаг в сторону зла и тут же подаются главные защиты от раскаяния, главные оправдания: «Это Предназначение» и «Ради Любимой». Предательство свершилось безвозвратно. Далее важный момент – требование жертвы. Предательство всегда требует жертвы. И она всегда случается. Замечаем мы её или нет. Всегда. Падма/Анима отказывает «ради ребенка», «ради жизни». Она пытается быть преданной одновременно и идеалам республики, и мужу, в итоге оставаясь в одиночестве. Собственно её выбор – фикция. Выбирать ей нечего и не из чего. Она и повод, причина предательства и его жертва.

Что ж так часто бывает. Не бывает без жертвы…

Итог фильма: Учитель Обиван не убил Героя-Предателя, не добил – не смог. Энекен отчаянно хочет жить, хотя разбит вдребезги, сожжён, но жертвой быть не согласен. Падма беременна, здорова, но не хочет жить. Он становится Дартвейдером. Она умирает после родов, принося себя в жертву. Мастер Йодо и дети – в изгнании.

Переводя на юнгианский архетипический язык: побеждает теневой Анимус, Анима отдается в жертву, Самость и Ребенок удаляются…

Тут несколько ключевых моментов. Один: преданность слепа. Той слепотой, которую часто приписывают любви. Но если любовь часто «слепа» - просто невнимательна, неразборчива (Л. часто видит, но принимает, и окружающим кажется, что не видит), то преданность предполагает слепоту абсолютную, слепоту закрытых, завязанных, выколотых глаз.

И поэтому преданность обучает доверию, открытию другим в этом доверии. Той высшей форме открытия, когда ты не руку протягиваешь (показывая что без ножа и пристально глядя в глаза) или даже открываешь объятья. Открытию, когда поворачиваешься спиной, голой спиной и падаешь в руки другого, доверяя полностью, не видя… Да, она хороша!... Но потом, в какой-то момент, она становится на пути развития. Между ними может быть конфликт непримиримый.

Отсюда разрывы Учителей и Учеников, мужей и жен, родителей и детей. Предательство начинается с преданности. Или с наличия. Или с фантазии о ней.

Давайте рассмотрим другой сюжет, когда казнен, принесен в жертву Предатель, и всё кончается хорошо. Можете такой вспомнить?

Вспоминается множество сказок, фильмов, эпосов, в которых предатель НАКАЗАН. Но это редко казнь смертью и от руки героя. Герой-убийца в нашей европейской традиции – уже не герой. (Вот в японских, китайских, индийских сказках – там с этим просто. В восточной традиции вообще проще: украл – руку отрубили…).

Опять же предатель это слабый персонаж, не достойно героя убивать слабого. Предатель либо изгоняется, либо гибнет как-то «случайно» (от зверей, в болоте тонет, в свою же ловушку попадает…). В таком случае он жертвой не является. Жертва происходит параллельно. Жертва – потеря чего-то ценного.

Как разворачивается предательство 

- ситуация зреет герой действует или бездействует, но ситуация всё рано ведет к…

– пиковая точка, непримиримый конфликт, необходимо…

– принять решение (сделать или отойти)

– борьба сомнений с оправданиями, муки, поиск улучшений, перекладывание ответственности, часто травма отчаяния и бессилия, оторванность от почвы…

– совершение выбора, предательство …

– и снова эта же мучительная борьба, прокручивание аргументов …

это может длиться бесконечно, но может наступить и …

– результат – реакция: принятие и самоубийство (чаще медленное) или вытеснение, ассимиляция…

Предательство случается (созревает) в некой мутной ситуации, туманной, сумеречной, ситуации неясности. А часто у нас в жизни бывают другие? Часто ли нам приходится делать выборы при полной оче-видности и понимании?

Ещё ключевой момент: ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО.

Именно близкие, любимые, дети – наши камни преткновения. Ими торгуют враги, государство, другие, мы сами… Они заложники, их жизни, безопасность, счастье ставиться на кон. Причём как всякие заложники, они обычно совсем не в курсе происходящего. Очень частый сюжет в войне, горячей и холодной.

Сталинская эпоха нашей страны переполнена этими сюжетами. Много об этом у Александра Солженицына в «Архипелаг Гулаг».

Я для иллюстрации приведу рассказ Солженицына с замечательным названием «Эго».

