Как бы насчет Гейзенберга я ни решил, а сперва благодарю Мишу Аркадьева - это он меня "завел" на мои последние посты, включая настоящий. 

 

Не раз он высказывал ту мысль, что проявлением в мире свободной воли мы (человеки) обязаны квантовой неопределенности. Мне же эта мысль кажется, мягко говоря, абсурдной. Довод против нее я высказал на Мишиной странице в фейсбуке. Выкладываю его сюда вместе с комментарием моего оппонента.

Б. Миша, если твоя воля свободна, то в материальном мире она проявляется независимо от того, скован ли тот Лапласовым детерминизмом или чуток расшатан по Гейзенбергу. Чтобы в том убедиться, рассмотри любое свое действие, хоть сочинение сонаты, хоть облачение во фрак. Произведеннные им изменения в материальном мире управляются законами физики. Но из них никак не вывести не только смысла или мотива твоего действия, а даже начальных условий, в которых его производишь. Сталбыть, с точки зрения физики - хоть классической, хоть квантовой - действие по свободной воле не отличимо от вынужденного.

 М. Ничего подобного, Боря. Если бы физической мир был полностью детерминирован, никакого меня, никакой моей сонаты и никакого моего фрака просто бы не появилось. Это касается всего, думаю и появления жизни тоже. Сначала квантовый расшатанный мир - затем, благодаря этому, возможность проявления, осуществления в нем свободы (которая сама по себе может и не принадлежать физическому миру).

 

Дискуссию продолжаю здесь.  

 

С первым суждением согласен. Более того, не было бы даже атомов – ведь строение оных в рамках классической физики не объяснимо. Но дело в том, что для уравнений движения это никакого значения не имеет! Потому как они безразличны к истории.

Стало быть, и к выбору места и времени действия, и даже к самой фактичности оного. Ведь модальность этих уравнений исключительно сослагательная: если тело поместить в поле такой-то силы, то закон его движения будет таким-то. А каким образом оно там оказалось, и оказалось ли вообще – об этом тебе уравнения движения вовсе ничего не скажут!

 

Итак, характер изменения в материальном мире вследствие твоего действия и совершённость оного в таком-то месте и в такое-то время суть феномены разной природы. Первый никак не не зависит от того, совершил ли действие вынужденно или по собственной воле – в обоих случаях оно управляется законами физики: неважно, классической или квантовой. А вот на втором как раз и сказывается твоя воля – опять же безотносительно к тому, насколько материальный мир детерминирован.

 

Стало быть, Гейзенберг хоть и великий ученый, а возможностью действовать по собственной воле ты ему ни сколь не обязан.