Все записи
16:50  /  2.03.16

3015просмотров

Краудфандинг в России как новая форма финансирования

+T -
Поделиться:

С момента появления в России первой краудфандинговой платформы в 2012 году я дал множество интервью, где всякий раз звучит один и тот же вопрос, который не утратил актуальности и сейчас, спустя 3,5 года.  Отвечаю я на него примерно одно и тоже, объясняю значение термина краудфандинг, даю первичные знания об инструментах народного финансирования и о том, как ими пользоваться.

Если коротко, краудфандинг – это возможность получить средства на запуск бизнеса, для реализации творческих проектов или других идей. А также это предварительная продажа продуктов или услуг.  Комиссия за сбор при таком займе крайне низкая. Например, на  Boomstarter.ru  5%, и только при успешном завершении проекта, что оставляет позади любые другие варианты кредитования (банки в этом случае становятся абсолютно не актуальны). 

Конечно, чтобы получить хороший сбор на краудфандинговой платформе, нужно приложить усилия. Создать проект, включающий качественный текст, видеоролик на 2-3 минуты, объясняющий, кто вы, чем занимаетесь, на что вам необходимы средства. Подготовить сам продукт или идею (в идеале показать прототип, тестовый образец). Обязательно заранее продумать кампанию продвижения, в чем чаще всего краудфандинговые платформы сильно помогают, дают рекомендации, разъясняют какие каналы наиболее эффективны. Для любого проекта стоит использовать проверенный временем, успешный сценарий сбора, который включает составление краудфандингового медиаплана, e-mail рассылки, коммуникации с журналистами и блоггерами, работу с сообществами и группами и со своими друзьями в социальных сетях. И самое важное в проекте – это качественные, интересные вознаграждения, которые обязательно захочется купить! При этом важно помнить, что спонсор приобретает вознаграждение до того, как получит его в пользование. А это определенный уровень доверия, который нужно заслужить и беречь.

По сути, краудфандинг становится инструментом тестирования бизнес идей. Голосование рублем – самое эффективное исследование потребительского спроса. Автор может оценить, насколько перспективны его продукты, использовать платформу как яркий старт, привлечь внимание аудитории, т.е. применить краудфандинг как инструмент рекламы и PR.

По статистике, успешные проекты в России собирают суммы в нескольких миллионов рублей. Рекордсмены держатся на уровне 1-7 миллионов рублей. В отличии от США, где сборы измеряются в миллионах долларов – самый большой сбор у проекта  Pebble Time - $20 338 98.

Есть и еще одно существенное отличие западного рынка краудфандинга от российского. У нас самые большие сборы у творческих проектов в категориях кино и музыка. В Америке поддержку получают технологичные проекты, которых у нас пока маловато, хотя 2015 год показал их прирост.

Суммарные сборы краудфандинговых проектов в России на сегодняшний день составляют более 600 млн рублей. Добавить немного смелости нашим предпринимателям, осведомленности о возможностях народного финансирования, и мы увидим совсем другие цифры. Пока более выгодного способа получить начальный капитал или средства на развитие уже существующего бизнеса, чем краудфандинговый сбор, в нашей стране нет.