Павел Васильевич Эктов, интеллигент-народник, случайно взявший псевдоним Эго, следуя своим убеждениям и совести, оказывается среди руководителей крестьянского бунта против несправедливости советской власти, обманувшей крестьянство и ставящей его за грань выживания. Попадает в плен, оказывается в подвале Лубянки, где его пытаются завербовать на предательство. «И тогда Либин прервал поединок - наперехват дыхания: чёрт с вами, не раскаивайтесь! чёрт с вами, оставайтесь в вашем безмозглом народничестве! Но если вы не станете с нами сотрудничать - я вашу Полину отдам мадьярам и ЧОНу на ваших глазах. А девчонку возьмём в детдом. А вам - пулю в затылок после зрелища, это вы недополучили по нашей ошибке. Ледяное сжатие в груди. А - что ж тут невозможного для них? Да подобное и было уже не раз. Да на таком - они и стоят. Полина!!. Ещё день и ещё два дали Эктову ДУМАТЬ. А можно ли ДУМАТЬ - в застенке угроз, откуда выхода нет? Мысли прокруживаются бессвязно, как впрогрезь. Пожертвовать женой и Маринкой, переступить через них - разве он мог?? За кого ещё на свете - или за что ещё на свете? - он отвечает больше, чем за них? .... И - если б он этим спасал крестьян? Но ведь повстанцы - уже проиграли явно. Всё равно проиграли. Его СОТРУДНИЧЕСТВО - какое уж теперь такое? Что оно может изменить на весах всего проигранного восстания? Только жертва семьёй - а ничего уже не изменишь. Как он ненавидел это нагло торжествующее победное смуглое либинское лицо с хищным поблеском глаз! А в сдаче - есть и какое-то успокоение. То чувство, наверное, с каким женщина перестаёт бороться. Ну да, вы оказались сильней. Ну что ж, сдаёмся на вашу милость. Род облегчающей смерти. И уж какую такую пользу он мог сейчас принести красным? Сокрушился. Однако с условием: дать свидание с Полиной. Либин уверенно принял капитуляцию. А свидание с женой: только тогда, когда вы выполните наше задание. Тогда - пожалуйста, да просто - отпустим вас в семью. И - что ж оставалось? Какое немыслимо каменное сердце надо иметь, чтобы растоптать своё присердечное? И во имя чего теперь? Да и мелодичные наговоры Обоянского тоже не прошли без следа. Действительно: сильное племя! Новые гунны - но вместе с тем с социалистической идеологией, странная смесь... Может быть и правда: мы, интеллигенты старой закалки, чего-то не понимаем? Пути будущего - они совсем не просто поддаются человеческому глазу».

Чувства / аргументы: - бессилие (что я могу!?) - гнев, ненависть (перекладывание ответственности, попытка торговаться) - поиск защиты, аргументации (правота/справедливость, может быть и правда, предназначение, «пути будущего не поддаются человеческому глазу»…) Знакомо?

Павел Васильевич даёт согласие, решается на предательство. Но потом последние сомнения, надежда исправить. «А задание оказалось вот какое: быть проводником… …Трясся в седле Павел Васильевич - и думал ещё раз, и ещё раз, и ещё раз, и думал отчаянно: вот сейчас открыться Матюхину, себе смерть, но и этих четверых перебьют! А полтысячи матюхинских - спасётся….. Но - и столько уже раз перекладенные: в голове - аргументы, в груди - живое страдание. …. Нет, не за себя, нисколько…. Доехали. Новая изба, и свет посветлее. И Иван Сергеич Матюхин - налитой богатырь с разведенными пшеничными усами… вознался в Эго, с размаха пожал руку. Иудина ломота в руке! Кто эти муки оценит, если не испытал?.. А держаться надо - уверенно, ровно, командно…. Сговорились: в каком большом селе завтра к вечеру сойдутся обоими отрядами. А послезавтра - выступим. Был момент! - Эктову блеснуло: нет!! говорю! застреливайте меня, терзайте семью - но этих честных я не могу предать! Но - в этот миг пересохло в горле, как чем горелым. Пока проглотнул - а кто-то перебил, своё сказал. Кто-то - ещё…. А решимость - уже и отхлынула. Опала бессильно. На том и разъехались.»

Когда я это слушаю (читаю), я думаю: вот так тысячи родителей думают, уже записав ребенка в детский сад, но ведя по дороге. «Может и лучше?» И когда Мы уже сдаем ребенка, а он цепляется руками и глазами: «мама, не уходи!», а его тянут уже в «группу», и хочется крикнуть, передумать, но опытный кто-то подходит, отвлекает, и «проглотнул» и «момент прошёл»…

«И потом растягивался долгий - долгий - долгий мучительный день при отряде Котовского. Ненависть к себе. Мрак от предательства. С этим мраком - всё равно уже не жить никогда, уже не быть человеком».

Прекрасно можно быть человеком. Очень человеческое… Сидишь на работе, такой важной и правильной, смотришь тупо в окно или лист бумаги или экран… «ненависть с себе. Мрак предательства». А потом привыкаешь, проходит. Почти у всех….

