Все записи
13:34  /  15.09.16

1330просмотров

Как Юлмарт сыграл с сотрудниками в Дарта Вейдера

+T -
Поделиться:

В преддверии конференции "Управление массовым и линейным персоналом", я взяла интервью у Киры Гусевой, которая занимается дистанционным обучением персонала в Юлмарте, крупнейшей компании рынка электронной торговли в России. В прошлом году им нужно было вдохновить сотрудников на активную работу во время высокого сезона и найти новые решения по увеличению эффективности каждого. Доносить идею решили  в игровой форме. Мы поговорили с Кирой о том, что из этого вышло.

- Кира,  почему вы стали заниматься геймификацией? Почему обратили внимание на этот инструмент?

- В 2014 году перед нами стояла важная стратегическая задача. Нужно было поменять отношение людей к тому, что в преддверие нового года мы не будем увеличивать штат и добирать новых сотрудников, как это принято в ретейле в высокий сезон. Это решение нужно было преподнести так, чтобы вызвать у людей не разочарование в связи с увеличением нагрузки, а интерес. Мы долго думали, какой инструмент поможет объяснить коллегам новые реалии,  за счет чего можно повысить производительность и как сделать так, чтобы людям было интересно работать. Решили попробовать поиграть. Играли в “Звездные войны”, и получили просто невероятную вовлеченность сотрудников.

 

Проект прошел настолько эффективно, что мы решили ввести геймификацию в наш постоянный арсенал и использовать как технологию прохождения высокого сезона. У нас уже не было задачи менять сознание людей, мы лишь хотели удержать производительность на том же уровне и рассказать, как можно повышать продажи. И снова у нас все получилось.

- Когда вы говорите “все получилось”, о чем речь? Какие цели вы ставили?

-  Нашей основной целью на первом этапе было сохранить фонд оплаты труда на уровне сентября, не теряя качество работы компании. У нас был отличный результат, мы достигли поставленных целей и даже сделали немного больше. Кроме того, что мы обошлись без новых сотрудников людям было интересно, весело. Мы играли за темную сторону, у нас был свой Дарт Вейдер, звездные флоты, межгалактические корабли. Боролись с кораблями повстанцев (это целевые показатели производительности (продажи в час, выработка в час и т.д.). Сбить корабль повстанцев – значит, выполнить свои целевые показатели).

 

 

Во второй раз цели изменились, но была достигнута важная вещь. Все знали об игре и осознанно принимали решение, играть или не играть. Плюс вторая геймификация показала серьезность наших намерений. Мы по итогам с победителями съездили в Сочи на Формулу 1 (использовали метафору гонок в геймификации), они поняли, что если хорошо поработать, то действительно можно получить признание, призы, известность внутри компании и т. д.  Каждый почувствовал, насколько он может повлиять на что-то. Когда люди увидели, что кто-то уже получил призы, они начали играть активнее, Команды шли “нос к носу”, все было очень живо и весело, и цель подготовки к высокому сезону была выполнена.

 

Плюс у нас есть еще и социальная составляющая у каждой геймификации. Есть промо-коды, которые сотрудники дают друзьям и знакомым. На часть полученных с промо-кодов денег мы закупил подарки для детей из детских домов.

- Сколько сотрудников участвовало в последней геймификации?

- Вовлекали мы много, но активно участвовало порядка 1,5 тысяч. Это около половины линейного персонала.

- А вы для себя ставили какие-то показатели, какой процент вовлеченных - это хорошо?

- Мы считали два показателя вовлечения. Во-первых, люди должны были зарегистрироваться в игре - тут мы ставили показатель 90%, а по факту получилось около 100%. А второе - это насколько активно люди участвовали, брали задания и их выполняли. Но надо понимать, что  

геймификация  -  это не универсальная таблетка. Поэтому кто-то играл увлеченно, а кто-то понял, что такой способ мотивации не для него.

- Я сталкиваюсь с подобными сложностями, когда веду онлайн-занятия в своей школе. Причем я заметила, что чем короче курс, тем выше процент закончивших его. Есть ли у тебя какие-то рекомендации с точки зрения геймификации и организации процессов?

