Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:19  /  31.10.18

3436просмотров

Правильно оформить бумажки

+T -
Поделиться:

– Рома, не морочь мне мозги! – сказал недавно один из моих давних клиентов, из тех, кто, скорее, уже друзья, чем клиенты. – Я хочу продать этот дом так, как считаю нужным, а твоя забота только правильно оформить бумажки.

Нужно понимать, что слова «морочь» и «мозги» – это моя личная, чуть сконфуженная попытка заменить сказанное клиентом на самом деле на цензурное и печатное. Такая конфронтация с клиентом – это постоянная дилемма адвоката, ведь, по сути, у меня и каждого моего коллеги есть всего два вида клиентов – те, которые неправы, и те, которым нужно только правильно оформить бумажки.

Когда клиент настаивает на своём, например, при приобретении объекта недвижимости, адвокат, как правило, ограничивается выполнением его желаний, чтобы не потерять клиента, или уведомлением о том, что он отказывается выполнять эти желания и перестаёт представлять его интересы. Можно, конечно, быть умнее и, для того, чтобы сохранить клиента, выцыганивать из него мелкие уступки, направляя сделку в правильное русло, но не всегда на это хватает терпения. Ещё можно играть на краткосрочную выгоду и сделать в точности так, как требует клиент, сохраняя отношения с ним, в надежде, что всё как-то само устроится – ведь лучше поработать с этим клиентом ещё несколько месяцев или лет, пока не вскроется ошибка, и деловые отношения не будут окончательно прерваны.

На этапе, когда вскрывается ошибка адвоката, даже если он совершил эту ошибку по настоянию клиента, оправдания, что клиент сам так хотел, обычно не срабатывают, и адвокат неизменно остаётся крайним. Вспоминаю иск против адвоката-коллеги в связи с профессиональной халатностью – адвокат-ответчик утверждал, что истец, его бывший клиент и близкий знакомый, чуть ли не друг, настаивал на заключении сделки о приобретении квартиры в очень короткие сроки, в самый разгар праздников, когда у адвоката не было возможности проверить законность строения в градостроительной компании. На этот аргумент ему лаконично ответили, что в таком случае ему нужно было уволиться и не продолжать вести дело.

Когда адвокат решает действовать по своему усмотрению вопреки требованиям клиента, ему нужно быть железно уверенным в своей правоте и в том, что он не допускает ошибок. Разумеется, в случае благополучного исхода клиент не впечатлится утверждениями адвоката, что данный результат был достигнут благодаря выбранной им тактике – клиент будет убеждён, что поступи адвокат согласно настояниям клиента, был бы достигнут тот же самый положительный результат. 

Похоже, что чем выше благосостояние клиента, тем больше он уверен в себе и убеждён, что он точно знает всё лучше остальных. А адвокату-законнику-крючкотвору нужно только правильно оформить бумажки. Олигархи, например, уверены, что всё покупается и всё решается, они быстро устают от занудных адвокатских доводов и объяснений – они не про это, и им нужны результат и сроки. Их совершенно не волнует процесс. Рассказы о том, что влиятельные клиенты предпочитают профессионалов, которые им смело перечат, не более чем миф. Ничто так не раздражает влиятельного клиента, как попытка адвоката оспорить его правоту.

Один очень влиятельный человек рассказывал прилюдно, за ужином, среди десятков гостей, как в начале своей деятельности он добился милости главы государства, отказавшись пить вместе со всеми. Рассказывал как пример того, что для достижения успеха всегда нужно настаивать на своём. В разгаре одного из споров со мной этот самый человек – уже как клиент – сказал мне раздражённо: «Рома, зачем ты мне нужен? Ты всё время со мной споришь!» (понятно, что тут я опять заменил нецензурное слово, в этот раз на скромное «зачем»).

Я не умею просто оформлять бумажки и до сих пор не научился держать язык за зубами. Мне всё ещё не удаётся молча выдерживать нахрапистый апломб, и на меня не давят авторитет и харизма людей, которые не привыкли, что им перечат. В большинстве случаев, иногда даже когда не нужно, я всегда вставляю свои ЦУ, часто перечу клиентам и пытаюсь объяснить, почему прав я, а не они. Некоторые ценят меня за это, а многих это, напротив, раздражает и бесит до белого каления. Умей я говорить клиентам только то, что они хотят слышать, я давным-давно возглавлял бы престижнейшее адвокатское бюро в мегаполисе.

И, пожалуй, мне всегда комфортнее работать с клиентами, которые неправы. Почему неправы? Потому, что будь они правы, им не пришлось бы обращаться к адвокату. А для того, чтобы доказать их правоту, адвокату нужно было бы лишь правильно оформить бумажки.

Но клиент, который неправ, тоже должен быть неправ в меру, неправ адекватно. Среди клиентов, которые неправы, есть свои крайности: «Вы адвокат и вы знаете правильно, как защитить мои интересы» или «Я скажу в суде то, что вы посчитаете правильным. Научите меня». Такие клиенты меня особенно пугают – клиент должен быть сознательным партнёром адвоката, способным самостоятельно оценить тактику и «не спалиться» в суде. Вспоминаю долгие часы подготовки таких клиентов к предстоящим свидетельским показаниям, зубрёжку письменных декларации, заучивание правильных ответов на всевозможные вопросы. Всё для того, чтобы назавтра, не выдержав напряжения и одиночества на свидетельском мостике в центре зала перед враждебным судьёй, начать нести полнейший бред при перекрёстном допросе адвоката оппонента, напрочь забыв всё, что заранее обсуждалось и заучивалось.

– Ну как я был? – спрашивает после суда клиент, убеждённый в собственной эталонности в качестве непоколебимого свидетеля. Тут я обычно делаю вид, что просто обязан ответить на входящий телефонный звонок.

День, неделю, год адвокат начинает и заканчивает, лавируя между делами клиентов. Начинающие адвокаты и адвокаты, которые предпочитают спокойной работе в офисе адреналин судов (например, адвокаты, специализирующиеся на делах в сфере уголовного права), больше сталкиваются с клиентами, которые неправы. Как правило, чем больше у адвоката клиентов, которым только нужно оформить бумажки, тем успешнее этот адвокат. Не зря опытные и умудрённые годами адвокаты, которые в прошлом день и ночь проводили в суде, всё больше занимаются привлечением клиентов и посылают выступать в суды более молодых коллег.

Я же, похоже, буду и дальше продолжать совмещать приятное с полезным – заниматься делами адекватных клиентов, которые неправы (для удовольствия), при этом (для благосостояния) увеличивая количество клиентов, которым нужно только оформить бумажки...