Причины предательства

Главная – страх (он в образе предателя всегда присутствует) Обязательная по-моему для прочтения, очень хорошо написанная и важная по нашей истории книга Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». (У меня издание М.:АСТ 2015, в котором кроме романа избранные беседы на «Радио Свобода», в том числе важная для нашей темы – «Страх» от 17.03.1973г..) «Испытание страхом, - пишет вдова Мандельштама в книге воспоминаний, - одна из самых страшных пыток, и после неё люди оправиться уже не могут». «Террор революции, террор после революции, террор лет тридцатых, военных, послевоенных – жизнь поколений и поколений в непрерывном страхе. При достаточно долгом страхе он может превратиться во врожденный». (А.Кузнецов)

Об этом говорят почти все, кто пережил и может говорить. Кузнецов справедливо формулирует о генетических мутациях в стране, где народ в течение нескольких поколений жил в страхе. Тогда для предательства есть уже готовая почва.

Недавно прислушалась, как любят наши политики словосочетание «подавляющее большинство». («Подавляющее меньшинство» - не лучше).

Вот и Эфроимсон (речь выдающегося генетика Владимира Павловича Эфроимсона /1908-1989/, которую он произнес в декабре 1985 года в Политихничеком музее после просмотра фильма «Звезда Вавилова», спасибо Александру Гельману за этот текст) : «А правда заключается в том, что вряд ли среди вас, сидящих в этом зале, найдется двое-трое людей, которые, оказавшись в застенках КГБ, подвергнувшись тем бесчеловечным и диким издевательствам, которым подвергались миллионы наших соотечественников, и продолжают подвергаться по сей день лучшие люди нашей страны, – вряд ли найдется среди вас хоть два человека, которые не сломались бы, не отказались бы от любых своих мыслей, не отреклись бы от любых своих убеждений. Страх, который сковал людей – это... страх реальной опасности. И вы должны это понимать».

Но теперь уже это не чей-то там, а наш с вами врождённый политический страх. От него даже если кто и поднимает голову и говорит, то говорит чаще чуть громче и напористей чем нужно и голос его порой срывается. А те, кто слушают, тоже что-то такое испытывают внизу живота. Избавить от этого могла бы только программа проживания, стыда, искупления… Уроки литературы и истории, на которых бы говорилось, что русским/бывшим советским быть стыдно и печально.

Александр Солженицын в «Архипелаг Гулаг» справедливо подмечает, как лингвистически неверный оборот «предатели Родины» хорошо отражает фактически созданный абсурд. Десятки миллионов людей «предающих власть народа». И не верен ли оборот, ставящий рядом «сыны родины», «предатели родины»?

Предательство из корысти

Многие толкователи и исследователи (лично я безусловно выделяю Л.Андреева) пытались понять причины и мотивы поступка Иуды Искариота. Однако, каждый знает про 30 серебреников.

Предательство ради материальных благ, из корысти кажется нам особенно мерзким, особенно предательством. Я для себя обозначаю это как рахатлукум. (См. далее про Нарнию). Голодный мальчик готов предать брата и сестёр ради возможности наесться сладкого, рахат-лукума (ну и ещё места во дворце). Помните, ещё в нашем пионерском детстве был Мальчиш-Плохиш, который и Красных и товарищей продал за печенье-варенье.

Ну и родители Мальчика-с-пальчик… Ужас, правда? А Вы давно по-настоящему голодали?

Я вот прочитав опять же у Анатолия Кузнецова, сразу вспомнила из детства – бутерброды на выборах. Ведь не голодали вроде. Просто (!) «всё равно их выберут, с нами или без нас», а бутерброды с сёмгой… А ради квартиры? Кузнецова предали забвению свои же братья по цеху, потому что честно написал: помыкавшись в коммуналках, ожидая перспективы высылки в глушь, любой из советских писателей за отдельную квартиру был готов написать гневный фельетон про гнилой Запад или оду советскому руководству.

С корыстными мотивами происходит обычно корпоративное предательство.

Конечно, редко мы кого-то просто продаем. Обычно, рахат-лукум или серебро падают на уже качающуюся чашу весов. С аргументом «так всем будет лучше», «и к тому же…». А может наоборот? Вот они: квартира, должность, увеличение дохода… . А если стыдно, то добавим: «Он меня не любит!», «Они меня не уважают, не ценят», «Так будет справедливо»… С другой стороны именно корыстью легче всего объяснить (а всегда так хочется!) мотивы предателя. Миллионы людей ехали в сталинские лагеря или расстреливались и люди «на свободе» готовы были верить в то, что учёные, врачи, инженеры, офицеры… продались врагам. Ведь и с Иудой так проще – продал Учителя за серебро.

Случайное предательство

Следует помнить, такое тоже бывает. Вспомните в детстве, случайно проболтался… И не в детстве тоже…. Ева опять-таки.

Предательство как сепарация

Так предают родителей и учителей. Каждый, кто когда-то уходил из спорта или просто менял клуб, знает, что тренер воспринимает это как предательство. Мы юнгианцы обречены жить в дискурсе разрыва Юнга и Фрейда.

Такие шаги ученик обычно воспринимает как сепарацию, уход в самостоятельность. Но авторитет учителя и боль его травмы всегда рикошетом бьёт уходящего.

