Все записи
15:19  /  14.11.16

11965просмотров

Зачем детям школа? Какие результаты могут быть у детей по окончании, если изменить подход. Интеграция мировой культуры, межпредметный и межкультурный диалог.

+T -
Поделиться:

Связаны ли предметы школьной программы между собой? Обычно это нарезка разрозненных знаний. Темы русского языка не связаны с темами уроков литературы, окружающего мира, рисования, труда-технологии. У детей в результате нет целостного восприятия образования, нет понимания цели, к которой ведут его преподаватели. Каждый преподаватель в свою очередь видит цели и задачи только своего предмета и не знает целей остальных предметов. Помните в фильме "Приключения Электроника" - учителя видят в Электронике только свою часть, которую можно развивать и не согласны с другими учителями, которые усиленно ведут его каждый к своей цели. Только дети - не Электроники, у каждого ребенка свой талант и предназначение. Современное образование похоже на басню - "Лебедь, рак и щука", каждый тянет в свою сторону, будучи убежден, что именно так и именно туда надо привести детей. Неудивительно, что мотивация в обучении у большинства детей отсутствует. Если у учителей нет понимания целостного процесса школьной программы и дискретное мышление, то откуда возьмется у ребенка желание изучать все, что предложила ему школа? И дети не понимают - зачем. А если бы понимали?

Дети заканчивают школу, нашпигованные теоретическими знаниями, большую часть которых не берут с собой во взрослую жизнь, забывая сразу, после окончания и сдачи ЕГ. А если бы дети выпускались из школы, уже обладая множеством прикладных знаний и умений, владея уже несколькими профессиями?

К 16 годам в 19 веке юноша в деревне уже умел дом сложить, вспахать поле, выковать топор или косу и т.д. А девушка умела вести хозяйство - умела готовить на всю семью, принести воды, истопить печь, ухаживать за скотиной, обрабатывать поле, ткать, шить, вышивать, прясть...

К 16 годам девушка в аристократической семье умела управлять хозяйством в доме, владела несколькими видами рукоделья, знала два - три языка, играла на музыкальном инструменте и пела, прекрасно танцевала, рисовала. Девушка была полностью готова к дальнейшей взрослой жизни.

К 16 годам юноша в семье аристократов был практически готов к государственной службе - владел несколькими языками, знал всеобщую и русскую историю, географию, физику, астрономию, арифметику и геометрию, прекрасно рисовал, играл на музыкальном инструменте, танцевал, и владел знаниями архитектуры настолько, что мог заниматься руководством строительных работ в усадьбе, молодой барин должен был уметь начертить план и фасад постройки, составить смету и осуществлять контроль над строительными работами.

Но целостности образования и в царской России не было.

В современной системе образования дети выходят из школы в большинстве случаев, не владея ни тем, чем владели дети крестьян, ни тем, чем владели дети аристократов, пребывая в страхе перед будущим, часто не зная какое выбрать призвание и профессию (если же знают и хорошо подготовлены к поступлению в институт - это заслуга чаще всего родителей). А именно с этим нужно работать в школе, чтобы у детей не было страха перед жизнью, чтобы была уверенность в своих силах, талантах, умениях, чтобы была радость от того, что уже владеют различными ремеслами, профессиями, приносящими реальную пользу окружающим и радость детям. И это возможно! Если думающие учителя и директора школ сплотятся вокруг этих целей - подарить детям радость познания себя и мира, подарить уже в школе владение реальными профессиями.

Размышляя о разрозненности, дробности школьного образования и оторванности от жизни, я создала авторскую программу, где объединила все предметы школьной программы мировой культурой и внесла проектную деятельность и знакомство с профессиями. МХК идет первым уроком, и тема, заявленная на этом уроке, проходит сквозь все предметы. Если мы изучаем Древнюю Русь, например, князя Олега и Сергия Радонежского, то на уроке русского языка, мы пишем диктанты, связанные с Олегом и Сергием, учитель заранее подбирает тексты, чтобы в них встречались те правила, которые нужно усвоить - например, найти наречия или местоимения в тексте и определить разряд местоимений.

На уроках математики решаются задачи, связанные темой - решить задачу с войсками в Куликовской битве. В более младших классах, когда изучаются русские сказки, на математике складывают не абстрактные палочки и яблоки, а бревна избы - сколько нужно на строительство, вычисляется площадь не абстрактных домов, а Кремля или конкретного храма. Дети понимают, что вроде бы абстрактная математика имеет конкретное прикладное значение. Также детям даются проектные работы, где они выступают как архитекторы, применяя знания математики.

