Любят ли ваши дети походы в музеи? Сколько времени ребенок может удерживать внимание на лекции экскурсовода? Обычно - это первые пятнадцать минут, затем сознание большинства детей отключается. Информация, которая преподносится зрительно и на слух, усваивается частично и не полностью. И я предлагаю включать в познание тело, предлагаю ставить перед детьми задачи и вопросы, которые им нужно будет решить и открыть. Просто ли каждому ребенку в музее стоять около часа и слушать экскурсовода? Это интересно далеко не всем. А как сделать так, чтобы дети увлеклись познанием и не то чтобы не ждали окончания экскурсии, а провели в познании, творчестве и открытиях несколько часов незаметно для себя? Это может сделать каждый родитель лучше любого экскурсовода!

 

Прежде чем идти в музей, можно заранее распечатать экспонаты того зала, в который предполагается поход. И лучше, чтобы это был один зал, а если несколько, то объединенных одной темой, чтобы произошло погружение детей в культуру. Можно нарисовать карту, где изображены экспонаты зала, которые детям предстоит найти. С обратной стороны карты можно написать новое для детей слово, которое предстоит прочесть, когда карта будет собрана. А чтобы было еще интереснее, написать слово зеркально и предложить прочесть его в отражение карманного зеркальца. Далее разрезать карту на части. Карта, поделенная на части-экспонаты перетасовывается и предлагается детям, чтобы каждый вытянул свою часть и нашел изображенный на ней экспонат. Предложить детям прочесть про найденный экспонат то, что около него написано и сочинить свою историю про него, свою сказку, стих или песню. Дети разбегаются по залу, ищут, сочиняют, потом вновь собираются вместе, чтобы увидеть кто что нашел и послушать историю про найденный экспонат. В процессе можно загадывать детям загадки и давать точные исторические справки, помогая сочинять или отгадывать. Далее дети собирают карту вместе и, перевернув ее, разгадывают, глядя в зеркальце, зашифрованное слово и знакомятся с его смыслом. В процессе творчества, дети спрашивают: “А что это за знак, что это за символ, почему такого цвета?” И так далее. Если дети не спрашивают, то спрашивать нужно у них.

 - Как вы думаете - почему здесь изображено это? Почему такого цвета? Зачем? и тд. Дети сами открывают изучаемую культуру, дают множество неожиданных ответов. В результате дети проводят в одном зале - 2-3 часа и не замечают этого! Когда мы ходим подобным образом в музеи, часто нас просят освободить зал по причине окончания работы музея.

Перед тем как пойти в картинную галерею, можно поиграть с детьми в лото с теми картинами, которые предстоит увидеть. Почитать с ребенком стихи, написанные к этим работам, сочинить мелодии к этим стихам, сочинить собственные стихи по картине или сказки. А оказавшись в картинной галерее, например, в Третьяковской, отправиться на поиски знакомых произведений искусства. И в момент, когда происходит встреча, обычно - это восторг и радость! Дети встречаются с произведениями искусства уже как с любимыми друзьями - они о них размышляли, сочиняли, творили вместе - и вот теперь можно встать перед картиной и спеть ей гимн-песню, которую сочинили, прочесть стих и подарить ей новую историю-сказку о ней. Путешествие по галерее превращается в творческое общение с друзьями- произведениями искусства!

Вот одна из сказок, которую дети сочинили в Третьяковской галерее по картине Верещагина “Апофеоз войны”:

 

“После жестокой битвы был разрушен город, и все жители погибли. Захватчики сложили пирамиду из черепов. А души умерших переселились в птиц и поселились снова в этом городе. Птицы вороны создали семьи и свили гнезда на мертвых деревьях. Так в этом мертвом месте началась новая жизнь. Птицы не ведут войны, а просто живут в мире и радости. Но это место не было радостным. Тогда птицы полетели далеко-далеко в те места, где растут деревья и травы. Увидев поле пшеницы, они собрали зерна в клювы и принесли их в то место, где прошла война, превратившая землю в пустыню. Птицы вороны бросили в землю зерна, и они проросли. Скоро поле битвы покрылось спелой золотой пшеницей. И сюда стали приходить люди, чтобы собрать зерна и сделать для себя хлеб. Все-все могли приходить, без магазина. Вот так души умерших продолжали жить и творить мир.” (Сказку сочинили ученики "Международной школы в движении": Леон, Эвелина, Егор, Лука).