Анатолий Кузнецов своих беседах на «Свободе» немало говорит о предательстве. Но начинает он не с Нквдешников, а со своего Деда. Дед всякий раз, как напьётся, рассказывал, как 16летним, будучи старшим в голодающей бедняцкой семье, ушёл из дома навсегда и забрал коней, обрекши оставленных на смерть. Боль эта жгла человека всю жизнь. Пересказывание её не было покаянием. Это болезненный чёрный нарциссизм, когда человек смотрит и смотрит на свою гноящуюся грязную рану, приглашает других смотреть и трогать её, бесконечно задаваясь вопросом: ну! Можно ли с этим жить?

Каждая сепарация это небольшое (или большое) предательство. Вот молодая мама пишет: «долго готовились к походу в выходные и вдруг С. заявляет, что у него другие планы…».

Мамы – первые кого бросают, потому что они – первые, кто бросает. Но описанное, конечно, цветочки, ягодки позже. Подросток (а в нашей культуре, с сожалению, много позже), чтобы начать самостоятельную взрослую жизнь должен оставить родителей, чтобы разорвать психологическую пуповину обычно необходимы резкие движения, порой это предательство.

Подростковая сепарация настолько болезненна, что чувства часто вытесняются, и потом наступает частичная амнезия, защищающая эту травму от контакта с психикой.

Оставление

Вопль Иисуса, и Ноя, и Иова, вопль роддомов и детских садов. Матерей и жён. Да порой просто на улице: ребенок плачет, мама идёт вперед…

Иногда оставление – часть сепарации. Иногда – само по себе. Преднамеренное или нет, потерпевшей стороной очень часто оно воспринимается и переживается именно как предательство. Тот, кто оставляет, может и не заметить, а может позже вдруг осознать…

Предательство как выбор

Любовные треугольники. Спорт-учёба. Друзья (против кого дружим?). При рождении сиблинга всякий ребёнок чувствует себя хоть иногда брошенным и преданным. И мать никогда не предаст только в том случае, если это мать-одиночка с одним ребенком, без работы и увлечений. Тогда она обречена быть преданной…

Ради любви предаем Родину, Семью… Парис в Иллиаде. Или наоборот…

Предательство как выбор с угрозой (из страха) Об этом мы уже много говорили вслед за Солженицыным. Дальше ещё вспомним Стругацких.

Предательство, как расщепление

Двуличие. «Двойное бытие – абсолютный факт нашей эпохи и никто его не избежал» (Надежда Мандельштам, воспоминания, по А.Кузнецову).

Все ли сегодня знают, кто такой сексот? Стукач? Но ведь абсолютный факт (и нашей эпохи тоже), это не только про них. Расщепление – наша форма существования. Мы приучаемся с детства, где и что можно говорить, молчать.

В 2015г случился поразивший меня факт. Светлана Давыдова – «просто женщина» (домохозяйка) из Вязьмы, Человек с чёткой и активной гражданской позицией, мама семи несовершеннолетних детей, оказалась в СИЗО с обвинением в госизмене, в выдаче военной тайны. Она позвонила в посольство Украины и сообщила о переброске войск в Донбасс, получив эту информацию в автобусе. Для меня эта история стала камнем преткновения. Значит можно? Я познакомилась с этим Человеком в фейсбуке. У неё постоянно такая гражданская позиция, она публично и официально высказывает и властьдержащим и о них то, что думает, пытается изменять непорядочность…

Много ли среди нас таких?

Эфроимсон: «Палачи, которые правили нашей страной, – не наказаны. И до тех пор, пока за собачью смерть Вавилова, за собачью смерть миллионов узников, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни одного из палачей – никто из нас не застрахован от повторения пройденного. Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отвечающие за каждый свой поступок, за каждое свое слово – наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру. Я призываю вас – помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!»

Как говорит М.Жванецкий, «читая совесть – признак плохой памяти». Или как говорил Е.Лец: «Чистая совесть – не бывшая в употреблении».

И мы забываем. Каждый день. Потому что помним другое – страх.

«Поэтому, мы отказываемся быть теми, кто мы есть, начинаем обманывать себя оправданиями и извинениями, и стараемся убежать от себя, предать себя, и найти убежище в неврозе, каким его определил еще Юнг: uneigentlich Leiden, в неаутентичном, недостоверном страдании». (Дж.Хиллман)

Предательство как месть/злость

Братья Иосифа продают его в рабство. Основной мотив – «просто» злоба, зависть. Известно, что многие сексоты, стукачи сдавали соседей или знакомых, обрекая на муки и смерть без очевидной корысти или других мотивов, кроме злобы. Можно ли тут говорить о предательстве? Не ясно. Ведь преданности никакой не было. Думаю, вопрос не так уж принципиален. В конце концов предательство порождается преданностью в основном, но они не равнозначны.