На уроках рисования дети рисуют не абстрактные натюрморты, композиции, пейзажи, а натюрморты на тему Древней Руси, пишут пейзажи тех мест, где жил Сергий, выезжая на пленэр, на уроках композиции создают декоративные работы на эту же тему.

На уроках музыки поют песни, посвященные Олегу, Сергию. И театрально проживают эти истории - создавая костюмы, декорации и перевоплощаясь в героев изучаемой эпохи.

На уроках труда создают проекты мебели в дрвенерусском стиле, дизайн одежды с элементами русской народной,боярской, купеческой и княжеской одежды.

Посещают музеи - если изучаем русские сказки - едем в дом-музей Васнецова изучать его сказочные картины и сочинять собственные сказки в его мастерской-горнице. Если изучаем Сергия Радонежского - едем в Радонеж-Хотьково-Сергиев-Посад. Посещаем Третьяковскую галерею, Центр Искусств Москва, где находятся работы Нестерова, посвященные Сергию, Пересвету и Ослябе, которых он отправил на Куликовскую битву. В Центре Искусств оживляем картины, посвященные Сергию, Пересвету и Ослябе звуком голоса, создаем пластические этюды, проживая историю и сюжеты картин.

Много времени на уроках уделяется творчеству детей - они сами создают музыку к стихам, например, про Сергия. Если изучаются сказки Пушкина - дети сами сочиняют музыку и получаются детские оперы. Дети сочиняют стихи на уроках литературы, пословицы и поговорки на изучаемую тему. На уроках математики сами создают задачи, связанные с темой. И завершается четверть праздником с театральной постановкой и декорациями, приготовлением традиционной русской кухни...

И в результате изучения всех предметов школьной программы у детей есть практический результат по каждому предмету и целостное видение собственной культуры.

Также происходит, когда мы изучаем другие культуры. Если это культура Древнего Египта, опять же МХК идет первым уроком и объединяет остальные предметы. На уроке русского языка дети закрепляют правила русского языка, записывая мифы и сказки Древнего Египта.

На уроке математики мы вычисляем - площадь внутренней камеры гробницы пирамиды, находясь в самой пирамиде и тут же строим собственные гипотезы ее постройки. Например, путем измерения высоты саркофага и высоты входа в камеру, дети обнаружили, что саркофаг выше входа и сдедали вывод - сначала построили пирамиду до этого места, поставили саркофаг, а затем возводили стены далее, а не вносили саркофаг после строительства пирамиды.

На уроках музыки мы изучаем музыкальные инструменты, историю музыки и танца этой культуры и сочиняем собственные мелодии к лирике Древнего Египта.

На уроках рисования пишем натюрмотры с предметами этой культуры, пейзажи - выезжая на пленэр по Нилу, создаем композиции с декоративными орнаментами Древнего Египта.

На уроках технологии-труда мы предлагаем сделать проекты авторской мебели на основе сбора материала - копирования мебели Древнего Египта, авторские костюмы на основе сбора материала - копирования костюмов Древнего Египта, создаем игрушки-скульптурки на основе изучения мелкой пластики.

На уроках окружающего мира изучаем флору и фауну этой страны. И конечно, делаем театральные постановки, разыгрываем мифы и сказки, исторические сценки. И завершаем праздником, посвященным культуре Древнего Египта с традиционными угощениями, музыкой, танцами, театральными представлениями.

Таким образом, изученная культура становится частью жизни и опыта ребенка, его драгоценной богатой палитрой, которой он сможет пользоваться всю жизнь.И также мы изучаем любую другую культуру. В каждой стране мы дружим с международными школами, итегрируясь в них, учимся у них и дарим им праздники своей культуры.

В результате такого погружения, такого проживания, рождается понимание этой культуры, любовь к ней, уважение к этому народу, его традициям, обычаям, законам, искусству, науке и философии. Также у детей формируется критическое мышление - когда они изучают историю и культуру разных стран, сравнивают, сопоставляют, делают самостоятельные выводы.У детей появляется целостное видение культуры нашей планеты - от древности до наших дней.

При этом в школе индивидуальный подход, мы вместе выясняем то, что больше всего каждый любит, его таланты и предназначение. И у ребенка появляется целостное осознание себя в этом мире, этого мира и своего пути в нем. Я считаю - это большое богатство, которое мы можем дать детям!

И это может дать каждая школа, если мы действительно захотим целостности для своих детей. Новое видение образования можно приблизить, если задуматься КАК и делать реальные шаги навстречу нашим детям, навстречу прогрессу, навстречу целостности. Все в наших руках. Как в притче про бабочку - у каждого из нас в ладонях есть бабочка творчества, созидания, любви, полета к целостности, и только от нас зависит - сломать ей крылья, связать или освободить ее полет.

 

Читайте также

Новости наших партнеров