И даже если не подготовиться к музею заранее, главное - не забыть припасти вопросы и задавать их как можно чаще - пусть Ваш ребенок будет Вашим экскурсоводом! Вместе с детьми можно открыть гораздо больше, чем Вам расскажут специалисты, и получить радость от совместного общения и общения с мировыми шедеврами, пытаясь разгадать их, понять их суть, а не слушая послушно что предложат думать об этом посторонние люди - экскурсоводы. Поход в музей - это еще и уникальная возможность совместного с ребенком путешествия на машине времени по эпохам. Здесь главное изменить точку зрения на то, что музей - это послушное стояние столбиком около экспонатов. Музей - это дверь в бесконечное количество прекрасных миров, в которые Вы с Вашими детьми можете войти, держась за руки, шутя и смеясь, творя, вдохновляясь и вдохновляя друг друга! В музей хорошо взять с собой - альбом и мелки для зарисовок, блокнот для записей мыслей, сказок, стихов.

Часто мне бывает стыдно перед детьми за смотрителей музеев, одергивающих непрерывно: "Не трогать, не бегать, не разговаривать, не петь, не дуть". Я считаю, что музей - это дом муз, храм муз, а не их кладбище! И призван не только хранить произведения искусства предоставляя их для осмотра, но призван самими музами к творчеству. В музеях нужно учиться вместе с детьми - сочинять, петь, танцевать, размышлять о мудрости, рисовать...

Сказки в музее. "Потерянный свет". Бали, город Убуд.

 (Как освобождаться от страхов). "Однажды девушка пошла за водой. Но вдруг свет во всех окнах деревни погас. Сумерки сгущались, и скоро стало совсем темно. Это злая колдунья погасила огонь во всех домах и погрузила мир в вечную тьму, закрыв солнце мрачными тучами. Сама колдунья жила в темноте и боялась света и огня.

Внутри нее была только чернота, вместо глаз была черная пустота. Тогда девушки деревни, которые хотели принести в кувшинах воды, подхватили кувшины, превратились в белых птиц и полетели все выше и выше в небо искать солнце. Они пролетели сквозь темные тучи. Подлетев к самому солнцу, девушки зачерпнули в кувшины огня и вернулись домой. Коснувшись земли, они сразу превратились снова в девушек, а свет из кувшинов осветил все вокруг, разогнал тучи, и в мире вновь засияло солнце.

Девушки принесли огонь в свои дома, и он снова запылал в очагах и лампах. А потом они пошли со своими кувшинами к колдунье, которая боялась света и показали ей огонь с солнца. Этот огонь проник в ее пустые глазницы и наполнил ее изнутри. С тех пор она перестала быть колдуньей, потому что из нее лился свет".

(Сказку сочинили ученики "Международной школы в движении": Василиса, Соня, Алиса, Митя, Вероника, Мирослав).

"Кто пишет картину нашей жизни?" "Облака из слов". Бали,  Арма-музей. “ Жил-был один писатель. Он написал рассказ про небо и облака, а в облаках жили разные существа. Облака были живые, они состояли из букв и слов, у каждого облака была своя история. Каждая история была из слов, а слова из букв. И вот одна буква думала, что она одна такая на свете, а потом заметила справа и слева от себя другие буквы, и что они отличаются от нее. Тогда она подружилась с ними. И они обнаружили, что вместе они составляют слово "Мир". Буквы рассказали ей, что рядом есть еще буквы и слова "судьба", "жизнь", "дорога"... Они знакомились с новыми и новыми словами и поняли, что вместе они образуют рассказ. Им было интересно узнать о чем он. А в небе летали самолеты и их жужжание не нравилось облачным существам. Люди в самолетах смотрели в иллюминаторы и читали истории. Там были даже "Хроники Нарнии"! И мантры облачных слов проплывали мимо. Облачные существа сделали самолет состоящим из слов. Самолет перестал моторно-муторно жужжать, теперь он тоже рассказывал историю - про нас, пришедших в музей смотреть на картину из слов. А слова образуют портрет писателя, создавшего эту картину. Мы с вами тоже буквы и, складываясь вместе, образуем слова. Вы какая буква? "А" или "Я"? Вот друзья пришли в гости: "М" и "Р", "Д" и "И"... И заиграли слова: "Рад" и "Мир", "Дар" и ... (Сазку сочинили ученики "Международной школы в движении": Егор, Василиса, Мир, Митя).

 Статья была опубликована в журнале "Игра и дети".