Предательство, это действие, совершаемое над другим человеком, когда он помимо собственной воли полностью (или по большей части) передается в чью-то власть (людей или обстоятельств).

Думаю, список причин и поводов можно продолжать бесконечно (хотя в основном это будут вариации на тему страха).

Вот Валерий Панюшкин в «Апологии трусости» написал: «… Человек слаб. Правильное отношение к коллаборационистам было выработано еще диссидентами в шестидесятые годы. … Мало ли какие мотивы могли быть у известного артиста, музыканта, спортсмена, заложившего Путину свое имя. Например, молодость, когда людям кажется, будто их амбиции что-то значат и должны быть реализованы. Старость, когда людям кажется, будто они заслужили покой и будто не должно больше у них в жизни случаться никаких катаклизмов. Бедность, когда людям кажется, будто они заслуживают больше, чем имеют. Богатство, когда люди думают почему-то, что не должны потерять нажитого. Ум, когда людям кажется, будто у них хватит мозгов обыграть дьявола. Глупость, когда люди просто беспечно дьяволу верят. Есть миллион причин, по которым человек может стать коллаборационистом. Я вот, например, боюсь высоты. Я боюсь высоты панически. Я бы не стал сотрудничать с теперешней властью ни за миллион долларов, ни за миллиард, но выведи меня на совершенно безопасный балкон десятого этажа, подержи меня пять минут на этом балконе, и через пять минут я подпишу что угодно, потому что высота совершенно парализует мою волю, и справиться с этим у меня нет никакой возможности. А чью-то волю парализует слава, а чью-то — страх, а чью-то — любовь, а чью-то — самоотвержение».

Ну и напоследок о причинах

С некоторых пор стала замечать, что меня неприятно раздражает безобидное слово «просто». Оно стало как-то слишком часто употребляться в связке с глаголами «просто сделал», «просто не сделал», «просто сказал», «просто подумал» (тут как раз противоположное обычно подразумевается).

«Просто» - некое «простейшее», наглое оправдание всего и вся. И частенько (у детей особенно) бывает и «просто предательство». Возможно, оно как раз и есть то генетическое, врожденное и потому не имеющее разумных объяснений и смыслов….

Чувства

Б.иГ.Стругацкие «За миллиард лет до конца света» - чудесный роман полностью о нашей теме, о Герое (обычном советском учёном, совсем не похожем на рыцаря в сверкающих доспехах), преданность которого своему даймону – науке- подвергается жестокой проверке.

«- Мне нечего обсуждать, - сказал я. – У меня – Бобка. И эти мои собственные слова вдруг словно включили во мне что-то. С того момента, как я прочитал телеграмму, все мысли и чувства были у меня как бы анастезированны, а сейчас вдруг разом разморозились, заработали вовсю - вернулись ужас, стыд, отчаяние, ощущение бессилия, и я с невыносимой ясностью осознал, что вот именно с этого мгновения между мною и Вечеровским навсегда пролегла дымно-огненная непроходимая черта, у которой я остановился на всю жизнь, а Вечеровский пошёл дальше, и теперь он пойдёт сквозь разрывы, пыль и грязь неведомых мне боёв, скроется в ядовито-алом зареве, и мы с ним будем едва здороваться, встретившись случайно на лестнице… А я останусь по сю сторону черты вместе с Вайнгартеном, с Захаром, с Глуховым – попивать чаек, или пивко, или водочку, толковать об интригах и перемещениях, копить денжата на «Запорожец» и тоскливо и скучно корпеть над чем-то плановым… Да и с ними будет тошно встречаться, тошно будет глядеть друг на друга, и придется покупать водку или портвейн, чтобы скрыть неловкость, чтобы не так тошнило… Конечно, останется у меня Ирка, и Бобка будет жив-здоров, но он уже никогда не вырастет таким, каким я хотел бы его вырастить. Потому что теперь у меня не будет права хотеть. Потому что он уже никогда не сможет мной гордиться. Потому что я буду тем самым папой, который «тоже когда-то мог сделать большое открытие, но ради тебя…». Да будь она проклята та минута…»

В этом отрывке очень точно описываются переживаемые предателем чувства.

Сначала: чувства «анестезируются». Блажен, кто уверен в правоте единственно-верного решения. Например: «ради детей!» или «за Родину», «за веру!»… И Чувства вытесняются. Они могут вылезти неврозом, психозом, соматикой…. Но это потом.

Наше эго защищается от факта предавания очень активно и мощно. Сколько может. Но в какой-то момент чувства прорываются.

Чувства: ужас, стыд, отчаяние, ощущение бессилия. Близко к ПТСР правда?

То от чего мы старательно защищались активными действиями с анестезией чувств - Травма.

Дополнительным грузом, мощной плитой придавливает Одиночество. Никто не поймёт. Поддержки не будет. Тем ради кого мы предаём – не нужно. Они точно скажут – зачем? Не надо! Такие же как мы? – мы будем стыдиться и избегать друг друга.

