Все записи
08:03  /  20.11.19

2721просмотр

Похищение детей — аспекты Гаагской конвенции и практика

+T -
Поделиться:

Вопросы похищения и вывоза детей за границу всегда актуальны. Не все знают, но большинство стран связаны международной конвенцией, которая позволяет ускорить возвращение ребенка в страну, из которой его забрали. Решил написать про аспекты Гаагской конвенции о похищении детей и о том, как нужно вести себя родителю, у которого похитили ребенка.

Итак, для начала, кроме Азербайджана, Киргизстана и Таджикистана, Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей действует во всех странах постсоветского пространства.

Целями Конвенции является обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в стране-участнице Конвенции.

Согласно положениям Конвенции, государства-участницы Конвенции назначают Центральный орган для выполнения обязанностей, согласно Конвенции. В Российской Федерации, например, это Министерство образования, а в Израиле - международный отдел прокуратуры при Министерстве юстиции.

Статья 7 Конвенции указывает, что в обязательства Центральных органов стран входит обнаружение местонахождения ребенка, предотвращение причинения дальнейшего вреда ребенку или ущерба заинтересованным сторонам, обеспечение добровольного возвращения ребенка или содействие мирному урегулированию спорных вопросов, инициирование судебных процедур, чтобы добиться возвращения ребенка, обеспечение оказания юридической помощи, предусмотрение необходимых административных мер.

На практике – во всяком случае, в Израиле – все происходит несколько иначе, и назначение Центрального органа отнюдь не означает, что пострадавшая сторона может полагаться на немедленное возвращение удерживаемого ребенка. Центральные органы договорившихся стран скорее выполняют функции надзора, в то время как основные действия для возвращения ребенка придется инициировать именно пострадавшей стороне, не зря говорят "спасение утопающих дело рук самих утопающих", а прокуратура лишь может содействовать обратившемуся при выборе адвоката.

Содействие при выборе адвоката также происходит довольно пассивно – список адвокатов, специализирующихся в делах, связанных с Конвенцией, опубликован на официальном сайте международного отдела прокуратуры при Министерстве юстиции и все они платные, а процесс получения бесплатной юридической помощи тем, кто отвечает на соответствующие критерии, может занять долгое время, которое не всегда есть.

Согласно статье 3 Конвенции, перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные при нарушении прав опеки пострадавшей стороны и при условии, что права опеки эффективно осуществлялись. В отдельных случаях, защитой матери, которая без разрешения отца увезла ребенка в другую страну, может послужить аргумент, что отец не интересовался им и не принимал участия в его жизни и воспитании.

При разбирательстве суд рассмотрит, являлась ли страна, из которой увезли ребенка, страной постоянного проживания ребенка. При этом, например, если на момент разбирательства ребенок уже проживает длительное время в стране, где его удерживают, эта страна все еще не превращается в страну постоянного проживания ребенка и, за исключением редких случаев, суд не учитывает настоящие условия проживания ребенка – достаточно, что ребенка увезли из страны его постоянного проживания.

Заявление о похищении ребенка или удержании его в другой стране нужно подавать в Центральный орган по месту проживания, который со своей стороны обратится в Центральный орган страны, где удерживается ребенок.

Статья 15 Конвенции указывает, что судебные органы страны, где удерживается ребенок, вправе потребовать, чтобы заявитель получил от органов государства постоянного проживания ребенка решение или определение, подтверждающее, что перемещение или удержание ребенка были незаконными.

Вопреки положениям Конвенции, я настоятельно рекомендую пострадавшей стороне самой действовать согласно 15 статье Конвенции, не ожидая предписания от судебных органов страны, где удерживается ребенок, и немедленно обращаться в суд по месту жительства с просьбой вынести решение о незаконности перемещения или удержания ребенка в другой стране. Такое решение может быть чрезвычайно полезным при разбирательствах в судах страны, где удерживается ребенок.

В случае, если Центральному органу страны, где удерживается ребенок, не удастся привести к добровольному возвращению ребенка – а Центральному органу, скорее всего, не удастся даже установить, где находится ребенок –, пострадавшей стороне придется самостоятельно узнать, где удерживается ребенок и самой обратиться в суд по месту его удержания.

Согласно Конвенции, суд страны, где удерживается ребенок, должен предписать указ о немедленном возврате ребенка, если не прошел один год со дня незаконного перемещения или удержания.Доказательства того, что ребенок адаптировался в новой стране, суд будет рассматривать только в том случае, если иск о возврате ребенка подан по истечению года со дня незаконного перемещения или удержания.

Суд имеет право отказать в удовлетворении иска о возврате несовершеннолетнего в случае, если лицо, подавшее иск, фактически не осуществляло свои права опеки или в случае, если доказан риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным способом поставит его в невыносимые условия. Так же суд может отказать в возвращении ребенка в случае, если ребенок достиг должного возраста и степени зрелости, при которых следует принимать во внимание его мнение, и ребенок возражает против возвращения.

Отмечу недостаточность голословных утверждений, что отец/мать, у которых забрали ребенка, способны нанести ему вред – именно сторона, которая увезла или удерживает ребенка, утверждая, что возвращение создаст угрозу причинения физического или психологического вреда, несет особо тяжкое бремя доказательства таких утверждений в суде. В большинстве случаев, если сторона не приводит доказательств произошедшего в прошлом насилия, такие утверждения отклоняются судом.

Первое заседание суда назначается не позже пятнадцати дней после подачи иска. Уже на этом заседании суд уполномочен вынести ордер о немедленном возврате ребенка в страну его постоянного проживания. При выносе ордера о возврате несовершеннолетнего, суд имеет право задействовать социальных работников и полицию, а Центральный орган страны, где удерживается ребенок будет координировать их действия.

В случае задействования социальных служб и полиции, все расходы, связанные с возвращением ребенка в страну его постоянного проживания, будет нести похитившая/удерживающая ребенка сторона.

Конвенция указывает, что судебные органы страны, где удерживается ребенок, должны вынести решение в течение шести недель со дня подачи иска, но данная статья не всегда соблюдается, и, указав обстоятельства, которые помешали ему вынести решение в должный срок, суд имеет право отложить вынос решения в деле.

Подытоживая сказанное, в случае, если вашего ребенка похитили или незаконно удерживают в другой стране, рекомендую предпринимать следующие действия:

1) Подать жалобу в полицию. Похищение и незаконное удержание ребенка являются уголовным преступлением. В Израиле, например, суд арестовал мать, которая незаконно увезла и оставила сына в Украине.

2) Обратиться в Центральный орган страны постоянного проживания ребенка, проследить за обращением в Центральный орган страны, где удерживается ребенок, но не ждать их действий, а продолжать заниматься вопросом самостоятельно.

3) Немедленно, не ожидая предписания от судебных органов страны, где удерживается ребенок, подать в суд иск с просьбой вынести решение, что перемещение или удержание ребенка в другой стране являются незаконными.

4) Немедленно обратиться к адвокату (желательно не выбирать самого первого, а провести опрос и получить несколько предложений) в стране, где удерживается ребенок, и как можно скорее подать иск в уполномоченный суд.