- С людьми нужно постоянно работать. Причем важно, чтобы это делали руководители.  Нельзя просто вовлечь людей, а потом время от времени что-то с ними делать. У нас во время первой геймификации были сходки, на которых принимались решения, потом они исполнялись. И по степени исполнения этих решений начислялись баллы.

 

Во второй геймификации мы это повторили, руководителям тоже нужно было в течение недели встречаться с сотрудниками и брать на себя определенные обязательства. Например, я обязуюсь сделать средний чек 120% от обычного. И если они выполнят это обязательство, то добавятся очки. Это очень хороший механизм: предложить людям взять какую-то задачу на короткий период, показать им их возможности, бросить вызов…

- А если комбинировать индивидуальную и командную игру? Ты думаешь, это повысит эффективность?

- Конечно. В первой геймификации у нас не было индивидуальных показателей, это сказалось на эффективности. Во второй мы учли свои ошибки, сконцентрировались на индивидуальном зачете. А если бы мы сделали равнозначный акцент на индивидуальном и командном - было бы еще лучше.

- Сколько может длиться одна игра?

- У нас игры длились 2-3 месяца, не больше. За это время точно можно и вовлечь, и результаты получить, и дух поддержать. Но я встречала и людей, которые играли по два года. Но я не знаю, как им удавалось поддерживтаь интерес - обычно за два года и персонал успевает смениться. А 2 месяца - это нормально, особенно если это приурочено к чему-нибудь, например, к высокому сезону или к дню рождения компании.

- Допустим, какая-то компания вдохновилась вашим примером и решила провести игру со своими сотрудниками. С чего им нужно начать?

- Начать нужно, как водится, с себя.  Например, если люди не верят в эффективность игр, то точно лучше их не проводить. Если они в это поверили, походили по конференциям, решили, что это круто, то им лучше позвать профессионального организатора и провести первую игру вместе с ним. Потому что лично мне не хватило компетенций, чтобы запустить геймификацию. Сейчас мы уже лучше разбираемся в этой истории, будет третья серия игры. Но если начинать без специалиста, то получится детский сад, а не вдохновляющий процесс.

 

 

Внедрение можно начать с настольной деловой игры. Тут бонус в том, что ее можно сделать самостоятельно, а значит дешево. Если удастся сделать ее такой, что многие будут в нее играть, то это означает, что в вашей компании есть смысл пробовать гемифицировать обычную работу. Кроме того, вы лучше узнаете своих сотрудников, поймете, что их мотивирует.  

Обычные тренинги не так показательны в плане геймификации. Они обычно проходят хорошо, но это не означает, что геймификация тоже пойдет “на ура”. А вот настольная игра вполне может это показать, равно как и геймифицированные электронные курсы.

Скажем, в компании запустили электронный курс, получили хорошие отзывы (“ой, прикольно”), то, возможно, и геймификация вам подойдет.

Если говорить по процессу проектирования геймификации, то это постановка бизнес-цели, формирование команды проекта, определение механики игры, разработка игровой метафоры, плана коммуникаций и вовлечения, яркий запуск, поддержка и сопровождение, подведение итого и публичное награждение участников.

- Много ли сейчас провайдеров, которых можно подключить к работе?

- Меньше 50, но больше 5. И все они заняты работой - иногда геймификацией, иногда тренингами или бизнес-курсы. Очень известны компаний 10, они ведут больших клиентов.

- Представь себе, что у тебя есть волшебная палочка, которой ты могла бы загадать желание про игровую отрасль в России. Что бы это могло быть?

- Я бы пожелала, чтобы все компании-провайдеры работали вовлеченно. И чтобы все поняли, что геймификация - это круто, это работающий инструмент. И чтобы он стал немного дешевле за счет оптимизации механик.

- А на какую сумму сейчас можно рассчитывать?

- От миллиона и выше. Вообще, я хочу сказать, что сейчас с геймификацией в России все очень неплохо. Но, как всегда, хочется лучше и больше.

PS Кира Гусева выступит 21-го сентября в Swissotel. Подробнее о других спикерах на сайте конференции

Читайте также

Новости наших партнеров