Конечно, есть близкие: любящие нас люди, друзья. Но как ужасно увеличивают боль их утешающие слова: «ты всё правильно сделал», «так всем будет лучше», «ты не мог иначе»…

Единственные мысли – обратная перемотка. Мы прокручиваем и прокручиваем. Бесконечно фантазируя о возможностях избежать, о каких-то виновных, обстоятельствах, нереальных вариантах вроде «вообще не родиться»… Это расковыривание болячки, это кувыркание в петле, единственное на что мы способны?..

Отчаяние.Травма.

Это важно заметить, предательство – травма. Видимо начиная с того самого раннего младенчества, когда нас всех, только что родившихся, забирали от матери в общую детскую палату и кормили по кем-то придуманному расписанию, мы и имеем некую нормальную травму. Которую повторяем в разных вариациях всю жизнь. Которая порождает агрессивное суперэго, регрессирующую самость, непримиримые конфликты внутри психики, которые, будучи нацелены на выживание, делают жизнь плохо выносимой. Тут я останавливаюсь, потому как тема травмы огромна, и читать о ней надо у Винникота и Калшеда.

Воля

Это то, что мне хочется здесь упомянуть. Чтобы мы не забыли. У меня нет рецептов. Но хочется помнить о воле. Она оказывается на переднем крае мучений во время предательства. Я бы даже выразилась так: именно она и болит. Ибо мы вынуждены принимать решение, проявлять волю, одновременно ощущая отчаянное бессилие и узость выбора.

Последняя и м.б. главная иллюстрация (потому как наиболее полная).

Фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe, 2005. Режиссёр:Эндрю Адамсон) Фильм выбран был мной для иллюстрации темы на воркшопе. Этот современный эпос очень подходит для юнгианского пространства и довольно чётко показывает мифологию становления личности.

Я рекомендую именно фильм. Книга Клайва Стейплза Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (по которой он снят) безусловно гениальна. И гениальна в том числе тем, что без большого прописывания подробностей и деталей, она оставляет огромное пространство для творческой фантазии. Благодаря великолепной режиссуре и яркой игре актёров в фильме наша тема демонстрируется, как говориться, от корки до корки. Здесь мне придётся просто пересказать часть эпизодов.

Фильм начинается с бомбёжки в Лондоне во время второй мировой войны. Мама и четверо детей Питер, Сьюзан, Эдмунд и Люсси бегут в убежище. Но Эдмунд неожиданно бросается обратно в дом, проявляя непослушание. Он хватает портрет отца, ушедшего на фронт. Мы видим мальчика в начале подросткового возраста, конфликтующего с сиблингами (особенно старшим братом), явно очень привязанного к отцу, но покинутого им.

В следующем эпизоде и мать вынуждена оставить его, отправив в эвакуацию. В отличие от сестер и брата Эдмунд не может смириться и принять потерю родителей, воспринимаемую (не осознанно) как предательство. Предательство родителей, непонимание, обида, невозможность прожить это…

Далее четверо наших героев, красиво отражающих 4 части зреющей личности, попадают в некое переходное пространство не своего большого дома, одновременно зачаровывающего и пугающего. Люсси – младшая, олицетворение Ребёнка, первая попадает в сказочное пространство Нарнии и встречается с фавном Тумнусом (Тамнусом)

М-р Тумнус не смог быть предателем. Он первый в фильме поднимает эту тему. Приглашая в гости Дочь Евы, он запирает дом и собирается передать её в руки злой колдунье. Однако, этот персонаж очевидно светлый (белый и пушистый), преданный памяти своего положительного отца…. При помощи Люси он принимает верное решение, раскаивается и сам потом становится жертвой.

В данном случае наш герой-предатель – Эдмунд. Встреча со злом. Эдмунд попадает в Нарнию вторым. Он расстроен, обижен, напуган, ему в общем плохо. В таком состоянии происходит его соблазнение Снежной Королевой. Сначала он случайно сказал про фавна. И ведь действительно случайно. Он лишь через некоторое время поймёт, что это было. Потом он получает угощение – сладкое (рахат-лукум в серебре). Не стоит забывать – война. Мальчик видит, как может волшебным образом преображаться действительность, исполняться желания… А главное желание у него самое что ни наесть возрастное: стать выше. Если не физически, то статусно, реализовать амбиции младшего сиблинга, потешить нарциссическую травму. Он ещё не предал, но заглотил крючок. И сам не может этого не чувствовать. Итог, восклицание Люси: «да на тебе лица нет!»

