Все записи
МОЙ ВЫБОР 21:18  /  26.02.18

3721просмотр

Сам себя не похвалишь...

+T -
Поделиться:

Интересно,  как вы относитесь к пословице "Сам себя не похвалишь – никто не похвалит"? Я – неоднозначно.

С одной стороны, вспоминаю давний разговор одного своего клиента с нанятым им архитектором. Архитектор много рассказывал о том, какие связи он задействовал, чтобы согласовать улучшение проекта, а клиент ему в ответ немногословно: "Я же тебе плачу за это". После этого архитектор стоял как оплёванный, хотя он действительно много сделал. Но заказчик прав – ему озвучили немалую сумму, он заплатил, и какая ему вообще разница, что именно делал его архитектор за эти деньги?

Многие специалисты не стесняются себя расхваливать. Послушаешь их, так они для клиента горы свернуть могут: "Да я то, да я это!" Лет десять назад мне рекомендовали одного страхового агента – местечковый такой, немного похожий на актёра Джо Пеши, однако с репутацией. Хвалил себя, правда, не переставая, буквально соловьём пел. Сначала я готов был все бумаги подписать и всё заплатить, лишь бы прекратить его поток сознания и сделать так, чтобы он уже скорее ушёл. Потом он так надоел, что я больше не мог его видеть и общался с ним только через секретаршу. Потом уже и секретарша не могла этого выносить, так он всех достал.

С тех пор знаю – если у тебя нет химии с человеком, и он с самого начала тебя раздражает, с ним работать просто нельзя! А когда специалист хвалит себя, не переставая, и потом банально не может решить простой вопрос с ремонтом машины после аварии по вине третьей стороны без выплаты личного участия – это уже чересчур. Не хвалил бы себя так, может, и простил бы ему…

Некоторые коллеги-адвокаты очень любят себя нахваливать. Расскажешь адвокату о каком-то своём деле, а у него обязательно уже такое было и даже не одно! И он, естественно, его выиграл. К тебе пришёл большой клиент? У него уже три таких! Ты купил себе джип BMW? У него Шкода, и она обязательно лучше. А ещё он берётся за все дела подряд. Вначале с апломбом и непоколебимой уверенностью в себе – Яжетрамп! – обещает клиенту всех порвать и золотые горы, потом долго тянет, и вдруг оказывается, что выхлоп вовсе не такой большой. А чаще всего обнаруживается, что это клиент подвёл и всех фактов не рассказал.

Некоторые адвокаты – завидую им! – вообще, кажется, никогда не проигрывают дел: "Мы рады сообщить вам, что суд присудил заплатить оппоненту только двадцать тысяч, хотя изначальный иск был на тридцать пять". Неважно, что сумму иска изначально накрутили на те самые пятнадцать, если не больше – тоже адвокатские понты из разряда "а вдруг…", – и чтобы отбить лишние пятнадцать, можно было ещё до суда заключить компромисс, без оплаты десятки адвокату.

С другой стороны, иногда действительно делаешь для клиента намного больше, чем планировал изначально, и оснований просить дополнительную оплату как таковых нет, но так хочется, чтобы то, что ты сделал, не принимали как данность. Относишься к делу как к приоритетному, стараешься впечатлить клиента – сразу отвечаешь на письма, хотя в этом нет необходимости, подаешь защитное письмо через пять дней, хотя можно и через месяц, советуешься с коллегами-специалистами, хотя в принципе такая консультация платная, и платить за неё должен клиент. Некоторые оценят, но большинство подумает, что так и должно быть.

Бывает и хуже. Один коллега подал от имени клиента апелляцию в Верховный суд. Для принятия дела к слушанию, судья постановил внести в кассу суда тридцать тысяч залога. Клиент был в отпуске за границей, и адвокат мог бы попросить отсрочку. Но дело было довольно срочное, и адвокат, уверенный, что клиент сразу по возвращению всё возместит, внёс необходимую сумму в кассу суда. Клиент из-за границы вернулся, но деньги адвокату не принёс – не то, чтобы он не признавал задолженность, но как в "Приключениях Электроника", помните? То одно, то другое…

В итоге, адвокат то дело проиграл, но, к счастью моего коллеги, суд не присудил издержек, и через несколько месяцев залог вернули. Что теперь просить у клиента – проценты за временную невозможность пользоваться собственными деньгами? Коллега рассчитывал получить маленький рубль вместо большого «спасибо», но расстроенный результатом клиент даже «спасибо» не сказал.