Потом враньё уже ложится слоями с обидами. Эдмунд прячет глаза, сутулится, отмалчивается и врёт. Гнетущая ситуация и путь один – на тёмную сторону. Вот как описывает это Клайв Льюис: «Мы подошли с вами сейчас к одному из самых позорных эпизодов во всей этой истории. Эдмунда ужасно тошнило, он дулся и был сердит на Люси за то, что она оказалась права, но он все еще не знал, как ему поступить. И вот, когда Питер вдруг обратился к нему с вопросом, он неожиданно решил сделать самую подлую и низкую вещь, какую мог придумать. Он решил предать Люси. – Расскажи нам, Эд, – попросила Сьюзен. Эдмунд небрежно обвел их взглядом, словно был куда старше Люси – а на самом деле разница между ними была всего в один год, – усмехнулся и сказал: – А!.. Мы с ней играли… в ее страну. Будто ее страна в платяном шкафу существует на самом деле. Просто для смеха, конечно. Понятно, там ничего нет. Бедная Люси только раз взглянула на Эдмунда и выбежала из комнаты. А тот с каждой минутой делался все хуже и хуже. Чтобы окончательно унизить сестру, он добавил: – Ну вот, опять за свое. Что с ней такое? Морока с этими малышами! Вечно они…»

Именно этот «незначительный» момент, когда Эдмунд врёт сестрам и брату, является переломным, моментом предательства, поворота к тёмной стороне, которая уже зовёт и притягивает его. И он уходит. Это тоже частый вариант развития событий, разворачивания предательства. «Просто сказал» - «сделал свой выбор, ну и что?!»… Но на этом остановится получается редко. (Заметьте, типичное подростковое предательство-сепарация так разворачивается часто: прогулялся с друзьями – выпил - … - украл банку пива в магазине - … - вынес из дома ценности).

Тёмная сторона требует всех. Ей нужна вся личность целиком. Ни одному предателю не удаются попытки спрятать и удержать на светлой стороне какие-то части себя. Хотя большинство делает старательные попытки расщепления. (Помните, как герой Стругацких болезненно осознал, что не сможет быть хорошим отцом, предав свои ценности). Кроме того художественные средства фильма чётко передают: тёмная сторона, есть тёмная сторона. Какой бы трон не стоял там для нас, как бы не манил рахат-лукум, там лишь мука одиночества, заточения.

Возвращение предателя к своим. Эдмунд готов раскаяться. Ему повезло. Мифологические силы вырывают его из плена зла, и он встречается с Мудрой Самостью – Львом Асланом. Их разговор не доступен никому. Это сверхлично. И Самость принимает его, и вслед за ней принимает Ребёнок, Анима и позитивный героический Анимус – куда уж ему деться теперь («иди поспи и больше не теряйся!»). Однако, предательство не может быть просто так ассимилировано и прощено. Искупить предательство можно только жертвой. Это закон.

Если нам кажется, что мы избежали жертвы, только Ребенок замечает что что-то не так. Зло возвращается и требует жертву, напоминая «иначе вся земля превратиться в пустыню». Даже если мы принимаем этот закон, как бы нам хотелось, чтобы жертва произошла как-то незаметно, случайно… В нашей традиции уже давно нет порядка жертвоприношения. И решается этот вопрос в закрытом шатре между высшими силами души. И все рады, что найдено какое-то решение и согласны не знать какое… Опять только Ребёнок чувствует неладное. И истинной беззаботной чистой радости нет места в жизни.

Самое страшное. (Мой младший сын всегда перематывает это место, да и я бы с удовольствием). Это ночь. Бессонница и ночной кошмар наяву. Лев мёртв. Ничего изменить нельзя. Мрак потери. И слёзы ребёнка. Да, это так. Жертва всегда есть, должна быть. Нужен козёл отпущения. В эпосах жертвой часто становятся родители героев, другие члены семьи, друзья… И в жизни кто-то должен умереть, хотя бы кошка или хомяк. В индивидуальной психике – это потеря одной из частей (чаще всего Самости или Ребёнка), контакта с ней. Но всегда потеря. Кого бы мы не предавали, мы предаем Себя, Самость.

Но в отличие от другого, Самость не может уйти навсегда. Когда новая воссоединенная личность вступает в бой со злом Самость обретается снова. Мы восстанавливаем контакт с ней. Но восстановленный контакт всегда уже не то, он остаётся с потерей.

И вот завершение первой истории про Нарнию. История завершается коронацией, и затем возвращением в обыденную реальность.

Четыре короля на троне (четыре части подросшей личности): Люси – Отважная (Ребёнок приобрёл/закрепил это важное для него свойство), Сьюзен – Милосердная (Анима со своей важнейшей функцией), Эдмунд – Справедливый, Питер – Великолепный (две части Анимуса). Это очень важный момент. Два брата, примирившиеся, вставшие рядом, дополняющие друг друга, Великолепный Герой и Справедливый.

Всегда задавалась вопросом: откуда она берется – справедливость?

Тот, кто знает, как правильно, как надо?

Тот, кто был обижен и предавал – он знает. Он говорит чуть повышенным голосом с нажимом и взгляд его с правотой вместо любопытства. «Ты сделаешь уроки, а потом пойдёшь играть». «Вы не заслужили премию». «Будет справедливо, если мы сделаем так…».

Никакая власть не возможна без этой сыпучей, абсурдной, но столь необходимой идеи справедливости. Заметьте в гражданской войне обычно два фронта: одни за присягу, другие – за справедливость.

И вот, что пишет Хиллман: «Иными словами, наше заключение на вопрос: "Что означает предательство для отца? " может быть сведено к следующему: способность предавать других очень близка к способности руководить другими, вести за собой других. Полное отцовство включает в себя обе способности».

Видимо здесь мне и надо добавить о феминном и маскулинном в теме. Они тут круто замешаны. И лучше об этом читать у Джеймса. Но в фильме «Хроники Нарнии» это тоже отражено весьма точно. Предательство совершается мужчиной/мальчиком, но под воздействием, спровоцированное Женщиной, сначала матерью, потом мачехой (Снежная Королева предлагает усыновить его, сделать наследником).

Ну вот, Мы поблуждали по мифам, классификациям, рассмотрели предательство с разных сторон. Для меня это такой болезненный, очень болезненный нарциссизм. Нарциссизм Дориана Грея, тщательно рассматривающего портрет (много месяцев). Ведь у О.Уайльда, там и не про старость собственно, которой мы себя запугали, а про проявленность и непроявленность порока.

Остался вопрос, который бесконечно звучит (иногда только стоном) в спальнях, тёмных садах и светлых кабинетах аналитиков.

Можно ли с этим жить? Как с этим жить?

Тупой ответ: а как все.

Как Авраам жил ещё век после того, как занёс нож над сыном, как жил Иаков, и жила Ревекка, толкнувшая его на предательство, как живут миллионы женщин, сделавших аборты и мужчин-соучастников… Как живём мы все в России слыша и не слыша призывы Солженицына и Эфроимсона, отдающиеся в крови и мозге…

«Человек исполнен предательством. Это слово не сильнее, чем жизнь». (Дж.Хиллман)

Вот как заканчивается «За миллиард лет до конца света» Стругацких:

«И я опустил глаза. Я сидел скорчившись… и повторял про себя – в десятый раз, в двадцатый раз, повторял про себя: «… с тех пор всё тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы».

Это стихотворение «Трусость» Ёсано Акико (1878-1942) перевод Веры Марковой:

«Сказали мне, что эта дорога

Меня приведет к океану смерти,

и я с полпути повернул обратно...

С тех пор все тянутся передо мною

Кривые, глухие окольные тропы…»

Не потому ли самурайское правило: Из двух «или» выбирай смерть. Хотя мы не самураи, наша смерть, тоже может быть предательством

Мой воркшоп закончился этим. Я потом закопала козла-отпущения. Но Вас, читатель, я не могу оставить с этим. Поэтому…

Итог/Эпилог

Да, жить с предательством не многим легче, чем умереть. А кто говорил, что будет легко?

Но как? Хиллман пишет о прощении:

«…предательство может не иметь другого положительного результата, кроме прощения, и это переживание прощения возможно только, если человек был предан. Такое прощение является прощением, а не забыванием, является воспоминанием о ложном, несправедливом, неправильном преобразовании внутри более широкого контекста, или, как сформулировал это Юнг: горечь соли превращается в соль мудрости. Эта мудрость, как София, снова является женским (феминным) вкладом в маскулинное (мужское), и способно обеспечить более широкий контекст, который одна только воля не может обеспечить для себя. Мудрость необходимая здесь, заключается в том, чтобы союз любви с необходимостью, в конечном итоге, текущий свободно через человеческую судьбу, смог бы примирить нас с тем или иным событием. Подобно тому, как доверие содержит в себе семена предательства, так и предательство несет в себе семена прощения. Это могло бы стать ответом на последний из наших изначальных вопросов: "Какое место в психологической жизни человека вообще занимает предательство"?. Ни доверие, ни прощение не могут быть полностью осознаны без предательства. Предательство является темной стороной обоих, наделяя их смыслом, делая их обоих возможными».

Да. Прощение, мудрость… И да и нет. Таков мой ответ на вопрос «прощаю ли я предательство?» (себе в первую очередь). А Вы? Мне больше подходит принятие. Принятие прощённого и непрощённого. Принятие, как основа духовности. Как единственно возможный выход, если Жить. Принятие себя, другого, факта предательства и жертвы…

Переживание – важное слово и процесс. Отвернитесь от того, кто не подумав скажет: «не переживай!». Переживайте. Нужны по-настоящему понимающие и со-страдающие люди. Те, что тоже бродят окольными тропами, умея это сносить и честно переживать.

А ещё принятие того, что всякое действие = намерение + усилие + божественная милость. То есть хорошо бы учиться формировать чистые намерения, прилагать честные усилия и вовремя доверяться мудрости Вселенной.

Милое, июль2015-окт2016